Сегодня четверг, 25 апреля 2024 года.

Поиск  

Пример: 13   
14 декабря 2006 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

Школа высшей пробы

Смоленская школа №33 ассоциируется в регионе с интересными педагогическими находками, победами учеников в олимпиадах и конкурсах, общей атмосферой поиска и инновационности. И этот имидж приходится постоянно подтверждать. Уже много лет школа фактически существует в режиме эксперимента. Похоже, эксперимент удался: нынче потенциал педколлектива материализовался в миллион рублей, который школа получила в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Мало того, 33-я школа стала первой в рейтинге лучших общеобразовательных учреждений области.

Как удается педсоставу, постоянно находясь в движении, держать марку? «Мы уже привыкли. Когда люди увлечены работой, трудностей не замечаешь, - говорит директор школы Лидия Алексеевна КУДИНОВА. - И это настрой не только мой, но и всей школы. Тем более когда видишь, что твои усилия приносят плоды, когда высок результат по ЕГЭ, дети удачно выступают на городском Дне науки, областных олимпиадах и конференциях, слышишь положительные отзывы родителей, знаешь, что школа имеет авторитет в городе и области, понимаешь - направление выбрано верно. Наш коллектив не хочет стоять на месте - у нас работают увлеченные люди, которых нетрудно зажечь новой идеей. Потому и текучести кадров как таковой нет: те, кто работает хотя бы 10 - 12 лет, уже никуда не уходят».

Но так было не всегда. Когда в 1987 году в учебное заведение пришел новый директор, школа считалась одной из рядовых. Мириться с таким положением дел Лидия Алексеевна не захотела. Появилась идея - заключить договор с энергоинститутом. Это сейчас такой симбиоз среднего и высшего образования в порядке вещей, а для того времени это был смелый шаг. Сформировали не без труда два специализированных класса, которые дважды в неделю стали заниматься на базе энергоинститута, у вузовских преподавателей. И дело пошло.

33-я «зазвучала» в городе. Дальше - больше. Конвейер «школа - институт» заработал, было даже время, когда школьные выпускные экзамены совпадали с вступительными в СФ МЭИ. Интерес к сотрудничеству проявили медакадемия и педколледж. Сейчас воспринимается как само собой разумеющееся, что ученики определяются с будущей профессией очень рано.

Еще в инновационной копилке 33-й школы - интегрированные уроки, профильное образование и предпрофильные девятые классы. О каком образовательном ноу-хау ни вспомни, везде в числе первых, кто стал реализовывать его в области, будет 33-я школа. «Так получается, что мы что-то внедряем, а потом об этом начинают говорить в масштабе региона и России. И система «школа - вуз», и адаптивная школа, шестилетки, экология и диалектика, предпрофильное обучение...» - говорит Лидия Алексеевна.

Сейчас педагогические новации реализуются в рамках модели школы «Экология и диалектика», концепция которой предусматривает воспитание у молодых людей чувства личной ответственности за сохранение природы Земли и разумной жизни на ней. В основе нового подхода - принцип единства мира природы и мира человека. Когда в 33-й узнали о концепции, обратились к основоположнику направления, профессору Льву Тарасову из Москвы, попросили его разрешения участвовать в этом эксперименте. Вот уже год, как весь образовательный процесс вошел в экологическое русло. Но и на этом педколлектив решил не останавливаться: 33-я школа стала областной площадкой по реализации проекта «Управление формированием ключевых компетенций субъектов образовательного процесса в условиях модели общего образования «Экология и диалектика». Но о компетенциях - ниже.

Компетентные учителя...

Успешные ученики - главная гордость школы. Но их уровень - это отражение уровня педагогов. Лучше всего характеризует педколлектив тот факт, что сразу три специалиста 33-й школы вошли в число 65 лучших учителей Смоленщины, получивших президентские гранты по 100 тысяч рублей. Вот их имена: Ирина Алферова - учитель истории, Светлана Кошелева - преподаватель музыки, Сергей Захаров - преподаватель биологии. По ним в школе сверяют часы педагогического мастерства. Ученики Ирины Николаевны постоянно входят в число призеров областных и российских олимпиад по праву, показывают высокие результаты на ЕГЭ. Воспитанники Светланы Николаевны, восходящие звездочки на музыкальном небосклоне, часто становятся победителями конкурсов областного и российского уровня. Сергей Петрович в прошлом году представлял опыт своей работы на областном смотре «Учитель года» и стал победителем. И у экспертной комиссии не возникло вопросов, вносить ли в списки кандидатов на конкурс «Лучшие учителя России».

Нацпроекты придали новый импульс творческим поискам: те учителя, которые не рискнули в этом году представить свои проекты, глядя на успех коллег, собираются в следующий раз попытать удачи.

...и компетентные ученики

Именно Сергей Петрович Захаров начал развивать то направление, которое является сейчас самым инновационным, - формирование ключевых компетенций у учеников.

Суть этой концепции в следующем: основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Чтобы в дальнейшей жизни человек не терялся, он должен уметь искать, отбирать материал, заставить себя приступить к тому или иному делу, думать, адаптироваться... Да мало ли еще чего, чему не учат в школе при «дедовских» подходах! Но традиционные методы типа «выучил - ответил» сейчас уже не котируются - на уроках можно научиться многому, помимо обязательной программы, если изменить форму занятия. На первом году реализации проекта в 33-й школе стали работать с общими компетенциями: думать, приниматься за дело, искать.

- На данном этапе развития школы этот вопросу является наиболее острым и значимым для учеников, - говорит Сергей Захаров. - Обучение в школе должно быть приближено к реальной жизни. Иначе мы будем учить тому, что наши ученики нигде не смогут применить. Как формирование компетенций идет на уроках биологии? Прежде всего, изменился подход к организации учебного процесса. От монологического изложения, когда учитель стоит у доски и 40 минут что-то объясняет, - к деятельностному подходу, когда учитель прежде всего планирует не то, что он будет делать, а работу ученика. С первой минуты урока до последней он должен работать и успеть как можно больше. Для этого существуют разнообразные приемы и техники, которые позволяют сформировать навыки устного и письменного общения, коммуникации, поиска информации... Но одного учебного предмета недостаточно для формирования компетенций. Они ведь не находятся в области определенного предмета - их можно назвать надпредметными. И этот проект стал общешкольным. А если ученик обладает навыком поиска информации, он сможет подготовить сообщение и по биологии, и по физике, и по физкультуре. Если умеет классифицировать материал, анализировать информацию, нет разницы, из какой она сферы.

И когда школьники выходят из стен школы, им - да и нам всем! - требуются именно такие способности. Например, критически относиться к информации, которая дается с телеэкрана, если она противоречит научным воззрениям. Самое интересное, что ученики принимают такой взрослый подход. Сейчас я работаю с 10 -

11-классниками. Я видел их рост с седьмого класса. Им нравится, что материал, который мы рассматриваем, связан с их повседневной жизнью. Эта личная заинтересованность, личная значимость - тот стержень и мотив, которые заставляют ребенка учиться. Какова результативность? Когда мы проводим контрольные, самостоятельные, я им очень часто предлагаю вопросы на рассуждение, на обоснование своей точки зрения. Это им удается, они не боятся высказывать свою точку зрения, которая не совпадает с моей точкой зрения или соседа. Они умеют найти выход из той ситуации, которая отличается от стандартной.

В этом же ключе еще одно новое направление - развитие креативного мышления. В этом году в 33-й школе ввели предмет «Творчество» с 1-го по 8-й класс. Но, чтобы научить этому ребенка, самому нужно быть супертворческим! К счастью, других учителей здесь и нет.

Что собой представляют такие уроки?

- Например, занятие по теме «Закончи рассказ», - рассказывает Лариса Анатольевна

Куришкина, заместитель директора по научно-методической работе, заслуженный учитель РФ и кандидат педагогических наук. - Этот урок нацелен на развитие фантазии и оригинальности мышления ребенка. Как ученику дать представление о том, что такое «оригинальность»? Занятие начинается с того, что детям предлагается за две минуты подобрать слова-ассоциации к слову «фантазия». Каждый генерирует, сколько может: у одного

20 слов, у другого - пять, в зависимости от способностей. Потом находят самое оригинальное - то, которое встретится один раз. Другое задание - закончить малоизвестную поговорку. Или смоделировать ситуацию - закончить сказку «Колобок» таким образом, чтобы она имела счастливую, или несчастливую, или фантастическую концовку. Оценки? Их нет, ведь на таком уроке для ребенка главное - победа над собой и личностный рост. Интересно, но весело не бывает. Дети понимают, что творчество - большой труд и получить результат непросто.

Капля дегтя в бочке меда

- Ожидали ли мы, что станем первыми в рейтинге? Во всяком случае, что войдем в число победителей, не сомневались, - говорит директор. - Уж очень была велика новизна того проекта, который мы подавали. Суть проекта только-только начинают раскрывать в науке. Проблема ключевых компетенций пока рассматривается в теоретическом аспекте, мы - одни из первых, кто приступил к ним на практике, и с полным правом можем называть себя первопроходцами. Мы люди самоуверенные, и это не всем нравится, но помогает нам двигаться вперед и быть уверенными в том, что тот высокий результат, к которому мы стремимся, мы получим. У коллектива есть хорошее качество - умение двигаться вперед лицом. Профессиональное чутье, интуиция позволяют чувствовать новое, ориентироваться в нем. Знаем, куда ступить, чтобы было твердо. А когда учитель живет в атмосфере нового, это его заставляет еще больше двигаться вперед.

С нацпроектом «Образование» школа получила новый импульс к развитию. Лучшие учителя деньги получили без проблем. Классные руководители получают доплаты с прошлого года. А вот с миллионом, который школа получила за внедрение инновационных программ, вышла неувязочка.

Что такое миллион рублей в масштабах школы? Если учесть, что до сих пор на инновационные процессы в собственном смысле слова тратиться не было возможности, это солидная сумма.

В прошлом учебном году школе выделили еще один компьютерный класс. Но из-за проблем с крышей его так и не успели установить. У руководства школы есть задумка использоватьинтерактивные технологии обучения, более активно использовать компьютер в преподавании всех предметов, а мультимедийные установки позволят сделать процесс преподавания более техничным...

В школе очень обрадовались, когда узнали, что получат миллион. Ведь это - возможность более активно привлекать детей и учителей к инновационным процессам. Однако к началу декабря из выделенных денег из-за бюрократических проволочек еще не увидели ни копейки. Сейчас полученный миллион приходится тратить в пожарном порядке. Да если бы не задержка, все равно порядок расходования средств требует доработки. Например, часть средств решили потратить на повышение квалификации - оплатить участие школьной команды в конкурсе «Одиссея разума», своеобразной олимпиаде по креативности, которая будет проходить в Белоруссии и Германии в 2007 году. Но о потраченных средствах нужно отчитаться уже в декабре. А поездка обойдется в 70 тысяч. Похоже, с этой идеей придется распрощаться.

Николай Медведев

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Архив

14 декабря 2006

Всем миром против детской преступности!  1470

Музыкальный форум общероссийского масштаба в Смоленске  1248

Сеть аптек «Фармакор» открыла филиал в Смоленске  1370

Только каждого восьмого автовора наказывают  1070

Судебный пристав окупается 14 раз  1587

В Смоленской области действует региональный штаб по работе с потребителями  1233

• Смоленская школа №33 стала первой в рейтинге лучших общеобразовательных учреждений области  5451

Пьяный вояж со смертельным исходом  1264

Храм книги собрал друзей  1169

Кредо Николая Карташова  1280

В рамках Дней польской культуры в Смоленске  1216

Бюджет Смоленска «потяжелеет» на 23 процента  1311

Предприятиям-должникам дают шесть лет  1211

В городе Смоленске без вести пропал тираж одноименного журнала  1299

У жителя Смоленской области нашли арсенал оружия времен ВОВ  2648

В социальных роликах BBDO Moscow снимались дети из смоленского интерната  1509

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БУДЕТ РАСШИРЯТЬСЯ  1181

ГУБЕРНАТОР ВСТРЕТИЛСЯ С БЕЛОРУССКИМ ПОСЛОМ ПО ОСОБЫМ ПОРУЧЕНИЯМ  1144



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)