Сегодня четверг, 28 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
23 декабря 2006 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

Как победить в конкурсена лучшего учителя

После встречи с заслуженным учителем России, преподавателем химии и биологии вяземской МОУ СОШ № 5 Надеждой Ивановной Ампелонской меня долго не покидала мысль: «Как жаль, что мне не довелось у нее учиться!» В жизни каждого из нас немало учителей, но встретиться с Учителем суждено не каждому. Веселая и строгая, жизнерадостная и требовательная, любящая и заботливая, Надежда Ивановна Ампелонская - педагог, как говорится, от Бога. Думаю, с моими словами согласятся тысячи выпускников и сотни сегодняшних учащихся. Надежда Ивановна преподает в школе почти тридцать пять лет, но помнит многих школьников, повстречавшихся ей за десятилетия преподавательской деятельности. И эту женщину с добрыми и теплыми глазами помнят, знают и уважают как взрослые, так и дети. Когда в девяностых годах Фонд Сороса проводил опрос среди студентов московских вузов о том, кого из школьных учителей они считают лучшими, в список наиболее часто упоминаемых педагогов дважды - в 1995 и 1998 годах - попадала вяземская учительница Н. И. Ампелонская.

Первопроходцы

В этом году Надежда Ивановна Ампелонская участвовала в конкурсе «Лучший учитель образовательного учреждения Смоленской области». Он проводился впервые в рамках приоритетного национального проекта «Образование». На смотр было подано сто десять заявок. В числе победителей оказалось 65 преподавателей Смоленщины. Все они получили вознаграждение из федерального бюджета. Президентская премия составила 100 тысяч рублей.

В число лучших учителей вошла преподаватель химии и биологии вяземской МОУ СОШ №5 Надежда Ивановна Ампелонская. Согласно условиям конкурса в течение ближайших пяти лет она не сможет участвовать в данном проекте. Зато вяземская учительница готова поделиться секретом успеха с теми, кому только предстоит испытать собственные силы на звание лучшего в области педагогики.

Впервые о приоритетном национальном проекте «Образование» вяземская учительница услышала в конце прошлого года из выпуска теленовостей. Часто повторяющимся сюжетам Надежда Ивановна не придала особого значения. Думала, что все это - для мегаполисов, но никак не для педагогов одного из провинциальных городков. Когда через некоторое время в школе всерьез заговорили об участии в национальном проекте, Надежда Ивановна все еще сомневалась. А затем вместе со своей коллегой, преподавателем математики той же школы Г.Н. Ефремовой, решила подать заявку на конкурс.

«Нам было очень непросто, потому что мы были первыми, и никто еще толком не знал, что и как нужно делать. К тому же времени для подготовки было совсем мало, а работа предстояла чрезвычайно большая, - рассказывает Н.И. Ампелонская. - Нужно было не только составить подробную аналитическую справку за три года, но и буквально подтвердить каждую ее строчку документально. Приходилось не только поднимать школьные архивы, но и обзванивать бывших учеников, делать ксерокопии с их почетных грамот и сертификатов. Работа была очень кропотливой. Раз я пишу фразу, должна ее подтвердить, а директор школы - заверить. В те дни ложилась спать не ранее двух часов ночи…»

«Двойка» за компанию

Об учительской профессии Надежда Ивановна мечтала с детства. Уже тогда в бесконечных девчоночьих играх «в школу» ее стали величать по имени-отчеству, ведь Надя неизменно выступала в роли сурового педагога. Не забывая упоминать отчество, к восьмилетней Надюше обращались и дома: немного дразнили за такую тягу к «учительству».

«Я воспитывалась в семье, где интересы детей всегда были на первом плане, - вспоминает Надежда Ивановна. - Нас с братом любили, уважали наше мнение и делали все, чтобы мы выросли достойными людьми. Тому хорошему, что есть во мне, я обязана своим родителям: Екатерине Михайловне и Ивану Илларионовичу. К сожалению, мой отец умер два года назад. Старенькая мама до сих пор живет в городе Сасово Рязанской области. Для меня мама - образец для подражания, как человек, как мать, как бабушка и прабабушка».

Надежда Ивановна рассказывает, что с малых лет была прилежным и усидчивым ребенком. «В отличие от брата, обладавшего массой способностей, мне приходилось добиваться всего упорным трудом, - рассказывает она. - Я всегда тщательно готовила уроки, никогда не уходила гулять, пока не выполню домашнее задание. Относилась к учебе с ответственностью, потому была круглой отличницей».

Единственную за все школьные годы «двойку» Надежда Ивановна помнит до сих пор. Весь класс не подготовился к уроку по немецкому языку. Исключением стала только Надежда. Но из чувства солидарности с одноклассниками отличница сказала, что не готова к уроку, за что и получила «пару» наравне с однокашниками.

Хорошая подруга и старательная ученица до сих пор с благодарностью вспоминает своих педагогов из сто шестой средней школы города Сасово: первую учительницу Г. В. Зеленову, классного руководителя Л.П. Короткову, учителей-предметников В.С. Пантюхину, З.С. Дмитриеву, А.М. Тарновскую, С.М. Рождественского, М.И. Зотикову, Л.И. Колдышеву и других. «Благодаря им я и стала учителем», - убеждена Надежда Ивановна.

В 1968 году она с серебряной медалью окончила среднюю школу. Разумеется, сомнений в выборе вуза не было: только педагогический! В тот же год поступила на естественный факультет Рязанского государственного педагогического института. Получила образование, вышла замуж за военного и в 1974 году вместе с ним приехала в Вязьму - город, который стал для Надежды Ампелонской второй малой родиной.

В начале семидесятых устроиться на работу в среднюю общеобразовательную школу было непросто. Поэтому первое время Ампелонская преподавала в учебно-консультационном пункте очно-заочной железнодорожной школы. Затем перешла на работу в учебно-консультационный пункт Московской межобластной очно-заочной школы для слепых и слабовидящих. «Мне нравилось то, что я делаю, - рассказывает Надежда Ивановна. - Только меня тянуло к детям, чувствовала огромное желание работать именно с ними. Когда мне предложили место учителя химии и биологии в средней школе № 5, я с радостью согласилась!»

С самых первых минут работы в школе Надежда Ивановна поняла, что попала в прекрасный коллектив. Она может часами рассказывать о коллегах, щедро делившихся педагогическим опытом и знаниями.

«К сожалению, многих из этих прекрасных людей уже нет в живых, - замолкает Надежда Ивановна и вспоминает вновь: - Наш коллектив всегда жил насыщенной жизнью! У нас были конкурсы художественной самодеятельности, спортивные соревнования, праздничные вечера, экскурсии. И сейчас в нашей школе много талантливых, творчески работающих учителей. Ко всем я отношусь с большим уважением, со многими меня связывает настоящая дружба».

Д’Артаньян в химическом театре

Более десяти лет Н.И. Ампелонская руководит школьным химическим клубом.

«К сожалению, не все любят химию, - делится своими переживаниями учительница. - Поэтому я много занимаюсь внеклассной работой. Она не только повышает у школьников интерес к предмету, но и позволяет ощутить радость общения с детьми во внеурочной обстановке. Ребята раскрываются с совершенно неожиданной стороны, проявляются как личности».

Названия клубных занятий под руководством Н.И. Ампелонской говорят сами за себя: «Детектив-шоу в гостях у химического клуба», «Химический ринг», «Что? Где? Когда? Конкурс знатоков по теме «Искусство в жизни ученых-химиков», «Колесо истории химического клуба» и многое другое. Во время внеклассных занятий проходят не только тематические заседания и конкурсы. Ребята ставят спектакли, как, например, «Д’Артаньян и три мушкетера. Химико-биологическая версия». Кроме того, школьники проводят заочные олимпиады и вместе выезжают на экскурсии. Школьная команда юных химиков с успехом выступает на городских и областных состязаниях. Среди выпускников Ампелонской есть участники и победители всероссийских олимпиад. Каждый год ее бывшие ученики успешно сдают вступительные экзамены в вузы, некоторые - и таких немало! - связывают с химией свою профессию. Надежда Ивановна гордится ими.

В пятый раз Ампелонская становится классным руководителем: «Каждый школьный выпуск - это несколько прожитых вместе лет. Среди моих «пятых» много детей наших выпускников. Я люблю их всех, слежу за тем, как складываются их жизни, радуюсь их достижениям, как своим собственным, и переживаю, когда у них возникают проблемы».

Сыновья гордятся, что их мать - учительница

Надежда Ивановна живет своей работой и… часто «ругает» ее. За то, что она трудная, постоянно держит в напряжении, требует полной отдачи, отбирает много сил и энергии. А ведь у талантливой учительницы двое сыновей. Сегодня они уже взрослые люди. Оба получили высшее образование, каждый занимается любимым делом, в котором достиг немалых высот. Старший сын работает экономистом в крупном военном ведомстве в столице. Младший - журналист, три года трудился в военном отделе «Московского комсомольца». Сегодня он - редактор телевизионной программы «Улицы твоей судьбы» на канале «ТВЦ». «Сыновья - моя радость, - улыбается любящая мама. - В них есть те качества, которые я считаю обязательными для каждого порядочного человека. И еще они гордятся тем, что их мать - учительница».

Впрочем, бывали в жизни моменты, когда Н.И. Ампелонская тихо завидовала людям, которые не несут домой гору тетрадей для проверки, не проводят выходные в написании очередного сценария для «химического» вечера, спокойно спят по ночам, не думая о том, что завтра на урок придет комиссия, не переживают до головной боли - сдадут ли экзамены выпускники?.. Но стоит ей только уйти в отпуск или ненадолго уехать куда-то, как хочется на работу.

«Школа - моя жизнь, - говорит Надежда Ивановна Ампелонская. И, словно оправдываясь, добавляет: - Может быть, кому-то эта фраза покажется напыщенной, но для меня она очень естественна. Я нисколько не кривлю душой».

Самое дорогое звание

В 1989 году Н.И. Ампелонской присвоили звание старшего учителя. Через два года она стала отличником народного просвещения РФ. В 1993 году Надежду Ивановну поздравляли с новой наградой: она стала заслуженным учителем РФ. Грант «Соросовский учитель» Ампелонская получала дважды. «Это звание дано мне моими выпускниками-студентами. Поэтому оно особенно дорого», - признается учительница.

За советом к ней постоянно обращаются ученики, родители и даже коллеги (Ампелонская десять лет возглавляла районное методическое объединение учителей химии). «Счастье и радость заключаются в том, чтобы чувствовать себя нужной людям», - уверена наша землячка.

Известие о победе в конкурсе «Лучший учитель образовательного учреждения Смоленской области» застало Надежду Ивановну в соседнем городе, где она навещала родных. Радостный голос из телефонной трубки сообщил, что она и ее коллега - Галина Николаевна Ефремова - вошли в число педагогов-победителей. Торжественное чествование проходило в День учителя в Смоленске.

«Теперь я уже могу поделиться опытом с теми, кто хочет участвовать в конкурсе национального проекта «Образование»: если кому-то нужны конкретные рекомендации, обращайтесь, - говорит Н.И. Ампелонская. - Главное - не пасовать, не бояться трудностей и обязательно идти к заданной цели. Как оказалось, участвовать в конкурсе национального проекта непросто, но победить возможно! Побольше уверенности в себе, упорства - и все будет хорошо!»

Лариса ЖУКОВА

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Архив

23 декабря 2006

Гарлем на улице Шевченко  1167

Встретим Новый год... «по-свински!»  1196

Пособие на ребенка станет больше?  1078

• Как победить в конкурсе на лучшего учителя  3710

Смоленским крестьянам отказали в компенсации  1001



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)