Сегодня среда, 27 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
19 октября 2011 года   |   www.smolensk-i.ru   |   Обсудить

Администрация Сергея Антуфьева переходит на трехлетнее бюджетирование

Евгений ВАНИФАТОВ

Администрация Сергея Антуфьева переходит на трехлетнее бюджетирование — в последних числах октября в Смоленскую областную Думу впервые будет внесен проект регионального бюджета на 2012–2014 годы. Документ будет дефицитным, что связано с исполнением повышенных социальных обязательств, продекларированных главой региона в том числе и в ходе августовского визита в Смоленск премьер–министра Владимира Путина. Впрочем, как отмечает начальник департамента бюджета и финансов Смоленской области Игорь Скобелев, за три года предлагается снизить бюджетный дефицит на треть, с 15 до 10 процентов. «Логика проста: жить по средствам лучше всего», — отмечает он.

— Игорь Викторович, в свете недавней отставки министра финансов Алексея Кудрина предлагаю начать беседу с вопроса о роли «личности в истории». Президент Дмитрий Медведев, комментируя эту отставку, подчеркнул, что правительство прежде всего проводит финансовую политику президента. Какова ваша роль в реализации финансовой политики, проводимой администрацией Смоленской области? Кто вы — покорный исполнитель, советник, генератор идей?

— Задача любого финансового органа состоит в поиске баланса между аппетитами распорядителей средств и макроэкономической стабильностью. Нам нужно собрать доходы и в то же время обеспечить финансирование приоритетов без превышения ограничений бюджетного кодекса (того же размера госдолга). Такое положение вещей не оставляет мне никакого выбора, кроме как «гнуть» консервативную финансовую линию. Вместе с тем, иногда департамент финансов имеет и собственную точку зрения по приоритетам расходования бюджетных средств. Так что, определяясь с ролью «личности в истории», думаю, начальник финансового департамента — это помощник и советник на этапе принятия решений, и исполнитель после утверждения финансовой политики, последнее слово в которой, безусловно, за губернатором.

— В адрес Алексея Кудрина была высказано немало упреков, в числе которых и «фривольная» раздача средств. «Этим не дал, а тем — вон сколько!» Как это коррелируется с предыдущим посылом Медведева, действительно ли пост федерального министра финансов позволяет распоряжаться бюджетными расходами на собственное усмотрение?

— Думаю, министр финансов Алексей Леонидович Кудрин был ограничен в проведении какой–то собственной политики принятым бюджетом. Да, он имел оригинальную точку зрения по тем или иным подходам на стадии разработки новых бюджетов, которая иногда не принималась федеральным правительством. Вот в чем, на мой взгляд, корень. Другое дело, что выносить такие разногласия в публичную плоскость… Это не есть очень правильно.

Кстати говоря, в озвученном вами упреке читается критика не только министра финансов, но и всего минфина, и здесь конфликт гораздо глубже. Понятно, что у каждого из министерств достаточно большие амбиции. Но есть серьезные ограничения, и как я уже говорил, приходится искать компромиссы, выделять приоритеты. В целом же финансовый орган постоянно вынужден работать в ситуации, когда каждому по потребностям явно не хватает.

— Вы работаете с дефицитными бюджетами не первый год. Как я понимаю, такой подход связан с ежегодным увеличением социальных расходов. Иначе в существующей ситуации не выжить?

— На нынешнем этапе развития Смоленской области без дефицитного бюджета не обойтись. Впрочем, как начальник департамента финансов я не могу утверждать, что дефицитный бюджет это есть хорошо. Более того, вы видите темпы, которые стремится выдержать федеральное правительство: бюджет этого года будет сбалансированным, бездефицитным, 2012–2013 годы вновь будут с небольшим дефицитом, а к 2015 году федеральный бюджет должен стать бездефицитным. Логика проста: жить по средствам лучше всего.

Но ситуация с региональными бюджетами несколько иная. После кризиса, когда налоговые доходы не росли, приходилось принимать дополнительные финансовые решения (в первую очередь, по заработной плате), и сбалансировать бюджет было довольно непросто. Во–первых, как вы верно заметили, социальные обязательства превышают возможности доходной части. Во–вторых, нам приходится вести большие объемы строительных и иных работ, связанных с подготовкой к празднованию 1150–летия Смоленска. (Вообще, дорожное строительство и сельское хозяйство определены приоритетными отраслями.) Все это приводит к тому, что предлагаемая нами конструкция регионального бюджета имеет дефицитный характер, и пока эта тенденция продолжится.

— Ваши коллеги по ЦФО, смею предположить, тоже работают с дефицитными бюджетами.

— Да, большинство. Все примерно в одинаковых условиях бюджетного дефицита.

— Пользуясь профессиональной терминологией, вы верстаете бюджет. Как можно описать этот многомесячный процесс стороннему обывателю? Когда в нем происходят ключевые события?

— Действительно, работа с бюджетом — это достаточно длительный процесс, в который вовлечены практически все органы исполнительной власти. Все начинается с изучения прогноза макроэкономического развития России на очередной год, отталкиваясь от которого к концу июня появляется годовой прогноз социально–экономического развития Смоленской области. Имея на руках такую информацию и моделируя собственную экономическую ситуацию, можно делать первые наброски объема налоговых поступлений доходной части бюджета. (С неналоговыми доходами сложнее; иногда приходится в административно–приказном порядке устанавливать планы по сбору ряда платежей.)

Далее наступает время, когда администрации Смоленской области нужно отвечать на ряд своего рода политических вопросов: выбор стратегии расходной части, определение размера дефицита, установление темпов роста заработной платы (в консолидированном бюджете расходы на заработную плату составляют почти 35 процентов).

Безусловно, мы зависим и от главных индикаторов будущего федерального бюджета. Поэтому следующий документ, которого мы ждем — это проект федерального бюджета. В нем уже определены объемы финансовой помощи дотационным регионам. (Например, в этом году, как и в прошлом, мы получили около 3 миллиардов рублей такой помощи.) Также в проекте федерального бюджета видны другие каналы финансовой помощи, без которого затруднительно верстать бюджет региона. После получения всей обозначенной информации где–то в течение двух месяцев ведутся дискуссии в рамках комиссии по бюджетным корректировкам, которую возглавляет губернатор…

— Где каждый, понятное дело, тянет одеяло на себя.

— Естественно, мы сдерживаем те или иные завышенные аппетиты, предлагая не слишком увлекаться темпом роста доходов, исходить из консервативных сценариев социально–экономического развития. Можно, конечно, занять позицию оптимистичного варианта и в итоге не собрать налоги, получив кредиторскую задолженность. На мой взгляд, куда мудрее принимать к действию консервативные сценарии, а уже потом, при получении дополнительных доходов, в течение года разворачивать дополнительные расходы.

В этом году дискуссии комиссии по бюджетным корректировкам длились с июня по октябрь. На сегодняшний день могу сказать, что все решения бюджетной комиссии получены, на все вопросы даны исчерпывающие ответы. Далее дело за технической стадией написания бюджета, на что мы отводим себе две недели. Таким образом, 28 октября планируем внести закон о бюджете в Смоленскую областную Думу.

— По идее, у вас не должно быть существенных проблем с утверждением бюджета законодательной властью, поскольку в Смоленской областной Думе доминирует «Единая Россия» — дружественная вам политическая партия.

— Мы работаем в эпоху партийного строительства, и администрация Смоленской области вынуждена согласовывать свои действия с депутатским большинством. Поэтому до того, как бюджет будет рассмотрен на думских комитетах, мы, безусловно, проводим консультации с фракцией «Единой России». Бывают ситуации, что фракция оспаривает те или иные подходы.

— Федералы входят в бюджетный цикл раньше вас, а муниципалитеты до сих пор позже?

— Да, они ждут наших решений подобно тому, как мы ждем федеральных. Поскольку первое чтение регионального бюджета происходит в ноябре, муниципалитеты принимают свои бюджеты в декабре. В промежутке между первым и вторым чтениями регионального бюджета начинает свою работу трехсторонняя комиссия по межбюджетному урегулированию, в состав которой на паритетных началах входят депутаты областной Думы, представители муниципалитетов и администрации Смоленской области, и ко второму чтению комиссия определяется с межбюджетными трансфертами: кому и сколько. После этого муниципалитеты имеют полное право начинать писать собственные бюджеты.

— Самое время сказать о главных показателях проекта регионального бюджета на 2012 год.

— Сразу подчеркну, что впервые в Смоленской области мы сверстали проект трехлетнего бюджета, на 2012–2014 годы. Почему трехлетнего? У такого бюджета более широкая бюджетная перспектива: можно более свободно распоряжаться собственными средствами, неиспользованные средства, например, 2012 года можно перенести на 2013–2014 годы; те или иные проекты при наличии источников можно сдвинуть, допустим, с 2013 года на 2014; имеем право заключать более долгосрочные контракты.

Масса серьезных отличий грядущего финансового года связана с новациями федерального бюджета, которые отразились на регионах. Например, принято решение о передаче в 2012 году милиции общественной безопасности, ДПС и ГИБДД на федеральный уровень. С финансовой точки зрения такое решение выглядит как обмен полномочиями. Освободив регион от обязанности финансирования этих структур (ежегодные расходы на которые составляли более 700 миллионов рублей), от нас забирают водочные акцизы (400 миллионов рублей), а также передают на региональный уровень полномочия по финансированию сети техникумов среднего профобразования и структур, занимающихся занятостью населения. Дисбаланс порядка 200 миллионов рублей не в нашу пользу.

Второе кардинальное решение касается создания дорожных фондов. Они в обязательном порядке будут созданы в 2012 году, и на финансировании дорожной отрасли, безусловно, это отразится положительно. Но с точки зрения бюджета это плохо, поскольку наполнение дорожного фонда «связывает» определенные средства — нефтяные акцизы, транспортный налог — которые ранее направлялись на те же зарплаты. Тем не менее, расходы дорожного фонда в 2012 году превысят 3,5 миллиарда рублей, что вдвое больше объема дорожных работ этого года.

Все вышеперечисленное сказалось на выборе финансовой стратегии, посему мы предлагаем вариант остродефицитного (15 процентов) регионального бюджета на 2012 год. На 2013 год предлагается решение снизить дефицит на 2 процента, а к 2014 году попробовать довести его до 10 процентов.

— Это доходная часть. А что по расходной?

— Принято решение об исполнении в 2012 году обязательств по доведению заработной платы педагогическим работникам до средней по экономике (14 тысяч 776 рублей). В этом году мы уже увеличили ее на 30 процентов, и с 1 сентября следующего года она будет повышена еще на 16 процентов. Всем остальным категориям работников бюджетной сферы, включая чиновников, предлагаем увеличить фонда оплаты труда с 1 октября на уровень инфляции (6 процентов).

Все существующие социальные обязательства сохраняются и индексируются, при этом стоит сказать о новых. Принято решение о выплате компенсации по утрате имущества в ходе пожара в размере 200 тысяч рублей (объем финансирования — 20 миллионов рублей). Продолжится строительство полигонов по утилизации и переработке твердых бытовых отходов (объем финансирования — 30 миллионов). Увеличивается норма питания школьника до 25 рублей (объем финансирования — более 100 миллионов). Продолжится поддержка городов воинской славы, каждый из них получит по 20 миллионов рублей на дорожное строительство. В следующем году предусмотрены средства как на строительство новых колодцев, так и на ремонт существующих (объем финансирования — 25 миллионов). Муниципалитеты получат субсидии для подготовки школ к началу учебного года (объем финансирования — 70 миллионов). Еще 40 миллионов будет направлено на приобретение санитарного автотранспорта.

Строительство всех областных объектов, запланированных в рамках подготовки к празднованию 1150–летия Смоленска, оценивается в областном бюджете в 600 миллионов рублей. Кроме этого, предстоит достроить ряд спортивных объектов, например, спорткомплекс с плавательным бассейном в Дорогобуже (объем финансирования — 80 миллионов рублей). Вообще же на строительство спортивных сооружений — ФОКи в Десногорске, Новодугине, Печерске и Вязьме — будет направлено более полумиллиарда рублей.

Финансирование целевых программ в 2012 году превысит 7 миллиардов рублей. Достаточно серьезные увеличения средств произошли по ремонтным работам всех объектов социальной сферы, культуры (150 миллионов), здравоохранения (70 миллионов), образования.

— В отношении финансов, направляемых на юбилейные нужды, существует «страшилка», мол, эти средства федерального бюджета являются ничем иным как бюджетным кредитом, который нужно будет отдавать. Насколько такая информация соответствует действительности, и есть ли здесь какие–то финансовые угрозы для Смоленской области?

— Если говорить о подготовке к празднованию 1150–летия Смоленска, то специализированные бюджетные кредиты поступают к нам только по одному каналу – на ремонт дорог. Они выдаются на пять лет под одну четверть ставки рефинансирования. Эти кредиты действительно предстоит возвращать. Например, в следующем году мы должны вернуть в федеральный бюджет около 100 миллионов рублей (это и проценты, и тело кредита). Однако в настоящее время рассматриваются изменения в федеральное законодательство, позволяющие оплачивать дорожные бюджетные кредиты за счет средств дорожных фондов. В случае их принятия наличие таких кредитов никоим образом не будет влиять на исполнение расходной части бюджета.

Это то, что касается дорожного строительства. Другие средства в рамках подготовки к празднованию 1150–летия Смоленска получаются в виде субсидий либо в виде прямого финансирования, и к кредитам не имеют никакого отношения. Стало быть, и никаких финансовых угроз для региона здесь нет и быть не может.

— Отдельные депутаты областной Думы критикуют вас, утверждая, что бюджет Смоленской области — бюджет банкрота. Цитирую. «Долг составляет почти 12 миллиардов рублей (около половины расходной части), а ее прирост в текущем году практически на сто процентов спланирован за счет новых кредитов».

— Похоже, нам придется вернуться в самое начало беседы. Подчеркну еще раз: при выборе стратегии бюджета на 2012 год мы исходили из следующих задач. Во–первых, не уменьшить уровень социальных обязательств перед гражданами. Во–вторых, обеспечить рост заработной платы на уровень не ниже федерального. В–третьих, сохранить объем строительства, позволяющий завершить все стройки к 1150–летию Смоленска. Если к этому прибавить указанные федеральные новации, которые несколько разбалансировали бюджет, то любому непредвзятому депутату станет понятно, что исполнить эти задачи возможно лишь при дефицитном бюджете.

Спору нет, дефицит нужно обслуживать. Источники понятны: кредитные ресурсы, банковские и бюджетные. Спору нет, рост кредитов приводит к росту долга. Но если вы хотите ограничивать дефицит, нужно принимать политические решения об уменьшении тех или иных социальных расходов, что неминуемо сопряжено с социальными недовольствами.

Важно понимать, в какую цену обходятся Смоленской области бюджетные дефициты. Сегодня, при очень хорошей конъюнктуре на рынке заимствований, мы берем бюджетные кредиты под одну четверть ставки рефинансирования (два с небольшим процента годовых), банковские — под 6 процентов годовых. (Заметьте, это не 17 или 20 процентов.) Минимальная процентная ставка подразумевает такие же минимальные объемы обслуживания кредитов. Получается, что при цене вопроса в 250 миллионов рублей расходная часть бюджета получает несколько дополнительных миллиардов рублей, которые идут на исполнение важнейших социальных обязательств. Такая стратегия представляется администрации Смоленской области наиболее оптимальной, пока мы видим путь развития в виде дефицитного бюджета.

О планах постепенного снижения дефицита я уже говорил, замечу также, что по объему долга мы далеко не лидеры списка. Та же Калужская область, с которой зачастую нас принято сравнивать, имеет гораздо больший объем госдолга.

Ну и, наконец, мы внедряем широко распространенный альтернативный инструмент пополнения доходной части: принято решение о выпуске облигационного займа объемом в 1 миллиард рублей. На эту сумму будут выпущены акции Смоленской области, под которые можно получить дополнительные средства, без какого бы то ни было кредитования.

— Серьезный вопрос межбюджетных отношений касается бюджета Смоленска. Ежегодно городские власти упрекают вас за то, что–де оставляете (отдаете) им меньше положенного. Как все–таки происходит финансовый диалог с городом?

— Смоленск — нестандартный муниципалитет. Он является городским округом, в конструкции закона о местном самоуправлении выполняет функции как муниципального района, так и городского поселения.

Наш диалог состоит в том, что мы отдаем Смоленску все, что касается исполнения бюджетного кодекса. И даже больше, если учесть огромные кредитные средства на дорожное строительство в рамках подготовки к празднованию 1150–летия Смоленска.

Кроме того, нужно исходить из того, что мы очень серьезно «разгрузили» бюджет города, когда в текущем году приняли решение полностью взять здравоохранение на свой уровень. Замечу, мы не просто переложили на плечи регионального бюджета финансирование учреждений здравоохранения, но и приняли на себя обязательства по всем программам, которые ранее финансировал городской бюджет. Некоторые возможности до сих пор не реализованы в связи с тем, что есть проблемы с передачей недвижимого имущества…

— Как эта непередача отражается в финансовой плоскости?

— Очень плохо отражается. В этом году, прямо скажу, мы отказались от завершения контрактных отношений, которые были заключены городом Смоленском по ряду объектов здравоохранения. Несколько серьезных строек, которые мы хотели завершить уже в 2011 году за счет регионального бюджета, завершить не получится, поскольку это не наше имущество. В результате были сняты серьезные объемы средств, и пока мы их и не планируем в 2012 году, до решения вопроса. Возможно, город будет самостоятельно искать ресурсы, чтобы достроить свои объекты. Хотя более логичным и понятным был бы шаг по передаче имущества в областную собственность.

Всем критикам я напомню, что на межбюджетной комиссии были предложены несколько вариантов межбюджетных отношений, один из которых предполагал некоторое финансовое ущемление интересов в том числе и Смоленска в связи с переводом финансирования здравоохранения на региональный уровень. Взвесив все «за» и «против», мы решили все–таки не ломать имеющуюся конструкцию и не изымать средства, которые могли бы изъять из городского бюджета.

— Под контролем ли сегодня бюджетный процесс в Смоленске в связи с арестом главы администрации?

— Все индикаторы, необходимые для составления муниципального бюджета, будут очевидны после проведения трехсторонней комиссии, и это позволит всем местным властям писать свои бюджеты. Исполнительный орган городской власти Смоленска в состоянии такой бюджет подготовить, никаких технических рисков я не вижу.

— В ходе выборной кампании в регионе «Единая Россия» делает ставку на изменение отношения к Смоленской области со стороны правительства, приводя в пример визиты Дмитрия Медведева и Владимира Путина и последующие за ними экономические решения. Иными словами, «Единая Россия» рассчитывает на увеличение федеральной доли в бюджете региона как на самый простой способ повышения социальных обязательств. Что скажете, на каком счету мы у того же минфина?

— Здоровое желание получить дополнительную финансовую помощь не очень–то связано с министерством финансов. У нас по линии минфина распределяется самый большой канал неокрашенных средств — на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. (Кстати, по этому каналу на 2012 год нам снизили проектировки на 200–300 миллионов, поскольку, видимо, экономика Смоленской области растет чуть более высокими темпами, чем в других регионах.) Вся остальная помощь приходит по окрашенным (специализированным) каналам: будь то на здравоохранение, культуру, ЖКХ, дороги и так далее. Безусловно, те объемы, которые мы получаем сегодня (тем более, с учетом юбилея) — это больше, чем несколько лет тому назад. С другой стороны, есть определенные бюджетные ограничения, и если объем финансовой помощи из федерального бюджета превысит 20 процентов от собственных доходов, то наступит ограничение бюджетного кодекса… Лучше соблюдать баланс и не очень увлекаться. Пока мы не попадаем под такие ограничения, хотя и стали получать значительно больше помощи из федерального бюджета.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Архив

19 октября 2011

Смоленский фермер представил Президенту свою программу возрождения села  1343

В рамках Программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2011 году должны быть отремонтированы 40 зданий  849

Московская организация ООО «Ресурс» не имеет опыта проведения таких работ и вообще выдаёт себя не за то, чем является по существу  2970

Как увеличить свою будущую пенсию  927

Сергей Маслаков: «Сейчас ответственность за общую обстановку в городе лежит полностью на мне»  975

• Администрация Сергея Антуфьева переходит на трехлетнее бюджетирование  979

Говорят, что «дело» против Лазарева разваливается, в скором времени он выйдет на свободу и получит полное право вернуться к работе  1385

Туристический потенциал Смоленской области давно должен был выйти «из тени»  1105

В Смоленске суд признал медведя незаконным сотрудником  983

Обещанный еще ко Дню города фонтан на Блонье готов будет разве что к майским праздникам  779

Администрация города Смоленска остро нуждается в черных седанах с автоматической коробкой передач 2011 года выпуска  1058

За два дня в Смоленской области водители сбили пятерых человек  887

Губернатор Сергей Антуфьев посетил ЦТП-47 на улице Рыленкова  904

В Сычёвке открыли мемориальный знак в честь выдающегося русского писателя и драматурга М.А. Булгакова  1842

Полуфинальные игры определили участников заключительного тура "КВН по-смоленски"  782

Подземный переход вообще не должны были принимать в эксплуатацию, потому что строители не провели воду  979

Вяземская школьница Екатерина Северина завоевала призовое место в финале всероссийского конкурса "Юннат" в номинации "Плодоводство"  1366

У сотрудников теплосетей не хватает сил вовремя закрывать ямы в связи с началом отопительного сезона  747



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)