Куда идет реформа ЖКХ
В коммунальном хозяйстве города-героя Смоленска незаметно произошли существенные изменения. Еще в декабре прошлого года городские домоуправления потеряли самостоятельность и были присоединены к СМУП «Жилищник». О смысле и значении этого решения обозревателю «Рабочего пути» рассказал заместитель мэра Смоленска по реформированию городского хозяйства и инвестиционной политике Александр ЛОГУТОВ.
Rак получилось, что декабрьское постановление Главы города Смоленска о реорганизации СМУП «Жилищник» и 22 муниципальных домоуправлений не было опубликовано в смоленских СМИ? Горожане не смогли своевременно ознакомиться с этим документом и, следовательно, лишились возможности в установленном порядке предъявить претензии данным муниципальным предприятиям.
- Согласно постановлению Главы города Смоленска № 3907 от 6 декабря 2006 года СМУП «Жилищник», к которому присоединены 22 городских ПЖРЭП, является правопреемником всех прав и обязанностей данных домоуправлений. Так что, если житель города судился с ПЖРЭП, ответчиком в судебном процессе теперь будет выступать укрупненный «Жилищник». Попробую объяснить. В соответствии с Жилищным кодексом до 1 января 2007 года должны были состояться собрания жильцов, в ходе которых граждане определились бы с формой управления своим домом. Для тех многоквартирных домов, жители которых не успели справиться с этой задачей, срок проведения муниципалитетом открытых конкурсов по выбору управляющей компании для многоквартирных домов продлен с 1 июля нынешнего года до 1 мая 2008-го. Собраний в Смоленске на сегодняшний день прошло около трехсот. Активности на рынке управляющих компаний нет. Поскольку такая же ситуация складывается практически повсеместно, во многих городах создаются крупные городские компании, которые будут выступать в качестве подрядчиков. По такому же пути пошли и мы: в марте на сессии Смоленского городского Совета предполагается рассмотреть вопрос о приватизации СМУП «Жилищник» путем преобразования его в открытое акционерное общество. В это ОАО войдут все бывшие ПЖРЭП, а также аварийная служба и транспортный цех. Единственным его учредителем будет город Смоленск. Это акционерное общество станет учредителем примерно пятидесяти управляющих организаций, иначе говоря - домоуправлений. В штате такого домоуправления будут директор, бухгалтер и, быть может, техник; эта структура и будет работать с населением. Именно эти 50 домоуправлений - наряду с любыми другими, в том числе и иногородними участниками рынка, - будут соревноваться в открытых конкурсах на право управления многоквартирными домами. Разница в том, что администрация Смоленска станет ответственной за добросовестность управляющих организаций, учрежденных «Жилищником».
- Какая именно компания будет получать деньги населения, а какая - предоставлять услуги?
- Платежи населения будут поступать управляющим организациям, которые заключат договоры с «Горводоканалом», «Электрическими сетями» и другими поставщиками услуг, включая ОАО «Жилищник». Вообще, согласно Жилищному кодексу, управляющая организация должна самостоятельно собирать деньги населения и расплачиваться с поставщиками услуг. Но есть вариант, при котором домоуправ, посоветовавшись с жильцами, может заключить договор с МУП «ВЦ ЖКХ», имеющим опыт работы в этой сфере, и передать ему право «расщеплять» платежи населения между поставщиками услуг.
- Надо ли понимать, что управляющая организация, учрежденная «Жилищником», обязательно заключит договор о предоставлении услуг именно с ним, а не с другой подрядной организацией, которая предложит те же самые услуги дешевле?
- Это исключено! Управляющая организация (общество с ограниченной ответственностью) будет учреждена «Жилищником», однако ее директор станет заключать договор с тем подрядчиком, который предложит наиболее выгодные условия. Не надо забывать, что домоуправу придется отчитываться перед жильцами за расходование денежных средств, за то, с кем он заключил договор о предоставлении услуг. Жильцы будут контролировать, как выполнен, например, ремонт кровли, и если им не понравится, как это сделал «Жилищник», старший по дому не подпишет соответствующий акт и деньги за работу подрядчик не получит.
- Это слабое место, согласитесь: предприятие никогда не пойдет против своего учредителя, и это значит, что дома, которыми будут управлять эти пятьдесят ООО, станут обслуживаться исключительно «Жилищником», а не другими участниками рынка.
- А у нас сейчас нет другого варианта. Эта схема будет использоваться во время переходного периода, пока рынок сам не расставит все по своим местам. Кроме того, домоуправ не просто может, он имеет полное право и даже должен выбирать того подрядчика, который оказывает услуги, оптимальные по соотношению цена/качество. Не будет он заказывать услуги в «Жилищнике», если это ему невыгодно. В противном случае собственники завтра его просто выгонят с работы!
- Каким же это образом?
- Администрация города провела открытый конкурс на право управления вашим домом, в ходе которого победило такое-то предприятие. Эта победа означает, что на предприятие возлагаются функции управляющей организации. Ее директор заключает договоры с поставщиками услуг, оговаривает все необходимые условия - если, например, горячая вода ниже нормативной температуры, должен быть произведен перерасчет, иначе дело подлежит рассмотрению в суде, и так далее. Сам же домоуправ находится в совершенно таких же отношениях с жильцами - в случае оказания услуг ненадлежащего качества они подают в суд иск к домоуправлению. Вы, будучи жильцом этого дома, не знаете никого, кроме домоуправа, и знать не хотите - вы не должны звонить в «Тепловые сети» или в «Горводоканал», в случае возникновения любых проблем вы связываетесь только с домоуправом. И вы же, вместе с остальными жильцами, решаете, нужно ли в этом году делать ремонт кровли или лучше отремонтировать подъезды. Сумма, которую вы платите, ограничена, и домоуправ отчитывается перед собранием жильцов за каждую копейку. Во всей этой системе есть два по-настоящему темных пятна: во-первых, государством не решена проблема капитального ремонта старых жилых домов; во-вторых, неплатежи населения. Сейчас уровень платежей в Смоленске составляет 94 - 96 процентов. Это неплохой показатель, но он достигнут, как мне кажется, потому, что часть населения начала погашать свои долги перед коммунальными предприятиями.
- Александр Иванович, а разве в Концепции реформирования ЖКХ, к которой в свое время так недружелюбно отнеслись депутаты городского Совета и общественность, предполагалась такая схема реорганизации «Жилищника» и ПЖРЭП?
- Нет, тогда мы рассчитывали возложить большую часть нагрузки на домоуправления. Однако в этом случае могла сложиться сложная ситуация: половина ПЖРЭП убыточны, другая половина работает с прибылью, и это обстоятельство с самого начала ставит предприятия в неравные условия. Сейчас создан единый организм, внутри которого погашены долги по заработной плате и выполнены все остальные обязательства. Что же до Концепции, то этот документ не является обязательным для исполнения нормативно-правовым актом, он лишь определяет направление реформирования. Знаете, сейчас только ленивый не критикует положение в жилищно-коммунальном хозяйстве. Мы предлагаем продуманный и изученный на примере других городов вариант реформирования этой сферы, но нам говорят: нет, так нельзя. При этом никто не говорит как можно. Так что - оставить все как есть? Если на переходный период создать ту структуру, которую сегодня предлагаем мы, хуже, чем сейчас, не будет точно.
- Как к вашим предложениям отнеслись главы трех районов Смоленска?
- Они входят в состав Координационного совета, в его работе участвуют их первые заместители. Никаких замечаний от администраций районов не последовало.
Беседовал Дмитрий РАИЧЕВ.Фото Ольги ЛИСИНОВОЙ.