Сегодня среда, 3 апреля 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
4 марта 2007 года   |   www.smolensk-i.ru   |   Обсудить

Виктор Маслов: «Власть на всех уровнях должна чутко реагировать на общественные запросы»

В нынешнем году признаки начала политической активности появились как никогда рано. Еще бы, 2007-ой примечателен не только выборами в Государственную Думу (а для нашего региона и выборами в областной законодательный орган). Одновременно – это канун президентской избирательной кампании. Курс на «преемственность» задан изначально, но за право быть проводником этого курса, судя по всему, предстоит серьезная политическая борьба. О целесообразности изменения избирательного законодательства, о партийной практике «губернаторов-паровозов», о том, как предвыборные инициативы федерального центра отражаются на местах, о слабых местах «вертикали власти» и многом другом мы поговорили с губернатором Смоленской области Виктором Масловым.

- Виктор Николаевич, в последнее время, чуть ли не в каждом публичном выступлении представителей власти всех уровней упоминается о национальных проектах. Порой складывается впечатление, что эти самые проекты превратились в некую «священную корову». Если чиновники их и критикуют, то только после обязательных реверансов о «великой пользе и своевременности». А ведь в ходе их реализации «доступное жилье», например, все больше превращается в «неприступное»…

- А вы спросите у врача или медсестры в участковой поликлинике, есть польза от национальных проектов или нет? Можете считать это реверансом, но, по моему глубокому убеждению, тот факт, что государство уделяет сегодня самое пристальное внимание таким жизненно важным сферам, как образование, здравоохранение, агропромышленный комплекс, улучшение жилищных условий, заслуживает всяческой поддержки. Да, далеко не все идет гладко. Но без ошибок в решении таких глобальных вопросов, наверное, было не обойтись. Главное, сделать надлежащие выводы из этих ошибок. Взять ту же жилищную проблему. Сегодня уже очевидно, что простым снижением ставок по ипотечным кредитам ничего не добьешься. Здесь требуется комплексный подход – создание новых мощностей по производству стройматериалов, наведение порядка в сфере распределения земельных участков, вложение в инфраструктуру и т.д. Без этого и ипотека, и даже реальное повышение доходов населения будут и дальше приводить только к росту цен. Но если мы будем упорно двигаться по правильному пути, то обязательно добьемся нужного результата. Пусть и не так быстро, как хотелось бы.

- Говорят, правда, что нацпроекты - лишь акция по раскрутке одного из президентских преемников…

- Если так, то побольше бы таких акций - подкрепленных финансами, направленных на решение важнейших социально-экономических проблем.

- Нынешний год вообще пройдет под знаком Больших Выборов. Как вы считаете, возможны ли какие-то неожиданности и сюрпризы в ходе предвыборной кампании и по ее итогам, или сохранится существующий статус-кво?

- На мой взгляд, сейчас нет никаких оснований предполагать, что в результате выборов нынешний политический курс претерпит серьезные изменения. Конечно, попытки раскачать ситуацию наверняка будут предприниматься. Но не думаю, что они увенчаются успехом. При всех имеющихся недостатках и трудностях, существующая стабильность соответствует ожиданиям людей. И что бы там ни говорили о какой-то «стагнации», чуть ли не о застое, ощущение стабильности очень важно для нашего общества.
Ведь, почему так высок рейтинг президента? Очевидно, что не только в силу его личных качеств, хотя и это без сомнения очень важно. Главное, что тот курс, которым идет страна при Путине, полностью соответствует ожиданиям россиян. Слишком много в нашей новейшей истории было потрясений, которые едва не привели страну к развалу, слишком близко мы подошли к краю пропасти. Эти годы многому научили и народ, и власть. Поэтому сейчас на разного рода провокационные посулы у людей выработался стойкий иммунитет.
Вместе с тем, я не стал бы утверждать, что все будет легко и просто, что, мол, есть президент, он все сам решит, сам все сделает. Выборный год, безусловно, накладывает на всех нас большую ответственность. Для себя, как для губернатора, главной задачей в этом направления я вижу создание условий для того, чтобы выборы всех уровней на Смоленщине прошли в спокойной обстановке, со строгим соблюдением всех норм законодательства. 

- Для губернаторов, на мой взгляд, в этот период есть и еще одна опасность. Как правило, чем ближе выборы, тем громче и смелее звучат обещания «гор золотых», в том числе, и от партии власти. Отвечать же за эти обещания, приходится именно руководителям регионов…

- Говорить о развитии, о каких-то перспективных планах не только можно, но и нужно. В конце концов, все политики обязаны отчитываться перед избирателями и представлять им свои предвыборные программы. При этом мы четко осознаем, что с приближением выборов плотность обещаний на квадратный метр территории зачастую переходит все разумные рамки. И главная беда, когда даются обещания, или принимаются законы, не имеющие должного финансового подкрепления. А ведь каждая небрежность в расчетах, каждый недопоступивший в регионы рубль зачастую больно задевает интересы конкретных людей на местах. Это явно не способствует укреплению авторитета власти, в том числе, и федеральной. Это только на первый взгляд кажется, чего проще - «перевели стрелки» на губернаторов и пошли обещать дальше. Но в конечном итоге, как уже показала практика, эта схема не проходит. Надо понимать, что все декларации и добрые намерения должны быть четко просчитаны и работоспособны не только в красивых проектах и планах, но и в реальном воплощении. Любой сбой в реализации законов на местах ставит под угрозу с таким трудом восстанавливаемое доверие власти в целом. Хочу, однако, подчеркнуть, что сегодня и в Государственной, и в областной Думах большинство депутатов все-таки занимает ответственную, далекую от популизма позицию. Иначе, нам просто не удалось бы добиться тех позитивных результатов в развитии страны, да и нашего региона, которые сегодня вряд ли кто-то будет ставить под сомнение.

- Но как же все эти ответственные товарищи допустили такой беспредел – другого слова подобрать не могу – который сейчас творится с обеспечением лекарствами льготников?

- Ситуация действительно крайне тревожная. Смоленская область по проблеме ДЛО еще с лета прошлого года бьет во все колокола. При этом очень важно, что нашу позицию по этому вопросу поддержали и областная Дума, и Общественная палата, и Совет общественных ветеранских организаций. Не хотелось бы говорить громких слов, но, если в системе обеспечения бесплатными лекарствами определенной группы нуждающихся, произойдет сбой, только в нашем регионе цена этого сбоя будет измеряться тысячами жизней. Естественно, что не только наша область стала жертвой непродуманной схемы дополнительного лекарственного обеспечения.

Не скажу, что сейчас нам удалось снять напряжение, но в некотором роде обнадеживает, что регионам все-таки удалось донести до центра свою серьезную обеспокоенность. Недавно депутаты Государственной Думы внесли поправки, предусматривающие дополнительные средства в бюджет ФОМС. Правда, говорить о том, что проблема решена, преждевременно, поскольку сумма, о которой идет речь, явно недостаточна. Почему вопрос ставится таким образом – непонятно. Как непонятно и прозвучавшее предложение господина Зурабова списать остатки задолженности государства на поставщиков фармпрепаратов, работающих в рамках программы ДЛО. Ведь сразу можно было просчитать, к чему это приведет: насколько известно, некоторые региональные поставщики просто отказались поставлять лекарства, что привело к социальной напряженности на местах. Нас не может не настораживать еще одна тревожная тенденция – попытка заранее переложить вину за сбой программы ДЛО на самих пациентов и на врачей, выдающих льготные рецепты. Контроль, безусловно, необходим. Главное, чтобы единственной целью этого контроля не являлось резкое уменьшение финансирования программы. Повторяю, скорейшее решение вопроса обеспечения льготными лекарствами крайне важно. Поэтому свою позицию в этом вопросе мы озвучили сразу и весьма жестко. Надеюсь, внятное решение все-таки будет принято, если не по корректировке программы, то хотя бы в части выделения необходимых средств в полном объеме. Во всяком случае, гарантией решения вопроса обеспечения финансовой потребности служит личное вмешательство президента, который совершенно четко дал понять министрам, что все обязательства перед гражданами должны быть выполнены.

- Отрадно, что региональный набат услышали-таки наверху. А насколько вообще выстроенная в стране вертикаль власти способствует ее (власти) эффективности? Спрашиваю потому, что иной раз создается впечатление, что это какая-то односторонняя вертикаль, в том смысле, что приказы сверху поступают регулярно и безапелляционно, а о том, что в действительности происходит на местах, центр и слышать не хочет.

- Здесь, прежде всего, надо, как говорится, отделить мух от котлет. Потому что, по моему твердому убеждению, в нынешних условиях четко выстроенная вертикаль власти – это, безусловно, позитивно. Более того, без этой вертикали такая огромная страна, как Россия, вообще будет неуправляема. Но! Вертикальная система управления, безусловно, должна принимать решения с учетом мнения с мест и очень чутко отслеживать последствия сделанных шагов. Чтобы система вертикали власти работала эффективно, необходима обратная связь. Будем смотреть правде в глаза - пока на верхних этажах голос с мест звучит слабее, чем нужно для того, чтобы быть услышанным. А ведь важно добиться именно обоюдной слышимости. Важно, чтобы сохранился диалог. Иначе, конструкция вертикали не будет устойчивой. И Президент, выстраивая нынешнюю систему, это хорошо понимал. Не случайно был создан госсовет, в рамках которого важнейшие политические и экономические решения обсуждаются с главами регионов. Не случайно была создана Общественная палата. Но в таком огромном бюрократическом аппарате, как государство российское, у чиновников всегда есть соблазн подменить конструктивный диалог собственным монологом. Приказали – выполняйте. А то, что средств или полномочий для этого не предусмотрено – ваши трудности.

Но я бы вообще преложил посмотреть на эту проблему шире. Мы должны добиться (именно такую задачу ставит Президент), чтобы власть на всех уровнях чутко реагировала на общественные запросы, чтобы был обеспечен постоянный, действенный диалог власти и общества. И здесь очень важно наличие инициативы снизу. В том числе, очень важна активная позиция общественных организаций, их способность и готовность к конструктивному диалогу с властью.

- Побывавшие у нас члены федеральной общественной палаты по-хорошему позавидовали своим смоленским коллегам: «У вас на заседании палаты присутствует губернатор, главы департаментов, нам бы тоже хотелось, чтобы к нам на заседание приходили министры, но пока, к сожалению такой практики нет». Тот случай, кстати, показал, что результативным заседание «общественников» может стать, если в его работе принимает участие власть, и чем выше рангом, тем лучше. Станет ли практика совместных заседаний традиционной для Смоленска?

- Не каждое заседание, конечно, стоит делать совместным. Общественная палата изначально задумана, как независимая самостоятельная структура. И нужно четко понимать, что никакое кураторство, не говоря уже о прямых указаниях, со стороны власти недопустимо. Но по самым острым социальным вопросам мы должны стараться вырабатывать единые подходы. Я приветствую тот факт, что члены нашей Общественной палаты взяли на свой контроль проблемы обманутых дольщиков. Мы, кстати, в этом направлении первые шаги сделали даже раньше, чем на федеральном уровне. Теперь нужно прийти к логическому завершению, к конкретному результату. Областная администрация со своей стороны готова к открытому обсуждению путей и механизмов решения вопроса (и мы их не раз озвучивали). Мне бы хотелось, чтобы в эту совместную работу также включилось руководство города, которое пока занимает, мягко говоря, странную позицию. Появляются какие-то нелепые заявления, что они где-то там сами с собой что-то решают, ищут каких-то непонятных инвесторов. Такое поведение иначе как безответственным не назовешь.

- Как Вы относитесь к формированию законодательной власти исключительно по партийным спискам?

- Если мы говорим о развитии демократических институтов, то без усиления роли партий не обойтись. А именно эта цель, в том числе, преследовалась при создании нынешней избирательной системы. Но надо отдавать себе отчет, что в одночасье развитую партийную демократию не построишь. Помимо усилий власти должна быть и соответствующая готовность общества. Сегодня мы лишь в самом начале этого пути и, надо признать, развитой партийной системы пока не имеем. Формирование федеральной законодательной власти по партийным спискам как раз и направлено на усиление роли партий, на развитие партийной системы. Но на уровне региона, на мой взгляд, на данном этапе нужно остановиться на смешанной системе выборов, когда одна половина депутатов будет избираться по партийным спискам, а другая по одномандатным округам.

- Какая-то демократия «по приказу сверху» получается…

- По приказу сегодня особенно ничего не добьешься. Я бы сказал, по инициативе сверху. И, считаю, что этого не надо стесняться. Известно, к чему мы пришли, когда в свое время, забыв об исторических корнях, национальных традициях и самосознании, бросились слепо копировать западные образцы. Здесь ведь очень тонкая грань. С одной стороны, власть, думающая о развитии страны, просто обязана инициировать экономическую и политическую модернизацию, с другой – нужно категорически воздержаться от революционных преобразований, какими бы красивыми в теории они не выглядели.

Государство сейчас нередко критикуют за, якобы, отказ от демократических реформ. На мой взгляд, проблема прямо противоположная. Часть сегодняшних, вроде бы, прогрессивных преобразований, инициированных кабинетом министров, ложится на абсолютно неподготовленную почву и отторгается населением. Зачастую это выглядит так, будто реформаторы живут в какой-то своей отдельной реальности. Взять хотя бы реформу пенсионной системы. Казалось бы, что плохого в том, чтобы граждане самостоятельно распоряжались своими пенсионными отчислениями, вкладывая их в различные активы? Но на деле получилось так, что почти никто не воспользовался этим правом. Так стоило ли огород городить? Еще более противоречивый вопрос – реформа ЖКХ. Даже в новостройках люди не всегда готовы к переходу на новую форму управления многоквартирными домами. Так о каких ТСЖ можно говорить в «хрущевках» и «малосемейках»! Считаю, это просто издевательство над людьми.

- Некоторое время назад в Санкт-Петербурге был создан, наверное, первый в России прецедент, когда губернатор Валентина Матвиенко не стала возглавлять партийный список «Единой России» на выборах в городское законодательное собрание. Как Вы относитесь к такому решению и вообще к практике так называемых партийных «паровозов»?

- К решению губернатора Санкт-Петербурга отношусь с уважением. При этом не нужно забывать, что Санкт-Петербург совершенно особенный город – вторая столица России. И автоматически перекладывать питерский опыт на остальные российские регионы было бы нецелесообразно. Возможно, со временем это и станет общей практикой, но на сегодняшний день, думаю, наша политическая система к этому пока не готова.

Честно говоря, мне не очень нравится сам термин «паровоз». Ну, а если по существу, я бы сказал, что все зависит от того, кто конкретно стоит во главе партийного списка. Одно дело, когда федеральный лидер политической партии возглавляет список в регионе. В этом случае заведомо ясно, что в регионе он работать не будет. И хоть законом это не запрещено, я считаю, что таким образом избиратели вводятся в заблуждение. К такой практике отношусь отрицательно. Совсем другое дело, когда во главе регионального списка - губернатор. Именно на губернаторе лежит ответственность за все, что происходит в регионе. И, если губернатор возглавляет список «Единой России» - «партии власти», на мой взгляд, это абсолютно логично.

- Виктор Николаевич, сегодня мы в основном говорили о политике. При этом в большинстве ваших интервью политические вопросы, как правило, не обсуждаются. С чем это связано?

- Я не только в интервью, но и во всей своей работе безусловный приоритет отдаю экономике. Развитие экономического потенциала региона считаю первостепенной задачей губернатора, именно на это направлена работа областной администрации в целом. Это наша принципиальная позиция.

Помните, наверное, определение политики, как «концентрированного выражения экономики». Думаю, в какой-то степени оно и сейчас применимо. Если станем меньше рассуждать на общие темы, а дело делать, то будет и доверие людей к власти, и стабильность, и поступательное развитие. Мне бы очень хотелось, чтобы об этом не забывали все те, кто в год, как вы говорите, Больших Выборов, будет обращаться к избирателям за поддержкой. Чтобы вне зависимости от партийной и политической принадлежности, кандидаты выходили к смолянам не с пустыми обещаниями, а с реальными экономическими программами.

Беседовала Светлана Савенок

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Архив

4 марта 2007

• Виктор Маслов: «Власть на всех уровнях должна чутко реагировать на общественные запросы»  1025



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)