О головотяпстве, «совковых» проблемах и ответственном подходе
Депутат Государственной Думы Сергей Антуфьев рассказал обозревателю «Рабочего пути» о том, появится ли между Россией и Белоруссией полноценная граница; о том, что творится с программой дополнительного лекарственного обеспечения льготников и пенсионной реформой; и прокомментировал участившиеся конфликты между губернаторами российских регионов и мэрами областных центров.
О границе
- Сергей Владимирович, как обстоят дела со строительством Союзного государства? В Смоленской области уже начинают готовиться к введению полноценной границы между Россией и Белоруссией…
- Откровенно говоря, меня удивляет горячность некоторых политиков и политологов, которые предрекают Союзному государству скорый и бесславный конец. Давайте опираться на документы: договор о создании Союзного государства, подписанный в декабре 1999 года, ратифицирован парламентами обоих государств. Кроме этого договора, взаимоотношения России и Белоруссии определяют свыше 30 межправительственных соглашений. Эти документы регулируют вопросы социальной защищенности граждан одного государства, оказавшихся на территории другого; гарантируют свободное перемещение граждан по территории Союзного государства; дают право предпринимателям вести хозяйственную деятельность на всей территории Союзного государства, и так далее. Эти соглашения также ратифицированы парламентами России и Белоруссии, и у меня нет сведений о том, что в Москве или в Минске готовятся к денонсации хотя бы одного из них. Ситуация, которая сложилась в январе этого года вокруг транзита российских энергоносителей по территории Белоруссии, не отменяет действия международных договоров и соглашений. Не стоит пытаться предсказать судьбу Союзного государства по звездам, хотя, нужно признать, последние выступления президента Белоруссии Александра Лукашенко дают некоторые основания для мрачных прогнозов. Мы и раньше знали, что он человек эмоциональный и не всегда сдержан в своих высказываниях, но сейчас, когда отношения между двумя государствами складываются не самым лучшим образом, следовало бы взвешенно подходить к оценке действий одной и другой стороны и не опускаться до аргументов, не имеющих никакого отношения к предмету обсуждения.
Я не случайно упомянул о том, что договор о создании Союзного государства ратифицирован парламентами России и Белоруссии. Это не тот документ, который заключается и расторгается по желанию того или другого главы государства, это оформленная должным образом позиция двух государств. Главы государств меняются. Позиция главы государства, разумеется, влияет на общественное мнение, но я уверен, что глубинные корни российско-белорусских отношений никому порвать не удастся. Нынешняя напряженная обстановка невыгодна ни России, ни Белоруссии. Чтобы понять, почему России выгоден союз с Белоруссией, достаточно посмотреть на карту: если соседнее государство повернет свой внешнеполитический вектор в сторону ЕС, строительство так называемой «черноморско-балтийской дуги», состоящей из государств, которые уже являются членами НАТО либо вот-вот в этот блок вступят, можно будет считать завершенным.
О лекарствах
- Не могли бы вы объяснить, что происходит с финансированием программы ДЛО?
- Эта проблема может с легкостью взорвать социальную стабильность в России, поскольку неожиданно возникшие трудности с финансированием программы лекарственного обеспечения льготников ударили по самым незащищенным слоям населения. В феврале Государственная Дума в срочном порядке внесла коррективы в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, увеличив его на 16 млрд. рублей. С помощью этих средств можно как-то исправить сложившуюся ситуацию и погасить огромную задолженность по обслуживанию «бесплатных» рецептов. Если говорить о моем отношении к этой проблеме, я убежден, что речь идет о головотяпстве. Министерство здравоохранения и социального развития оказалось неспособным предусмотреть, какая часть льготников выберет социальный пакет, а какая предпочтет деньги. Министерство оказалось не готово к тому, что в бесплатных, причем дорогостоящих, лекарствах нуждается так много людей. Разумных объяснений этой близорукости нет. Дело, скорее, не в медицинских аспектах, а в экономических - кризис программы ДЛО вызван недобросовестностью фармацевтических компаний. К сожалению, многие лекарственные препараты не производятся в России, и компаниям-поставщикам, участвующим в программе, было дано право закупать их за рубежом. Почувствовав запах «легких» бюджетных денег, причем денег очень больших, - речь идет о миллиардах долларов! - они стали закупать дорогостоящие препараты, вводить высокие торговые надбавки и пользоваться иными рычагами для еще большего увеличения их цены. Вина федерального ФОМС и Министерства здравоохранения заключается в том, что на эту вакханалию с закупками и поставками медикаментов они смотрели сквозь пальцы. Сегодня мы вынуждены героическими усилиями преодолевать эту ситуацию, и обойдется эта спасательная операция очень дорого. Хорошо еще, что сейчас в федеральном бюджете есть средства, необходимые для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
Но я абсолютно уверен: если не последует серьезных оргвыводов, если не будет кадровых перемен в ФОМС и Министерстве здравоохранения и социального развития, история может повториться.
- Насколько оправданными вы считаете претензии, высказанные в адрес врачей, которые якобы допускают огромное количество нарушений при выписывании рецептов?
- Есть старая «совковая», если так можно выразиться, болезнь: люди не умеют и не желают считать деньги, выделяемые из федерального бюджета. Чего их жалеть? Они же ничьи! Вот и выписываются рецепты на дорогостоящие лекарства, хотя этого, быть может, совсем не требуется. А уж если в регионе базируется фармацевтическая компания, способная заинтересовать медиков в своей продукции, так меры вообще никто не знает!
О накопительной части пенсий
- Что за внезапный переполох возник вокруг пенсионного обеспечения? И чем он может закончиться?
- Министр здравоохранения допустил грубую ошибку, начав публично рассуждать об изменении пенсионного обеспечения населения. Граждане убедились в том, что государство способно с легкостью и без всякого обсуждения лишить огромную часть населения страны накопленных средств. К людям тут же вернулись прежние страхи, прежнее недоверие… В чем заключается проблема? Сегодня в России 38 млн. пенсионеров, годовой бюджет Пенсионного фонда составляет 1 трлн. 300 млрд. рублей. Поступающей в Пенсионный фонд части единого социального налога недостаточно для того, чтобы выплатить пенсию всем, кто имеет на нее право, и уже в 2007 году для погашения возникшей разницы из федерального бюджета выделена дотация - около 200 млрд. рублей. Население в России стареет, количество граждан трудоспособного возраста снижается - сейчас их около 74 миллионов при безработице около 6 процентов. Поскольку государство решило довести пенсию до размера прожиточного минимума, возник закономерный вопрос: где брать на это средства. В этой связи следовало изучить опыт развитых стран с устоявшейся пенсионной системой и выбрать тот ее вариант, который оптимален для России. Сейчас пенсия в нашей стране составляет, в лучшем случае, четверть от средней заработной платы. В ряде европейских стран она доходит до 60 - 70 процентов от зарплаты, которую получал человек до выхода на пенсию. Дистанция огромная, но именно поэтому и следовало познакомиться с теми механизмами, которые позволяют европейским государствам обеспечивать своим пожилым гражданам высокий уровень пенсии!
Совсем недавно мы узаконили достаточно громоздкую и не всем понятную систему с базовой, страховой и накопительной частями пенсии, в которой пока далеко не все разобрались. Прошло всего несколько лет, и министр здравоохранения заявил, что она неработоспособна и ее пора кардинально менять! Самое опасное, когда чиновникам не хватает, с одной стороны, профессиональных знаний, необходимых для решения сложных социальных проблем, а с другой - терпения, необходимого для того, чтобы дождаться результатов. Природа этой проблемы, которая взбудоражила всю страну, чисто российская - у нас нет прецедента, когда чиновнику пришлось бы своей должностью отвечать за собственную работу.
О предвыборных обещаниях
- К затронутым проблемам следует добавить тот факт, что один очень не любимый народом чиновник никак не понесет ответственности за все, что натворил. Между тем приближаются федеральные выборы, на которые ваши конкуренты - партия «Справедливая Россия» - идут с очень понятными избирателям и привлекательными лозунгами. Вам, как члену «Единой России», не тревожно за волеизъявление граждан?
- Задача нашей партии заключается в том, чтобы спокойно и взвешенно объяснить людям, что требуется для двукратного увеличения пенсии. Чтобы заплатить всем российским пенсионерам в среднем по 3 тысячи рублей, требуется 1,3 трлн. рублей. Если увеличить пенсию в два раза, сумма необходимых средств составит до 2,6 трлн. рублей - и именно столько средств на данный момент сконцентрировано в Стабилизационном фонде. При этом стоит отметить, что 52 процента доходов федерального бюджета приносит продажа энергоносителей за рубеж, и это обстоятельство делает российскую казну слишком неустойчивой для того, чтобы кто-то смог ответственно пообещать гражданам немедленно и в разы увеличить пенсии.
«Единая Россия» говорит о другом. Мы обещаем за три года повысить пенсию в два раза, зарплату бюджетников - в полтора раза, а также довести среднюю по стране зарплату к 1 января 2009 года до 25 тысяч рублей. Все эти планы мы тут же подкрепляем решениями - например, о формировании в федеральном бюджете инвестиционного фонда, об увеличении в полтора раза финансирования федеральных целевых программ, направленных на развитие перспективных отраслей экономики, что снизит зависимость федерального бюджета от цен на нестабильном рынке энергоносителей. Такой подход к делу я считаю честным и ответственным.
О столице области
- Как вы относитесь к законодательной инициативе городского Совета о придании Смоленску статуса административного центра Смоленской области?
- Конфликты губернаторов и мэров областных центров - общеизвестный факт. Они отмечены в Волгограде, Архангельске, Ставропольском крае и многих других субъектах РФ, так что вопрос о статусе областного центра ненадуман. Разногласия здесь возникают объективно: столицы регионов не только наиболее развитые муниципальные образования субъекта Федерации, они служат визитной карточкой региона. Областная администрация отвечает за четкое функционирование всех муниципальных образований, городские власти беспокоятся о положении дел в областном центре, поэтому в прошлом году в Государственной Думе и появилась инициатива нескольких депутатов об изменении порядка назначения глав региональных столиц - если помните, она сводилась к тому, чтобы кандидатуру на должность мэра вносил губернатор. Я разговаривал с авторами этой идеи и спрашивал, что, по их мнению, изменится после ее внедрения. Было сказано, что изменится мера ответственности субъекта Федерации за положение дел в областном центре. Звучит этот довод, признаю, не очень убедительно.
В силу разных обстоятельств поддержки эта законодательная инициатива не получила, но я не исключаю, что пока демократическое государство в России только строится, эта мера может быть оправданной. Конфликты между губернаторами и мэрами областных центров не частные, это конфликты интересов, и они носят системный характер. Механизм межбюджетных отношений на территории Смоленской области должен одинаково применяться и к Смоленску, и к другим муниципальным районам и городским округам. Поскольку экономический потенциал муниципальных образований существенно отличается, сделать этот механизм внятным не получается.
Другим вариантом выхода из подобных кризисов может стать разработка и принятие федерального закона о социальных стандартах, которые закрепят за каждым гражданином России, в каком бы регионе он ни жил, право на получение определенного уровня образования, медицинской помощи, культурного обслуживания и так далее. Несмотря на все трудности, именно за этим подходом, по моему мнению, будущее. А вообще, для того чтобы власть была устойчивой, чтобы власть выполняла свои функции, нужно, чтобы все ее полномочия были подкреплены финансами. Любую систему управления можно строить только на такой базе.
Дмитрий РАИЧЕВ.