По данным Смоленского статистического комитета на 1868 г. в Смоленской губернии 68% населения было беларусами, а в центральных и западных районах эта цифра доходила и до 100%. Такие же результаты даёт и перепись населения 1897 г. В 1918 г. Смоленск вошёл в состав Беларускай Народнай Рэспублікі, а 1 января 1919 г. в нём была провозглашена независимость БССР. В ходе определенных исторических процессов эти земли были отторгнуты от БССР, однако в 1924 г. был разработан план возвращения их в состав Беларуси, даже были напечатаны соответствующие карты. Но сталинские репрессии окончательно похоронили эту идею....
С этой причины у меня возникли вопросы: а существуют ли в наше время на Смоленщине люди, которые осознают себя беларусами, уважают память, обычаи и язык предков?? Существуют ли на этой территории какие-нибудь беларуские общества, организации?? Как к этому относится молодёжь??
coder
НЕ А. Сам ты беларус.
Ліцьвін
QUOTE(coder @ Aug 13 2006, 01:46)
НЕ А. Сам ты беларус.
Да, живу в Западной Беларуси, город Гродно
coder
QUOTE(Ліцьвін @ Aug 13 2006, 13:14)
Да, живу в Западной Беларуси, город Гродно
Ну так и живи себе преспокойно. Я ж не приезжаю в гродно и не кричу на каждом углу, что вы все типа русские. Ты вообще реально думаешь что между русскими и белорусами есть какая то разница??? Кроме границы я имею ввиду. Мне кажется нет.
Ліцьвін
QUOTE(coder @ Aug 13 2006, 13:53)
Ну так и живи себе преспокойно. Я ж не приезжаю в гродно и не кричу на каждом углу, что вы все типа русские.
А я и не кричу на каждом углу, просто меня интересует этот вопрос. Хочу узнать мнения местных жителей, а как узнать если Смоленск далеко от нас. Мои знакомые путешествовали по Смаленщине, встречали много людей с беларускими фамилиями, слышали в говоре беларуские слова, вот я и заинтересовался.
QUOTE(coder @ Aug 13 2006, 13:53)
Ты вообще реально думаешь что между русскими и белорусами есть какая то разница??? Кроме границы я имею ввиду. Мне кажется нет.
Есть и очень большая. Не буду тут подробно всё расписывать, укажу только что менталитет, образ жизни, взгляд на окружающий мир уже вполне отличают нас от русских
coder
QUOTE(Ліцьвін @ Aug 13 2006, 19:14)
А я и не кричу на каждом углу, просто меня интересует этот вопрос. Хочу узнать мнения местных жителей, а как узнать если Смоленск далеко от нас. Мои знакомые путешествовали по Смаленщине, встречали много людей с беларускими фамилиями, слышали в говоре беларуские слова, вот я и заинтересовался.
Хрен знает. У меня не белорусская фамилия точно.
QUOTE(Ліцьвін @ Aug 13 2006, 19:14)
Есть и очень большая. Не буду тут подробно всё расписывать, укажу только что менталитет, образ жизни, взгляд на окружающий мир уже вполне отличают нас от русских
Бендеровец?!??!? Чего ты межнациональную рознь разжигаешь???!??! ИМХО, мы всегда были одним народом вместе с хохлами, евреями и прочими национальностями. Во мне к примеру много чего понамешано и польской крови хватает и хохлятской и чего тока нету. И я этого не стыжусь. И я не согласен с тобой что между нами много различий. А ваш извиняюсь менталитет... хм... отвечу анекдотом: - какой сейчас уровень жизни в белоруссии?? - никакой. мы уже закончили игру и начали с первого уровня.
Ліцьвін
Никакой межнациональной розни я разжигать не хотел и не хочу, просто есть беларуский народ и русский народ, два различных этноса. Это ещё в начале ХХ в. русские этнографы признавали. Я же не писал кто хуже, а кто лучше. У каждого народа есть свои недостатки и достижения. Ведь я не пропагандирую за перекройку границ, отделение и присоединение..!!! Просто заинтересовался этой темой....интересно, знают ли жители Смоленщины свою историю??
coder
QUOTE(Ліцьвін @ Aug 13 2006, 23:47)
интересно, знают ли жители Смоленщины свою историю??
Не... братан. Че то ты продолжаешь упорно намекать на то, что в смоленске живут типа одни обрусевшие белорусы...
Грэста
А еще в Смоленске живут украинцы, обрусевшие как раз таки немцы, евреи и много еще кто. Историю мы свою знаем, даже помним, что когда-то Смоленск принадлежал Речи Посполитой, что в Гнездово есть скандинавские курганы и пр., и пр. Насчет того, насколько мы разные. Менталитет... Да, может быть, он отличается. Хотя общаясь с родственниками из Минска, я это не сильно и заметила. Взгляды на жизнь... Простите, но у каждого человека, вне зависимости от его национальности и вероисповедания, они свои собственные. Обычаи... Есть и схожие, как и у всех славянских народов, что неудивительно. Зачем делить родной друг другу по крови народ на русских, беларусов, украинцев и т.д.? Беларусских фамилий, как и остальных, хватает тоже везде. Не только в Смоленске.
И, кстати, Coder, определение/понятие бендеровцы всегда относили к украинцам
coder
QUOTE(Грэста @ Aug 14 2006, 10:25)
И, кстати, Coder, определение/понятие бендеровцы всегда относили к украинцам
Представь себе я знаю. Но я применил это к товарищу который завел тему в свете того, что он ведет себя как Белорусский бендеровец.
Anna
Это что-то новое. Исторический неологизм. Может, просто сказать - фашист?
coder
QUOTE(Anna @ Aug 15 2006, 16:16)
Это что-то новое. Исторический неологизм. Может, просто сказать - фашист?
Фашист, это скорее относится к многоуважаемому тов. Гитлеру. А этот реально чего то помойму попутал с пьяну. Решил делить белорусов и русских, вот придумал блин )) Да мы всегда были одним народом чтобы там кто не говорил. Белорус блин, ты чего думаешь, что ты на 100% чистокровный
Ліцьвін
to coder: Да, я очень хорошо знаю свою генеологию, своих предков и поэтому с тордостью утверждаю, что я чистокровный беларус. Но не в этом суть. Твои утверждения насчёт того, что мы были одним народом, могут относится только к советскому прошлому. Тогда, как известно, одним народом были и армяне, и узбеки, и молдоване, и даже немцы Поволжья. Язык этого единого народа был естественно русский. Поэтому этот народ постепенно и превращался в русский (советский) народ с единой историей, культурой и языком. Менее стойкие народы сразу сдавались (беларусы, украинцы, молдоване), более стойкие сохраняли своё лицо (прибалты, жители Кавказа), однако это был вопрос времени. В 1991 г. время унификации закончилось и появились надежды на национальное возрождение. Поэтому необходимо уважать стремления различных народов на самоопределение, понимать, что у народов есть свои собственные история, культура, язык. Всегда так было, что более сильный этнос заглатывал более слабый. Между прочим, если углубится в историю наших стран, то можно найти там непримиримые конфликты на протяжении 4-х столетий, добавте к этому различные восстания в ХІХ в. Один народ так не поступает.... Не сочти это за какие-либо розжиги межнациональной розни, просто мне хочется опровергнуть эту предвзятую теорию...
P.S. А вообще давайте не отходить от темы, вопросы которой я разместил в первом посте...
Anna
A у нас нет деления на самостийных украинцев, чистокровных беларусов и гордых прибалтов. Белорусского Дома нет, есть польский, немецкий, еврейский. В современном социуме, подчеркиваю, современном, не принято делить друг друга по национальному признаку. Историю своего народа всегда знали те, кто это хотел знать. Национальную самость можно назвать национальной спесью, а можно и хуже. По-моему, весь мир уже проходил это. Что же касается знания родного языка, то побывав как-то в Гродно (к слову, город очень понравился) еще в ту пору, когда сдавшиеся еще даже не начали осознавать себя возрождающейся нацией, мы не услышали на улицах ни русской, ни белорусской речи. Люди говорили в основном по-польски. Может быть, их заставляли забыть родной белорусский? Или польский был милее?
opp
Но сталинские репрессии окончательно похоронили эту идею... похоронили и все, в этом нет ничего плохого, смоленск уже давно русская территория конкретно по вопросам: на первые 2 я затруднюсь ответить, но на 3й выскажусь. ну как можно к этому отнестись если такое было, но сколько народа приехало на смоленкие земли после войны, и презжали в основе своей русские.поэтому отношение типа: было но прошло, сейчас нет таких цифр
Ліцьвін
БЕЛОРУСЫ НА СМОЛЕНЩИНЕ. Вопрос о проживающих на Смоленщине белорусах представляет особую сложность. Данные исследователей относятся к середине ХIХ – началу ХХ вв. и показывают, что белорусское население уездов Смоленской губернии составляло от 50 до 90% . Этнографы достаточно четко разграничили западную (белорусскую) и восточную (великорусскую) части губернии. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. отразила количество белорусов в 6,61% (из 1,5 млн. чел.). При этом отмечено, что район проживания белорусов – Краснинский уезд. Источники статистических данных сопровождались оговоркой, смысл которой был в том, что белорусское население труднее всего поддается учету. Затрудняли его и события Первой мировой, гражданской войн, а также административно-территориальные изменения 20-х гг. ХХ в. Официальная перепись 1926 г. дает цифру 20408 белорусов. Советские, партийные инстанции, органы образования при работе с белорусами оперировали различными цифрами: от 20 до 400 тыс. человек. Работа эта проводилась в рамках т.н. коренизации (перевода общественной, государственной жизни на национальные языки). Коренизация белорусов получила название «белорусизация». На Смоленщине фактически она началась в 1925 г., когда был организован совет по просвещению белорусов. Первоочередными задачами в работе совета были: составление этнографической карты Смоленской губернии; организация белорусских школ; учет, подготовка учителей-белорусов; введение в школах предмета «белорусоведение». Для выяснения количества белорусов в 1927 г. институт белорусской культуры выслал в Смоленскую губернию этнографическую экспедицию, которой помогало белорусское землячество, насчитывающее около 200 человек. Количество белорусов Западной области (далее З.О.), образованной в 1929 г., составляло 83000 человек (21%). Они проживали в Монастырщинском, Хиславичском, Невельском, Стародубском, Суражском, Клинцовском, Новозыбковском районах и составляли 1,3% всего населения З.О. (6600000 чел.). Центральным пунктом белорусизации было развитие образование на белорусском языке. Планы и система мероприятий разрабатывались подотделом национальных меньшинств, при котором была организована белорусская секция. В 1927-28 учебном году в губернии числилось 36 белорусских школ 1-й ступени и 4 школы повышенного типа. К середине 30-х гг. сеть белорусских школ насчитывала 84 начальных (8190 учащихся) и 15 школ повышенного типа (2000 учащихся). Для подготовки и переподготовки учителей белорусских школ организовывались специальные курсы в Смоленской губернии, З.О. и в Минске. Руднянский белпедтехникум в 1932 г. обучал 165 учащихся; имелось три отделения: дошкольное, подготовительное и школьное. Работники культуры и образования готовились на белорусских отделениях Смоленского педрабфака. Было открыто белорусское отделение при Соболево-Воробьевском педтехникуме. В 1929 г. отдел народного образования организовал консультативно-методические бюро в т.ч. и для белорусских учителей. Для повышения квалификации белорусских работников образования создавалисб программы курсов-конференций. В целях улучшения учебно-методической работы, хозяйственного и финансового состояния в 1927 г. была введена должность районных инструкторов по национальной школе обширным кругом полномочий. Несмотря на развернутую работу по белорусизации, в результате инспекторских проверок, смотров работы по национальному образованию были выявлены недостатки. Анализ их был проведен на Первом (он же и последний) съезде национальных меньшинств З.О. в 1932 г. Было отмечено, что многие белорусские школы работают на русском языке, что организация их проходила без соответствующей подготовки и учета местных условий. Многие учителя, работающие в этих школах, плохо знают белорусский язык. Состояние белорусских школ далеко от благополучия. Об истории создания белорусских школ в Смоленской губернии говорится: «В 1927 году в Шумячском районе открыли 11 белорусских школ <...> начали переводить на белорусский и насаждать белорусские школы, что происходило с большим сопротивлением окружающего населения». Следует сказать, что были и случаи, когда «учащиеся охотно занимались на белорусском языке <...> белорусская школа имеет авторитет». Но таких было явное меньшинство. В середине 30-х гг. большинство белорусов, проживавших в З.О. говорили либо на русском, либо с более-менее значительной примесью белорусских слов. Документы говорят, что «белорусское население в большинстве относится к родному языку индиферентно». На съезде были отмечены недостатки и в других сферах белорусизации: крайне незначительное количество культурно-просветительных учреждений, отсутствие белорусских национальных советов. Наличие всего двух белорусских колхозов (из 115 национальных) скорее показатель не достижений, а недостатков работы. Так и не были открыты кафедры белорусоведения при Смоленском университете, белорусский клуб в Смоленске. Несмотря на разработанные в высших инстанциях ближайшие и перспективные планы белорусизации, вплоть до середины 30-х гг., работа стала сворачиваться уже в начале 30-х гг. Первыми из национальных стали закрываться белорусские школы с формулировкой: «Ввиду того, что ряд белорусских школ <...> фактически работает на русском языке, вследствие отсутствия базы для их коренизации и учитывая требования населения». Последние белорусские школы в З.О. были закрыты накануне Великой Отечественной войны. В настоящее время (2001 г.) из более чем 20 национальных обществ, движений, землячеств не оформлено ни одного белорусского, хотя смоленско-белорусские экономические и культурные связи интенсивно развиваются. Ф. Климук. Смоленщина: этнос и язык
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)