Арт-группа «Смоленские мужики» празднует свое 5-летие
Арт-группа «Смоленские мужики» празднует свое 5-летие!
Несмотря на «младенческий» возраст, это творческое объединение может записать в свой актив участие и победы во множестве престижных всероссийских и международных фестивалях. И, конечно, большую любовь земляков, жителей других регионов России и ближнего зарубежья, которую «Смоленские мужики» заслужили своим талантом, уважением к зрителю, упорным трудом и постоянным стремлением к совершенству. В дни мини-юбилея корреспондент «СН» побеседовал со «Смоленскими мужиками».
«Смоленские мужики» – это вокалисты заслуженный работник культуры России Владимир Бобрицкий, заслуженный работник культуры России Юрий Зайцев и Юрий Ермаков, инструменталисты Владимир Третяк, Максим Макеенков, Максим Кузнецов и художественный руководитель Андрей Белоусов.
У всех участников коллектива насыщенная творческая биография, которая началась задолго до «Смоленских мужиков».
А объединил их всех Смоленский областной центр народного творчества. Инициатором создания коллектива была Ада Григорьевна Бобурова – заслуженный работник культуры России, директор центра. В небольшом уютном зале, где проходят репетиции ансамбля, и состоялся наш разговор.
– А почему именно мужики, а не мужчины, джентльмены, господа?
Андрей Белоусов: В наше время слово «мужик» зачастую ассоциируется с негативом. Своими выступлениями, своим отношением к делу мы даём людям понять: мужик – это звание, это поступки и дела, за которые по прошествии времени не будет стыдно. Обещал – сделал. Возможно, именно поэтому в коллективе сохраняются справедливые и честные взаимоотношения.
– За пять лет ваш коллектив, наверное, много гастролировал. Какие выступления вспоминаются вам в первую очередь?
А.Б.: Мы были в Новосибирске, Барнауле, Брянске, Калуге, Туле, Калининграде, Алтайском крае… Несколько раз объехали всю Смоленщину. Все это вехи истории нашего коллектива. Мы участвовали в фестивале народов ЕврАзЭС. С нами выступали лучшие творческие коллективы из Таджикистана, Казахстана, Киргизии. А мы представляли Россию. Это действо происходило в Минске,во Дворце Республики. Огромная сцена. Мы на ней буквально «потерялись»: я, например, опасался, что закончу играть вступление прежде, чем дойду до середины сцены. Особо памятным событием стало выступление на празднике Ивана Купала перед 15 тысячами зрителей, в числе которых был президент Александр Лукашенко. Коллектив стал лауреатом фестиваля «Родники России», проходящего в городе Чебоксары. Мы вышли на сцену, которая «висела» над Волгой. Столько зрителей, потрясающий вид! И завершилось всё Чемпионатом мира по фейерверкам. Это было необычайное зрелище, которое продолжалось 2,5 часа. Плотный концертный график во время гастролей по Алтаю дал нам возможность экспериментировать с программой, «сыграться». На родине замечательного артиста Михаила Евдокимова в селе Верхобское мы стали лауреатами фестиваля его памяти «Земляки». Коллектив – неизменный участник фестивалей во Владимирской, Тверской, Могилёвской областях. В качестве аккомпанирующего состава музыканты группы выступали с такими мэтрами, как народные артисты России Анна Литвиненко, Василий Овсянников, Геннадий Каменный, заслуженная артистка России Надежда Крыгина и другие.
– Какая публика вас принимает лучше: смоляне или жители других регионов?
А.Б.: Нам давно уже удобнее и проще выступать вне Смоленской области, потому что новое место, новая публика всегда, конечно, интереснее. А Смоленскую область мы объездили вдоль и поперек, и в каждом районном ДК выступали, наверное, раз по пять.
Владимир Бобрицкий: А есть такие районные клубы, где дымит печка-буржуйка. Там трудно не только петь, но даже дышать. И кто пойдет в такой клуб? Просто людей, живущих на селе, жалко...
– А вы всегда поете вживую?
А.Б.: Да, это отличительная черта нашего коллектива. Мы исполняем свои песни «живьем» независимо от того, где проходит концерт: в сельском клубе или на главной площади большого города. Везде – зрители, которые к нам пришли, которым мы интересны. Мы благодарны им за теплоту и ответные искренние чувства.
– А репертуар ваш рассчитан только на людей из глубинки?
А.Б.: Зачастую люди из глубинки оказываются более подготовленной публикой.Мы исполняем популярные песни советских и современных композиторов, романсы и собственные композиции. У нас в репертуаре присутствуют произведения смоленских авторов, песни военных лет.
– Современная молодежь, как известно, народным творчеством не слишком интересуется. Как вы думаете, это пройдет или останется навечно?
А.Б.: Конечно, пройдёт. Меня удивило, как одна из поп-звезд на всю страну горделиво заявила, что не имеет музыкального образования, не знает, кто такой Моцарт. Это все-таки говорит о низком профессионализме. По тем же западным меркам российская попса – даже не попса, а какой-то странный вид самодеятельности. Но в последнее время я с удовлетворением отмечаю, что российская молодежь хочет слушать качественную музыку. Появилась возможность выбирать.
– А на ваши концерты молодежь приходит?
Юрий Ермаков: Я самый молодой в арт-группе. Несколько раз я приглашал на концерты «Смоленских мужиков» своих друзей. Скажу без хвастовства: им всем очень понравились наши выступления.
А.Б.: Думаю, большую роль все-таки играет то, что многие исполнители работают «под фанеру». У нас какое-то засилье! Даже когда мы приезжаем на фестивали народного (!) творчества, нам часто задают вопрос: а где ваши фонограммы? Мы пытаемся объяснить: это не наш метод. Но звукооператорам так проще: поставил музыку, пусть играет. Но есть совершенно другие звукооператоры: им интересно сотрудничать с артистами, настраивать микрофоны под конкретного исполнителя. С такими приятно работать.
– Наверное, тяжело долго петь живьем. У вас есть какие-то секреты сохранения голоса?
А.Б.: Действительно, живое пение – это тяжело. Мы тщательно планируем выступление, чтобы наши голосовые связки отдыхали: «вставляем» в программу инструментальные вещи, меняем солистов.
В.Б.: Главное – чтобы в зале не было холодно. При температуре + 14 уже нельзя петь: голос садится. Должен сказать, что на Смоленщине очень мало теплых залов. Однажды мы давали концерт в зале при температуре минус 3.
А.Б.: Я даже обратил внимание: люди заходили в зал, у них на обуви был снег. И до конца концерта он так и не растаял!
В.Б.: Какая молодежь поедет работать в село, где даже некуда пойти? На селе нужно начинать с культуры, если мы хотим, чтобы там жили люди!
– Действительно, нетающий снег – очень яркий образ. Спасибо вам за интересный и откровенный разговор. Будем надеяться, что ситуация изменится. Желаю вам переполненных и теплых (во всех смыслах) зрительных залов!
Автор: Мария Волкова