Круговорот любви в природе
В одном шпионском детективе персонаж гордо заявляет: «Нам платят не за любовь к ближнему!» Но, к счастью, большинство человечества составляют не шпионы, авантюристы и рвачи. Есть и места, где за любовь платят, – однако не только (и не столько) деньгами…
Об этом я и подумал, когда узнал о решении конференции католических епископов России (ноябрь 2006 г.) объявить «Годом милосердной любви» новый 2007 год. Его девизом стали слова легендарного московского врача XIX века Фёдора Гааза: «Спешите делать добро».
Да, именно «делать»! В католической традиции не принято превращать любовь и добро в бесплодные декларации. «Церковь исповедует любовь, чтобы быть внимательной к человеческим страданиям и нуждам, в том числе – к нуждам материальным… Основная обязанность церкви – деятельная и хорошо организованная любовь к ближнему». Эти слова из энциклики папы римского Бенедикта XVI «Deus caritas est» – «Бог есть любовь» – в комментариях не нуждаются. Впрочем, тем, кто воображает любовь неким процессом закипания вещества головного мозга и эндокринных желёз, может не понравиться словосочетание «организованная любовь».
Тем не менее деятельная любовь (как и любая деятельность) немыслима без организации. Это и явилось одной из главных тем научно-практической конференции, которая осенью 2006 года проходила в Смоленске. Базовые тезисы докладов её участников следующие.
Первое. История католицизма на Смоленщине насчитывает восемь веков (!). Этот огромный отрезок времени включает в себя сильнейшие исторические катаклизмы, включая множество войн. В силу этого накопился ряд негативных стереотипов во взглядах на отношения между католиками и представителями других конфессий Смоленщины – прежде всего православными. Однако исток подобных мифов и стереотипов кроется не на бытовом уровне, а в ксенофобской, шовинистической политике и пропаганде царских, а затем и советских властей (плюс агрессивный атеизм последних). Простые же люди разных конфессий воочию видели, что деятельность католических приходов и конгрегаций Смоленщины была направлена исключительно на пастырство и благотворительность. Причём если пастырство касалось только католиков, то благотворительность – всех без исключения. Так, в сиротском приюте для мальчиков, основанном в начале XX века на личные средства епископом Стефаном Денисевичем, содержались в том числе и православные сироты. При этом в приюте постоянно заботились об их православном воспитании.
Второе. Один из пропагандистских мифов – «прозелитизм» католиков (давление на людей с целью обращения в свою веру). Сюда же относится и утверждение о «превращении православного Успенского собора в костёл» после занятия Смоленска польско-литовскими войсками в 1611 г. Из документально обоснованных докладов А.И. Гурзова видно: ничего подобного не было. Костёл действительно был на Соборном холме – но рядом с отстроенным православным собором, а не вместо него. В этот же период православные храмы действовали в городе наравне с католическими. Если же говорить о гораздо более поздних эпохах, то просто нелепо говорить о прозелитизме католиков в условиях постоянных притеснений всех «иноверцев» со стороны царских властей (особенно при Николае I и Александре III). В скобках следует сказать, что царизм неустанно внушал населению искажённое представление о католицизме как религии сугубо «польской», постоянно напоминая о трёх польских восстаниях и приписывая полякам мифическое «антиправославие». В СССР же любой «прозелитизм» был чем-то из области фантастики…
Современная католическая церковь видит любые виды прозелитизма и фундаментализма грубыми нарушениями свободы совести и прав человеческой личности. Это принципиальная и давняя позиция Ватикана, неизменно подтверждаемая практикой.
Третье. Даже в годы самого свирепого сталинистского террора изгнанные из своих храмов, гонимые за свою веру католики не только тайно молились, но ни на один день не оставляли попечения о неимущих, немощных и сиротах – и не только католиках. Об этом подробно шла речь в докладе о. Бронислава Чаплицко-го о подпольной конгрегации гоноратов. Свидетельства этому представляли и выступавшие представители общественных организаций Смоленска.
«Через дела милосердия люди познают Благую Весть», – пишет в недавнем пастырском послании митрополит Тадеуш Кондрусевич, размышляя над духовным наследием папы Иоанна Павла II.
Выступление же самого митрополита Кондрусевича на конференции в Смоленске было целиком созвучно с приветствием иерарха Русской Православной церкви, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: глобальный мир должен стать миром глобальной любви. Это зависит от нашего ответа на Любовь Бога – нашей милосердной любви, нашего братства, нашей веры.
Яков НОВИКОВ
Какие мы? Русский вопрос
Материал нашего внештатного автора Я.С. Новикова о первой в России научно-практической конференции, посвященной 15-летию возрождения в Смоленске римско-католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, лично присутствовать на которой мне не довелось, а также выход в свет последнего (№3-4 за 2006 год) журнала «Годы» послужили поводом для встречи с о. Птоломеушем и историком-краеведом Н.Н. Илькевичем - главным редактором журнала «Годы», автором книги «Душа костёла. Штрихи к биографии ксендза Хризогона Пржемоцкого». Конференция состоялась в г. Смоленске 23 сентября прошлого года на базе гуманитарного университета. На ней присутствовал прибывший в Смоленск с пастырским визитом митрополит архиепископ Тадеуш Кондрусевич - ординарий римско-католической епархии Матери Божьей в Москве. Председательствовал Н.Н. Илькевич. С докладами выступили настоятель римско-католического прихода в Смоленске о. Птоломеуш Кучмик, доктор богословия о. Бронислав Чаплицкий, краевед А.И. Гурзов (два доклада), учёный-религиевед из С.-Петербурга С.К. Козлов, доцент СмолГУ А.Ф. Гавриленков, секретарь Смоленского римско-католического прихода И.М. Ефименко. Докладчики приводили уникальные архивные документы, демонстрировали исторические фотографии, что свидетельствует о серьёзной, кропотливой работе.
В упомянутом номере журнала «Годы» опубликовано приветственное слово и заключительное выступление митрополита Тадеуша Кондрусевича, произнесенные им во время открытия конференции, который, в частности, сказал: «Жизнь настоятельно требует нашего общего христианского свидетельства и совместного противопоставления вызовам времени. Достаточно отметить, что папа Бенедикт XVI только за неполные полтора года своего понтификата уже два раза принял митрополита Кирилла. Во время последней встречи в мае 2006 г. была подтверждена близость взглядов двух церквей по широкому кругу вопросов и выражено желание продолжить совместную работу по составлению документа, который бы в полной мере отражал позицию Католической и Русской Православной церквей».
Далее в выступлении Т. Кондрусевича говорится, что главы обеих церквей считают необходимым объединить усилия для защиты и утверждения института семьи и ценности человеческой жизни.
- Мне кажется, - говорит Н.Н. Илькевич, -самое главное значение смоленской конференции в том, что она впервые проходила в России. Участвовали в ней больше ста человек. Надо отдать должное гуманитарному университету, предоставившему одну из своих самых больших аудиторий на 4-м этаже. С приветственным словом от имени митрополита Кирилла выступил секретарь епархии Павел Стёпкин, от областной Администрации – В.Н. Ямпольский. Потом были заслушаны доклады. Основные источники сведений: Государственный архив Смоленской области, Национальный архив Республики Беларусь, Государственный архив в Санкт-Петербурге и архив Управления Федеральной безопасности по Смоленской области. Вот четыре основных архива, на основе которых были подготовлены доклады. История, конечно, очень богатая. Насколько я понимаю, до революции мирно сосуществовали все.
- Как справедливо заметил в своём заключительном слове митрополит Т. Кондрусевич, - включается в разговор о. Птоломеуш, -раньше в качестве красноречивого примера толерантности приводили город Львов, где до Первой мировой войны было четыре митрополита: православный, римско-католический, греко-католический и армянский. Но ещё значительно раньше в Смоленске было три епископа (православный, римско-католический и восточного обряда), и все мирно уживались друг с другом!
Кроме столиц, католические приходы есть и в других городах России: Великих Луках, Брянске, Калуге. Причём везде, где здание костёла сохранилось, его передают приходу.
- А национальные общественные организации, - пытаюсь повернуть тему в несколько другое русло, - Дом литовский, Дом польский стимулировали интерес к католической религии в Смоленске?
- Трудно сказать. Католики из Дома польского приходят в храм, некоторые же люди вообще не религиозны. То же из Дома литовского. Из немецких общественных организаций многие уехали в Германию. Недавно появились два негра – студенты медицинской академии, католики. Служба ведётся на польском языке по вторникам, а в остальные дни - на русском. Приходит больше народу, когда служба на русском. Причём даже поляки.
Разумеется, я не могла не спросить о том, не известно ли что-нибудь относительно передачи смоленского костёла приходу.
- Откровенно говоря, - ответил о. Птоломеуш, - надежда только на добрую волю местной власти. Ошибочно думать, что восстановление костёла в Смоленске – это для поляков, Польши. Это здание – памятник архитектуры – принадлежит смолянам, людям, которые живут и будут жить в Смоленске и могут гордиться, что их город красивый. Да и архивные документы надо спасать, это ведь большая ценность! Но, к сожалению, пока никаких подвижек ни с архивом, ни с костёлом нет…
Кстати, история строительства католического костёла в Смоленске заслуживает отдельного разговора. На начало строительных работ в 1893 году в распоряжении смоленской римско-католической церкви было лишь 2700 собранных прихожанами рублей. Проект и смету губернский архитектор М. Мейшер, кстати, также прихожанин церкви, составил ещё в 1892 году. Проект был утверждён в губернском правлении, но денег катастрофически не хватало. Пришлось прибегнуть к испытанному методу – сбору добровольных пожертвований. И смоляне с готовностью откликнулись на призыв газеты «Смоленский вестник». Всего на строительство костёла израсходовано более 40 тысяч рублей – сумма по тем временам весьма значительная. Выигравший подряд на строительство костела инженер Л. Дубейковский организовал поставку стройматериалов с собственного предприятия. Купец Л. Глембовецкий обеспечил строительство особым высококачественным огнеупорным кирпичом. Строительство костёла и внутренняя его отделка были окончены в 1897 году. В этом же году, 27 июня, состоялось освещение величественного храма.
Светлана РОМАНЕНКО
«Смоленская газета» №8(249) от 2 февраля 2007 г.