Абсурд в квадрате
В данной статье речь идёт о порядке изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества на примере отопления. До июля 2003 года в Смоленске вообще в коммунальной сфере не применялся закон «О защите прав потребителей». Только после моих многократных обращений в УЖКХ города и разъяснений Смоленского управления Министерства по антимонопольной политике закон начал действовать. Пункт 5 ст. 28 закона устанавливает неустойку в случае нарушения сроков оказания услуги – 3% за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки вплоть до начала оказания услуги.
Надо отметить, что очень мало граждан города использовали своё право на получение неустойки, так как просто
не знали об этом. Виновниками этого незнания, на мой взгляд, являются депутаты городского Совета, которые еженедельно по понедельникам выступают по смоленскому радио и ни слова не говорят о штрафных санкциях (неустойках) в пользу потребителей услуг. С июня 2006 действует Постановление Правительства РФ №307, которым утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (в дальнейшем – Правила). В Правилах указано, что просрочка определяется в часах. Это означает, что за каждый час просрочки должна начисляться неустойка в размере 3% от месячной суммы услуги.
Например, если у вас был перерыв в отоплении в течение 48 часов (первые 24 часа считаются допустимым перерывом), а сумма месячной оплаты за отопление составляет 400 рублей, то неустойка составит: 24 ч. х 3% = 72%, то есть 288 рублей. Отметим, что размер неустойки не должен превышать месячную сумму оплаты за коммунальную услугу.
Второй пример: в течение 15 суток температура в квартире была 17оС (т.е. на один градус меньше норматива). В
этом случае, согласно Правилам, размер ежемесячной оплаты за каждый час отклонения снижается на 0,15% размера платы, округлённой из норматива потребления отопления за каждый градус отклонения. Если размер платы за месяц у нас составляет 400 рублей, то за 15 суток – 200 рублей. Следовательно, снижение оплаты составит: 0,15% х 15 сут. х 24 ч. х 200 руб. = 108 рублей.
Третий пример: если в течение 36 часов температура была 17оС, то снижение оплаты составит: 0,15% х 36 ч. х 20
руб. = 1,08 руб. (размер платы за 36 часов у нас равен 20 рублям).
Я обратился по вопросу неустоек в МУП «Смоленсктеплосеть». Технический директор В. Вознов ответил мне, что я Постановление Правительства №307 читал невнимательно, что вообще закон «О защите прав потребителей» в коммунальной сфере не действует. По такому же вопросу я обратился в вычислительный центр ЖКХ. И.о. директора Е. Василевская мне ответила: «…Жилищно-коммунальные услуги предоставляются гражданам с момента регистрации в жилом помещении (начало срока) и прекращаются с момента выписки, смерти (окончание срока). Только при нарушении этих сроков может применяться неустойка… Что касается перерывов в предоставлении коммунальных услуг, то к ним не может применяться указанная законом «О защите прав потребителей» неустойка». Ни больше и ни меньше. Эти ответы руководителей МУПов можно занести в Книгу рекордов Гиннесса как самые абсурдные ответы чиновников.
К сожалению, подбор руководящих кадров и специалистов в администрации г. Смоленска ведётся не по их профессиональным качествам, а по личной преданности. Как известно, рыба гниёт с головы. Хотелось бы знать, что по данному поводу думает глава г. Смоленска.
Е. Левитин
«Смоленская газета»