user

ЖКХ – проблемы муниципальных образований


30 января 2007 года в Велиже состоялось совещание с главами муниципальных образований (администраций) муниципальных районов и должностных лиц органов исполнительной власти Смоленской области. В работе совещания приняли участие первый заместитель губернатора Александр Щелоков, заместитель губернатора Евгений Батрасов, начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области Игорь Скобелев, начальник Департамента Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Геннадий Гомонов.

В ходе совещания обсуждались направления деятельности местных органов власти, направленные на решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства. Вступление в силу закона о местном самоуправлении создало много проблем в этой сфере деятельности. Вопрос обеспечения нормальной жизнедеятельности населения является одним из главных в обязанностях местных органов власти. Однако в существующих условиях на уровне сельских поселений решить многие вопросы нельзя в принципе. Для этого на местах просто нет необходимых специалистов. Один из путей решения этого вопроса – создание на территориях муниципальных районов межпоселенческих хозяйственных объединений (управляющих жилищно-коммунальных компаний) для управления и обслуживания жилищно-коммунального комплекса, расположенного на территории муниципального образования. Это нужно еще и для обеспечения возможности выполнения требований Жилищного кодекса, предписывающего населению, проживающему в многоквартирных домах, до 2009 года определиться с выбором управляющей компании. В настоящее время из 35 тыс. многоквартирных домов, расположенных на территории Смоленской области, только 1468 определились со способом управления.

Однако с таким способом решения проблем ЖКХ были согласны далеко не все присутствовавшие. По их мнению, создание дополнительной надстройки – межпоселенческих управляющих компаний, собственно, не занимающихся производственной деятельностью, а лишь выполняющих координирующие функции, - проблему не решит.
Многие главы муниципальных образований считают, что главная проблема на настоящий момент совсем в другом – в несоответствии платежеспособности населения и реальных затрат коммунальных предприятий. Экономически обоснованные тарифы население в сельской местности платить не в состоянии. А компенсировать разницу местные бюджеты не могут. Поэтому любые проекты будут обречены на провал, если во главу угла не ставить экономическое обоснование. Да и подходы к экономическому обоснованию могут быть разными. К примеру, если при расчетах тарифов не учитывать амортизацию имущества и инвестиционную составляющую, то это явно не дает коммунальному предприятию развиваться и рано или поздно приведет его к банкротству (что, собственно, очень часто наблюдается). Соответственно частные коммерческие структуры в эту сферу не пойдут.

А экономически обоснованные тарифы, привлекательные для коммерческих структур, сельское население платить не в состоянии. К тому же за многие услуги сельское население не привыкло платить в принципе. К примеру, за воду в колонках на селе никогда не платили – все расходы брали на себя колхозы и совхозы. Поэтому собрать на селе средства, достаточные для окупаемости коммунальных предприятий, – задача нереальная. Именно в этом, по мнению многих собравшихся, основная причина того, что проблемы ЖКХ обсуждаются вот уже много лет, но ситуация существенно не меняется. Прогресс есть пока только в сфере теплоснабжения, и то ежегодно из областного бюджета на выравнивание тарифов выделяются десятки миллионов рублей.

Еще одна проблема – ограничение на предельный рост платежей населения. Из-за этого в некоторых случаях выйти на экономически обоснованный уровень тарифов нельзя в принципе. И ситуация может в дальнейшем обостриться. Так, в ходе обсуждения областной тарифной политики выяснилось, что в ближайшее время ожидается существенный рост цен на газ. Уже сейчас оптовая коммерческая цена на газ в Смоленской области практически такая же, по какой Россия продает газ Белоруссии – $100 за тысячу кубометров.

В ходе совещания обсуждались также вопросы обеспечения уличного освещения. До 2005 года эти расходы учитывались в тарифе. Начиная с 2005 года на эти цели необходимо предусматривать бюджетные средства. Причем не только затраты на электроэнергию, но и на обслуживание осветительной аппаратуры (замену ламп и т.п.). В настоящее время закончена инвентаризация осветительного оборудования. По области 38 тыс. устройств уличного освещения: 11 тыс. – в городе Смоленске, 20 тыс. – в других городах области, 7 тыс. – в сельской местности.
В настоящее время создано дочернее предприятие «Смоленскэнерго» - «Смоленскэлектросетьремонт», которое готово заниматься обслуживанием, ремонтом и установкой осветительной аппаратуры на всей территории области. 90% муниципальных организаций уже заключили с ней договоры. Правда, в настоящее время организация еще собственного штата не имеет и в первом и втором кварталах этого года будет привлекать для выполнения работ специалистов местных энергетических предприятий. В связи с чем возник вопрос: а почему бы не заключать договоры напрямую с этими предприятиями? Администрация области заверила, что навязывать решение никто не будет, и местные власти могут заключить договор с любой организацией, которая готова оказывать эти услуги, лишь бы это оборудование своевременно обслуживалось.

По поводу стоимости работ заместитель главного инженера «Смоленскэлектросетьремонт» Владимир Левченков отметил, что в настоящее время разрабатывается типовой проект установки осветительного оборудования и цены будут единые на основе этого типового проекта. Цены на обслуживание осветительного оборудования также будут единые. На 2007 год обслуживание одной установки уличного освещения обойдется в 806 рублей.

Сергей АМЕЛИН
«Смоленская газета» №8(249) от 2 февраля 2007 г.