Ждем перемен
Прошедшая в прошлую пятницу 32 сессия Смоленского городского Совета затянулась дольше обычного, хотя вопросов в повестке дня было не так уж и много. Но зато – достаточно важных. Еще перед началом сессии у здания городской Администрации депутатов встретил пикет протестующих против реформы жилищно-коммунального хозяйства (концепция реформирования ЖКХ Смоленска – один из вопросов повестки дня). Пикет, правда, был достаточно жиденький и, как мне показалось, представителей органов охраны правопорядка было заметно больше числа пикетирующих.
Кроме этого вопроса, депутатам предстояло заслушать отчет о ходе выполнения Комплексной программы по укреплению законности и правопорядка в городе Смоленске, рассмотреть изменения в бюджет (он увеличен на 49 млн. 802 тыс. руб.), рассмотреть ставки и льготы по земельному налогу, заслушать итоги летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Смоленска в 2006 году и итоги реализации основных направлений развития отраслей городского хозяйства и социальной сферы города Смоленска за I полугодие 2006 года, а также рассмотреть ход подготовки жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска к осенне-зимнему периоду 2006-2007 гг.
Депутаты также внесли ряд изменений в предыдущие решения, а некоторые решения Горсовета признали утратившими силу. В частности, внесены изменения в пункт 1 решения 57-й сессии Смоленского городского Совета «О чрезвычайных мерах по предотвращению нападения безнадзорных собак на граждан на территории города Смоленска». Формулировка этого пункта (о применении огнестрельного оружия для отстрела бродячих собак) была оспорена в суде прокурором Смоленской области и признана не соответствующей законодательству. Согласно новой формулировке, СМУП «Спецавтохозяйство» предоставлено право на обезвреживание безнадзорных животных с применением огнестрельного оружия только в исключительных случаях (при нападении собак на людей, бешенстве, реализации карантинных мероприятий) в любое время суток. Обезвреживание производится работниками предприятия из числа опытных охотников при строгом соблюдении правил техники безопасности.
Согласно решению суда, это является крайней, но необходимой мерой, максимально направленной на защиту населения от болезней общих для человека и животных а также безопасность личности от возможного нападения. Помимо изменений, внесенных в соответствии с решением суда, депутаты внесли и свою лепту. И из действующих правил исключена формулировка «обезвреживание производится в присутствии сотрудников милиции».
В самом начале сессии депутаты решили немного изменить порядок своей работы и теперь депутатские запросы и официальные ответы на них будут рассматриваться в самом начале заседаний. О сделанных в последнее время запросах и полученных ответах рассказал Председатель Смоленского городского Совета Сергей Лебедев.
Затем депутаты заслушали отчет о ходе выполнения Комплексной программы по укреплению законности и правопорядка. Основными вопросами к представителям правоохранительных органов явились вопросы о состоянии дел по борьбе с торговлей суррогатным алкоголем. Депутаты заявили, что в их округах всем известны точки по продаже такого спиртного, но не заметно, чтобы число их уменьшалось. Представители правоохранительных органов подтвердили наличие такой проблемы. Точки по продаже спиртного известны и им. Однако, по единодушному мнению выступающих, существующих на данный момент законных мер борьбы с этим явлением крайне недостаточно. Торговля спиртными напитками домашней выделки (самогоном) является всего лишь административным правонарушением и влечет за собой штраф 1-2 тыс. руб., что не останавливает торговцев. Более того, даже в случае выявления фактов такой торговли работники милиции не имеют законных прав изъять самогон и самогонные аппараты. После принятия административной комиссии решения о наложении штрафа эти вещественные доказательства должны быть возвращены владельцам. Самогонщики это знают и в противном случае обращаются с жалобами в прокуратуру на незаконные действия сотрудников милиции. Абсурд полный, но это факт. Конфискация законом не предусмотрена.
Еще работников милиции беспокоит то факт, что в настоящее время в основном торгуют не самогоном, а техническими спиртосодержащими жидкостями на основе гидролизного спирта, предназначенными для дезинфекции, разжигания каминов и т.п. - типа "Кирюши", "Максимки". Эти спиртосодержащие жидкости легально продаются в неограниченном количестве. И именно их разводят и продают сейчас нелегальные торговцы. Эта гадость - в тысячи раз страшнее самогона. Там кроме этилового спирта еще очень много чего - фенолы, ацетон, метиловый спирт и т.п. При регулярном употреблении такой "водки" печень разрушается за полгода. По сравнению с этими жидкостями - самогон просто лекарство.
Но парадокс в том, что реализация такой спиртосодержащей продукции вообще не является правонарушением. Согласно областного закона, карается только изготовление и сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки. Поэтому, по единодушному мнению представителей правоохранительных органов, требуется срочно вносить изменения в областное законодательство, дабы перекрыть эту лазейку. Кроме того, желательно выходить с законодательными инициативами в Государственную Думу в плане ужесточения ответственности за торговлю суррогатным алкоголем. Ведь раньше за это предусматривалась уголовная ответственность.
Доклад начальника управления экономики Администрации города Натальи Акуловой о реализации основных направлений развития отраслей городского хозяйства и социальной сферы города Смоленска оказался достаточно мажорным. Основные показатели успешно выполнены. Благодаря росту поступлений в бюджет города уже по итогам первого полугодия удалось полностью покрыть дефицит. Правда, не все расходные статьи бюджета оказались профинансированы в полном объеме, но это объясняется не отсутствием средств, а организационными причинами. Дело в том, что выделение бюджетных средств возможно только после проведения конкурса на выполнение работ или закупку оборудования. Это – достаточно длительная процедура. В частности, приобретение спецтехники для городских предприятий из-за этого отложено на 3-4 квартал (но обязательно будет проведено).
В ходе обсуждений этого вопроса депутатов больше всего беспокоил тот факт, что многие фирмы, выигравшие муниципальный конкурс, не выполняют своих обязательств и действенных мер воздействия на них не просматривается. Особенно парадоксально сложилась ситуация с конкурсом на обслуживание лифтового хозяйства. Как пояснил заместитель мэра по обустройству города Николай Петроченко, в ходе конкурса фирма-победитель для этой самой победы была вынуждена заявить расценки ниже существующих. Причем, по ряду позиций это снижение достигло 40%. Однако, победитель не торопится выполнять принятые на себя не слишком выгодные обязательства. И оспаривает свою победу в суде (пытается признать конкурс несостоявшимся). А пока идет судебное разбирательство действуют старые, более высокие расценки. Так что иногда выгодно оспаривать не только свое поражение, но и победу. Однако сам факт, что из-за реальной конкуренции произошло существенное снижение цены – весьма примечателен. Это дает надежду на то, что введение рыночных механизмов с сферу ЖКХ позволит хоть в некоторых отраслях что-нибудь улучшить. И именно реформа ЖКХ, а точнее рассмотрение концепции этой реформы в городе Смоленске стало одним из главных вопросов 32-й сессии.
Необходимость реформ городской системы ЖКХ обусловлено изменениями федерального законодательства – требованиями Жилищного кодекса и новыми правилами оказания коммунальных услуг. До 1 января 2007 года жители всех многоквартирных домов должны провести общие собрания и определиться со способом управления общим имуществом. Всем очевидно, что в большинстве домов этого не произойдет. И тогда, согласно Жилищного кодекса, администрация города должна будет проводить среди управляющих компаний конкурс на право управление общим имуществом домов, самостоятельно не избравших способ управления. На данный момент таких управляющих компаний нет и поэтому их надо в срочном порядке создавать, чтобы с 1 января сфера ЖКХ не впала в ступор. Ведь согласно новым правилам оказания коммунальных услуг, именно управляющие компании, а не коммунальные предприятия («Теплосеть», «Горводоканал» и т.п.) теперь будут оказывать коммунальные услуги населению. Соответственно, получать деньги с населения за оказанные услуги также должны управляющие компании. Коммунальные предприятия будут лишь продавать ресурсы (воду, тепло, электроэнергию) управляющим компаниям и рассчитываться с ними по общим приборам учета.
На данный момент жилищно-коммунальное хозяйство города не готова к такой схеме работы. Для его приведение в соответствие с существующим законодательством и повышения эффективности работы и была разработана вынесенная на рассмотрение депутатов концепция. Изменения, которые должны быть внесены в систему ЖКХ достаточно серьезные и заслуживают отдельного рассмотрения (статья с анализом проекта концепции будет опубликована в следующем номере нашей газеты). А пока лишь замечу, что депутатам эта концепция показалась недостаточно проработанной и они решили по этому вопросу провести депутатские слушания с привлечением всех заинтересованных лиц, и лишь затем принять окончательное решение по этому вопросу.
В ходе сессии было принято решение об установлении льготы по земельному налогу для РОСТО (ДОСААФ) и льгот для отдельных категорий граждан. Для героев Советского Союза, героев социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы, ветеранов и инвалидов боевых действий, вдов ветеранов и инвалидов Великой отечественной войны, малолетним узникам фашистских лагерей, инвалидов III, а также части I и II групп и инвалидам детства в 2007 году ставка по земельному налогу установлена в размере 0,03% от стоимости участка.
По окончании сессии Смоленского городского Совета состоялась пресс-конференция с участием депутатов и представителей администрации. Обсуждавшиеся на ней вопросы также будут опубликованы в следующем номере газеты.
Сергей Амелин
"Смоленская газета"