«У местных властей есть обязанности, но нет полномочий»
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений были сформированы два с половиной года назад, и уже с 1 января 2005 года на территории Смоленской области вступил в силу федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Своими мыслями о первых итогах реформы местного самоуправления с обозревателем «Рабочего пути» поделился мэр Вязьмы Виктор Семейкин.
- Принесло ли Вязьме какую-либо пользу создание органов местного самоуправления города, Виктор Иванович?
- Разделение властей привело к возникновению заметных разногласий между районной и городской властями. Не думаю, что это хорошо. По-моему, в стране постепенно начинается обратная реакция - все чаще приходится слышать мнение, что все поселения необходимо снова собрать в единую упряжку под крышей муниципального района. Властью и полномочиями никто не хочет делиться, и сегодня мы это чувствуем. На сегодняшний день нам передано только жилье, хотя в соответствии со 131-м федеральным законом мы должны не только обеспечивать население теплом, водой и электроэнергией, но и выполнять другие обязанности, общий список которых насчитывает 29 позиций.
Заниматься своей работой нам приходится в достаточно сложных условиях: в связи с крайне неблагополучным состоянием жилищного фонда даже появился новый термин - «недоремонт жилья». Я убежден, что взваливать капитальный ремонт старых жилых домов на плечи населения недопустимо. Органы государственной власти и местного самоуправления просто обязаны найти решение этой проблемы.
В Вязьме очень остро стоит вопрос о ветхом и аварийном жилье, в котором сегодня обитают 69 семей. Эти люди выиграют любой суд - буквально сегодня на заседание жилищной комиссии в сопровождении судебных приставов приходили два гражданина с решением суда на руках… Мы обязаны предоставить им жилье, и администрация города готовится вынести на обсуждение городского Совета соответствующую программу.
Кроме того, в этом году по нашему поручению разрабатывается около двух десятков проектов, связанных с газификацией улиц города, водоснабжением и водоотведением, линиями электропередачи, пуском новой котельной и так далее. Мы помогли приобрести муниципальному транспортному предприятию семь новых автобусов. Вряд ли мы решим ее до конца - так, как хотелось бы населению города, но те сто автобусов, которые сегодня выходят на линию, заметно снизили остроту транспортной проблемы.
- Сколько денег зарабатывает город?
- Объем доходной части городского бюджета с учетом дотаций составляет 89 млн. рублей. Для нашего города это немного - думаю, эта сумма должна быть в несколько раз больше. Доходы города формируются в основном за счет трех налогов - на землю, на имущество и на доходы физических лиц (от последнего нам достается 10 процентов). При этом не могу не признать: налоги нужно распределять в пользу районов - для того, чтобы ремонтировались дороги, чтобы восстанавливалась инфраструктура. Бюджет Вяземского района составляет около 500 млн. рублей, он дефицитный, и половина его доходной части идет на поддержание в работоспособном состоянии учреждений образования и здравоохранения.
- Как обстоят дела с ремонтом городских улиц?
- В прошлом году мы выполнили капитальный ремонт двух улиц, еще на 16 был проведен ямочный ремонт. Примерно такой же объем дорожных работ будет выполнен и в этом году - на ремонт дорог из бюджета запланировано выделить около 8 млн. рублей, на тротуары - около
3 млн. Город разделен на четыре сектора, за каждым закреплено конкретное дорожное предприятие. В этом году город приобретет два мусоровоза и уборочную машину, есть большая программа по установке дополнительных контейнерных площадок. Планируем привести город в порядок и добиться, чтобы Вязьма вошла в число лучших городов центральной полосы России.
- В Вязьме, как я понял, очень необычный кадровый состав городского Совета: треть от 16 депутатов - медики, двое представляют образование, есть журналист. Как вам работается с таким представительным органом?
- Минувший год ушел на то, чтобы присмотреться друг к другу и как-то сработаться. Сейчас во взаимоотношениях с депутатами особых трудностей нет - мы находим взаимопонимание по всем вопросам, которые выносятся на обсуждение городского Совета. Что касается состава представительного органа, половину которого составляют учителя и врачи, то это свидетельство доверия избирателей к представителям этих профессий. Кстати, при формировании городского бюджета на этот год депутаты предусмотрели выделение 5 млн. рублей на ремонт учреждений образования и здравоохранения города - притом что финансирование этих статей должно осуществляться за счет средств районного бюджета! Что касается администрации города, нам удалось создать работоспособный коллектив. К сожалению, мы пока не имеем возможности платить работникам администрации достойную зарплату - базовые оклады определены областной администрацией, а размер различных надбавок находится в компетенции городского Совета.
- Вы пришли на пост мэра из бизнеса. Оправдали ли ваши ожидания те возможности, которыми вы теперь располагаете?
- Главное, что меня поразило, - неполное исполнение 131-го федерального закона, в результате чего у городских властей есть обязанности, но нет полномочий. Из-за этого возникают нестыковки с администрацией района, причем сложнее всего в настоящее время решаются вопросы, связанные с имуществом - его необходимо разделить между двумя уровнями муниципальной власти, однако эта задача не решается. Согласно областному закону эту задачу необходимо решить до 1 января 2009 года, вот никто и не торопится. Тем не менее отношения с руководством района складываются неплохо, и по мере возможности мы стараемся друг другу помогать.
Беседовал Дмитрий РАИЧЕВ.