Сегодня среда, 27 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 13   
19 апреля 2007 года   |   www.province.ru   |   Обсудить

В Сычевской психбольнице нашли труп сестры-хозяйки

В милиции уверены: к преступлению приложил руку пациент. На поверку убийцей оказался режим

4 апреля в районной психиатрической больнице для невменяемых убийц и насильников исчезла молодая сестра-хозяйка. Нашли расчлененное тело женщины только через пять дней, замурованное в кирпиче и бетоне. Даже оперативники, много повидавшие на своем веку, поразились жестокости и хитрости, с которыми убийца совершил преступление в спецучреждении с усиленным режимом. Правда, режим этот оказался не таким уж и строгим.

Пропала на работе

Татьяна Штопуренко бесследно исчезла 4 апреля. Двадцативосьмилетняя женщина на днях отпраздновала свой очередной день рождения в кругу родственников. Утром 4 апреля Татьяна, как обычно, расставшись до вечера со своим сынишкой-школьником и матерью-инвалидом, отправилась на работу. Прошло всего несколько дней с тех пор, как женщина устроилась на новую работу - сестрой-хозяйкой в местную психиатрическую больницу. Эта должность предполагала общение с довольно своеобразным и опасным контингентом - умалишенными убийцами, насильниками и маньяками, которых вместо наказания и тюрьмы врачи определили на лечение. Однако это обстоятельство, как позже расскажут родные Татьяны, нисколько не пугало женщину. Скорее она относилась к больнице и ее пациентам как к обычной работе, на которой, может быть, платят немного больше, чем в детском приюте, где она трудилась раньше. Ведь надо было растить сынишку, а в наше время в одиночку поставить на ноги даже одного ребенка довольно трудно.

Когда Татьяна вовремя не вернулась с работы, родные забеспокоились. Такого с обязательной молодой женщиной раньше не бывало. На прежнем месте работы, в детском приюте, она характеризовалась как очень исполнительный и внимательный сотрудник. Наверное, поэтому администрация психиатрической спецбольницы без проблем приняла женщину с такой положительной характеристикой. Учитывая опасный контингент, содержащийся в больнице, подобные работники на вес золота.

Не пришла Татьяна домой ни ночью, ни под утро. А днем в Сычевском РОВД появилась обеспокоенная сестра женщины. Узнав, где работает пропавшая, начальник уголовного розыска Алексей ЖИГАЛЕТОВ сразу понял: если женщина не выходила за территорию больницы, то в живых ее уже скорее всего нет. Так и вышло.

Где искать?

Сестру-хозяйку искали пять дней. Сначала персонал больницы был уверен, что в день исчезновения женщина преспокойно ушла с работы. А значит, искать ее в периметре медучреждения не имеет смысла. Однако все имеющиеся факты говорили об обратном - Татьяна не выходила за стены лечебницы и пропала именно на ее территории. На это указывало то, что сестра-хозяйка оставила на КПП (контрольно-пропускном пункте) свои вещи, а значит, уйти просто не могла. К тому же, как выяснится позже, в последний раз женщину видели, когда она повернула за угол местного заброшенного предприятия. Дальше следы ее терялись.

Сначала же пришлось искать практически всюду. Найти на одиннадцати гектарах женское тело - все равно что искать иголку в стогу сена.

- Были созданы поисковые группы. Выгребали все ямы, выкачивали все отстойники, - рассказывает начальник Сычевского РОВД Николай ЩЕРБАКОВ. - Но двухдневные поиски результатов так и не дали.

Периодически в заблуждение сотрудников милиции, прокуратуры и местной охраны вводили пациенты, больное воображение которых изрядно усложняло поисковые работы.

- То один признается, мол, я убил, ищите там-то, - рассказывает Алексей ЖИГАЛЕТОВ. - Мы принимаемся искать, копать, но ничего не находим. Потом другой "расколется", и мы уже кидаемся на поиски тела в другом месте. И опять на поверку оказывается, что это неправда.

Параллельно с поисками сотрудники милиции опрашивали персонал и пациентов больницы, пытаясь найти хоть какую-то зацепку и восстановить картину событий того трагического дня. Выяснилось, что после обеда в отделении №9-10, куда всего несколько дней назад Татьяна устроилась на должность сестры-хозяйки, раздался звонок по внутреннему телефону.

- В тот день телефон звонил несколько раз, - рассказывает старшая медсестра отделения №9-10 Любовь ВАСИЛЬЕВА. - В первый раз трубку брала я, в другой раз - моя коллега, но на том конце провода лишь слышался щелчок и связь обрывалась. Зная, что еще утром на планерке шла речь о том, что внутренний телефон барахлит, я не придала этим звонкам большого значения. В третий раз, было это около 15.00, трубку взяла молодая сотрудница. Возможно, убийца среагировал именно на юный голос. Мужчина на том конце провода, не представившись, попросил сестру-хозяйку прийти на ЛТМ (лечебно-трудовые мастерские). Ей передали информацию о звонке, и Татьяна отправилась в указанное место. Конечно, по правилам, звонящий по внутреннему телефону должен представляться. Но по незнанию наша молодая сотрудница эти правила нарушила. Не обратила она внимания и на то, что мужчины обычно не звонят, кроме контролеров.

Ее ошибка стоила Татьяне Штопуренко жизни. Сестра-хозяйка, ничего не подозревая, вышла из отделения, прошла через внутренний КПП и через несколько десятков шагов завернула за угол, оказавшись в довольно глухом, непросматриваемом месте. Больше в живых Татьяну никто не видел. Сопоставив все факты, сотрудники милиции поняли, что искать нужно именно в этом районе, где располагалось несколько заброшенных производственных зданий. 

- В прямом смысле слова мы перерыли все вокруг, - рассказывает Алексей ЖИГАЛЕТОВ. - Несколько раз ходили внутри заброшенного здания ЛТМ с розыскной собакой (там впоследствии и нашли труп женщины. - Прим. авт.). Но так ничего и не нашли - просто мистика какая-то.

Лишь признание одного из больных наконец привело сыщиков к месту убийства.

Сумасшедший план

Узкая дорожка между высоким забором и серой стеной производственного здания упиралась в большие железные ворота. Не доходя до них, Татьяна повернула налево к открытой двери, ведущей внутрь мастерских. Именно там, затаившись, ее поджидал убийца...

Теперь эта дверь закрыта на замок. В тот день пациент-шизофреник (на счету которого, по данным милиции, как минимум пять особо тяжких преступлений - убийств и изнасилований) смог уйти из поля зрения санитаров, которые должны следить за работающими пациентами. Он умудрился добраться до телефона, вызвать свою жертву, а затем попасть внутрь здания и устроить там западню.

На следующий день после того, как тело Татьяны нашли, мы приехали на место преступления. Войдя внутрь мастерской, оказались в мрачном помещении, в котором всего несколько дней назад приняла мучительную смерть молодая женщина. Повернув налево, попадаешь в небольшой закуток с развешенными по стенам журнальными плакатами с изображением обнаженных женщин - этакий уголок сексуальных утех. Как впоследствии признается подозреваемый пациент психбольницы оперативникам, он и устроил здесь его. На полу, по предположениям сыщиков и показаниям больного, он расправился со своей жертвой. Результаты судмедэкспертизы еще не готовы, и причина смерти не установлена. Но, по предварительной версии следствия, подозреваемый изнасиловал женщину, удушил, перерезал горло самодельным ножом, тело завернул в приготовленное одеяло. А место, куда натекла кровь из раны, аккуратно присыпал. Тело несчастной жертвы оттащил на одеяле в соседнюю комнату, задумав спрятать труп в яму под бывшим когда-то в употреблении умывальником. Прикинув, что в полный рост женщина в небольшое отверстие не поместится, преступник попытался сложить ее с помощью скотча. Но не смог и принялся распиливать бездыханное тело пополам приготовленной пилкой. После того как останки жертвы были погребены в яме, убийца тщательно заложил "могилу" кирпичом, засыпал цементом, сверху припорошив строительным мусором. На все действия у преступника должно было уйти несколько часов. Но сумасшедшего убийцу местные работники так и не хватились.

- Изначально у нас было два основных подозреваемых, - говорит Алексей ЖИГАЛЕТОВ. - Но только после разговора с очередным пациентом по ряду признаков стало ясно, что преступление совершил именно он. Он же и рассказал, где спрятал труп.

- Было возбуждено уголовное дело по статье 105, части 1 "Убийство". 9 апреля задержан подозреваемый, который признался в содеянном, - комментирует следователь прокуратуры Сычевского района Роман БАЛАБАШКИН. - Это очень страшный человек, шизофреник. Сам он бывший житель и уроженец Москвы, у него нет даже среднего образования. На психически невменяемого человека с виду не похож. Более того, производит впечатление очень умного человека. Содержался в разных психиатрических больницах с семнадцати лет, с 1996 года. С этого времени из больниц не выходил, лишь переводился в учреждения с более мягким режимом (то есть в обычную психбольницу. - Прим. авт.). Но там, как правило, совершал очередное преступление и опять переводился в больницу для невменяемых преступников, типа сычевской. Все преступления, которые он совершил, были особо тяжкие. От его рук в основном страдал персонал психиатрических учреждений. Сознался в содеянном он потому, что ему просто некуда было деваться.

Следователю прокуратуры вторит начальник уголовного розыска Сычевского РОВД Алексей ЖИГАЛЕТОВ:

- Этот человек никогда не признавал своей вины. Впервые, кажется, попал в психушку за убийство проститутки. Рассказывал, что шел с ней по улице, их обоих принялись избивать. Ее забили до смерти, а его заставили наступить на жертву. В сычевскую спецбольницу переведен за побег из другого учреждения, где он напал на медсестру с молотком, которым бил ее по голове. Хотя сам, как водится, своей вины не признал, мол, ни разу не ударил ее, а толкнул, и женщина упала сама. После этого совершил попытку побега. Уверен, что это хитрый человек, который может легко войти в доверие.

Что, судя по последним событиям, подозреваемый успешно проделал с персоналом сычевского спецучреждения.

Режим-убийца

Сычевская психиатрическая больница - место довольно мрачное. Ее обитатели живут за высоким забором по своим неписаным законам, которые им диктуют инстинкты и искаженное болезнью сознание. Страшно даже представить, какие мысли роятся в головах восьмисот убийц, признанных судебно-медицинскими экспертами невменяемыми. Как говорят местные работники, 85 процентов пациентов с легкостью подходят под определение "маньяк". Сюда же когда-то был отправлен на излечение пресловутый "черный душитель", на счету которого без малого десяток жестоко убитых смолянок.

Высокий забор, окаймленный "колючкой", растянулся на долгие километры. Внутри - одноэтажные отделения, где содержат больных в закрытых на засовы палатах. С виду - настоящая тюрьма. Однако охраняют спецбольницу люди в форме только по периметру. Внутри же нет ни единого контролера. Раньше охраняли учреждение сотрудники Управления исполнения наказаний. Теперь же почти тысяча душевнобольных убийц предоставлена лишь медицинскому персоналу - врачам, медсестрам, санитарам.

- Мы осуществляли функции надзора до 2004 года, - рассказывает начальник охраны Сычевской психиатрической больницы Сергей ЗЮКИН. - Потом с нас их сняли, и теперь мы осуществляем охрану больницы методом оперативного дежурства. То есть раньше в каждом отделении, там, где есть больные, кроме медицинского персонала находились и наши сотрудники. На сегодняшний день работы непосредственно с больными мы не ведем. Из-за этого пациенты стали чувствовать себя более вольготно. И естественно, медперсонал осуществляет надзор за ними не так качественно, как это делали мы. И теперь, к примеру, я не могу ни с кого спросить за плохой надзор. К тому же штат охраны с тех пор сократился более чем наполовину.

Неудивительно, что у подозреваемого в жестоком убийстве сестры-хозяйки появилась возможность беспрепятственно совершить преступление, да еще и так тщательно скрыть его следы. В том, что злодей все скрупулезно продумал и спланировал, оперативники не сомневаются. Телефон, с которого больной позвонил в отделение, стоит у "выводных" (вольнонаемные санитары, которые осуществляют надзор за психически нездоровыми пациентами на территории больницы). Выходит, что доступ к телефону убийца получил по вине санитаров?

Кстати, жертвой беспощадного убийцы могла стать и другая девушка из медперсонала больницы. Как выяснилось, подозреваемый звонил и ей, пытаясь заманить в свою смертельную западню. Однако она отправилась по звонку с другой медсестрой - так положено по правилам. Это спасло девушке жизнь. Но подставило под удар другую, менее опытную и осторожную Татьяну, проработавшую на новом месте всего три дня. Осторожный и хитрый убийца отложил нападение, увидев двух женщин вместе. Впоследствии его выбор пал на сестру-хозяйку.

- Не поймай мы его, он, может, так бы по одной и вызывал своих жертв по телефону, - уверен Алексей ЖИГАЛЕТОВ.

Кто виноват?

Для сычевской спецбольницы это первый случай со смертельным исходом. Хотя и раньше случались нападения на персонал.

- Году в 1985-м медсестру забрали в заложники, - рассказывает Любовь ВАСИЛЬЕВА. - Моя напарница вместе с санитаром вывела больного на процедуру. Вдруг пациент дает санитару команду: "Выйди! Мне надо сестре пару слов сказать". Он вытаращил глаза, но вышел. А больной достал самодельный нож, приставил его к сестре. Никакого вреда он ей не причинил, но напугал сильно. Потом этот больной забаррикадировался в палате, мы его долго уговаривали открыться. Где он раздобыл нож - трудно понять! Хотя оружием в руках больных может послужить любой камень или осколок стекла. Еще в 1974 году едва не погиб врач на обходе. Неожиданно с койки вскочил больной, ударил по оконной раме, стекло разбилось. Тут же пациент схватил большой, как сабля, осколок и кинулся с ним в сторону врача. Но тогда санитары были посерьезней, да и дисциплина тоже. Санитар среагировал мгновенно, перескочил через спинку кровати, толкнул вооруженного пациента и выхватил у него осколок. С тех пор на окна установили сетку-рабицу. Еще был случай, когда кровать вместе с неходячим больным вынесли во время уборки в коридор. Он мгновенно размахнулся и ударил рукой по смотровому окошечку, но причинил тогда ранение только себе.

Любовь Васильева проработала в спецучреждении не один десяток лет. Но признает, что до сих пор нелегкая должность держит ее в постоянном напряжении. Однако работать вынуждена, потому что в небольшой Сычевке найти место поспокойнее довольно трудно. Хотя надбавка "за вредность", как считает женщина, не соответствует этой самой вредности.

- В то время, когда в отделении безотлучно находились контролеры, мы чувствовали себя гораздо защищеннее. Они следили за передвижением больных по отделению, за входной дверью. Теперь же весь надзор осуществляют санитары. Хотя и их не хватает. И бывают смены, когда в отделении находится только один мужчина. К тому же на такую мизерную зарплату нормальные непьющие мужчины не идут. А недавно медсестра осталась на ночном дежурстве в отделении совсем одна. Ей надо было в одиночку проводить завтрак, раздавать лекарства и следить за передвижением больных.

После жуткого случая никто из персонала уходить из отделения, где трудилась сестра-хозяйка Татьяна Штопуренко, пока не собрался. Объяснение одно - работать в Сычевке негде, а жить надо. Вот и вынуждены люди за копейки рисковать собственными жизнями среди восьмисот психически нездоровых душегубов.

Местные жители, конечно, тоже недовольны опасной близостью со спецбольницей. Многие считают, что дурные мысли лезут в головы больных оттого, что их слишком плохо охраняют и слишком хорошо кормят.

- У нас дети в детских домах получают меньше на питание, чем пациенты этой больницы, - возмущаются на улицах Сычевки случайные прохожие.

Бывали из спецучреждения и побеги. К примеру, в 1999 году произошел групповой побег, когда сбежали сразу семеро больных. Четверым из них не удалось выйти за пределы больницы. А трое все же вырвались на свободу. Двоих поймали через полдня, а последнего - на вторые сутки. К счастью, натворить страшных дел вырвавшиеся на свободу больные не успели. Хотя местные жители опасаются: если хотя бы часть душевнобольных убийц при такой малочисленной охране вырвется на свободу, от Сычевки камня на камне не останется.

Не местном уровне законодатели поделать ничего не могут - сычевское спецучреждение целиком и полностью находится в федеральном ведении. А последнее распоряжение из Москвы было о сокращении штата охраны.

Со дня на день в Сычевке ждут комиссию из Москвы. Возможно, столичное начальство придет к выводу, что пора что-то менять в ставшем опасным для жизни режиме. Иначе ситуация выйдет из-под контроля и случится то, чего больше всего боятся местные жители.

Марина Романовская

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Архив

19 апреля 2007

Стажеры на дорогах  2206

Манифест  2066

АДСЛ или Тарелка?  2495

Пыточная SmolNight  2038

"REVOLUTION" on ORR FM  2262

Ресторан "Смоленская Крепость"  2682

Чемпионат России. Игра №5( 5-ый Тур) Дедлайн 13 апреля  2180

• В Сычевской психбольнице нашли труп сестры-хозяйки  12222

На прошлой неделе в центре Смоленска сгорел жилой деревянный дом  1816

Большое плаванье  3507

Контрабандисты карамелек  1976

Полномочия Владислава Халецкого могут истечь на девять месяцев раньше?  1934

В Нижнем Новгороде прошел III Международный конкурс исполнителей на балалайке им. М.Ф. Рожкова  2962

Лучшие потребители тепловой и электрической энергии получили приз «Золотая опора»  2420

Прокурор Починковского района встретил ангелов  2563

МЖД назначает дополнительные поезда накануне майских праздников  2138

В Смоленской области в 2007 году подлежат вакцинации более 352 тысяч человек  1245

Общественная палата обсуждает проблемы сельского хозяйства  2363

Браконьеров никак не остановить  3794

астахов и математика  2194



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)