Вузы Смоленска будут выпускать бакалавров
В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса, которых вместе с другими присоединившимися странами на данный момент 40.
Согласно этой декларации Россия должна перестроить свою систему высшего образования, сделав ее двухуровневой: бакалавриат плюс магистратура, причем произойти это должно в максимально короткие сроки - начиная с сентября 2007 года. Это решение было принято Министерством образования РФ. Поэтому, несмотря на критику этого процесса многими нашими представителями высшей школы, например, ректора МГУ им. М.В.Ломоносова В. Садовничего, ректоров смоленских вузов, переход на двухуровневую систему неизбежен. И дело уже не в отношении к ней, а в том, как быстрее и с наименьшими потерями в качестве образования, за которое так ратуют преподаватели наших вузов, перейти к новой системе, то есть подготовить преподавательский состав, материально-техническую базу, дистанционное обучение и так далее.
Тем не менее на русской почве Болонская декларация претерпела некоторые изменения. Многие вузы, подчиняющиеся своим министерствам, например, медицинские или военные, выходят за рамки этого процесса. В Смоленске это медицинская академия, юридический университет МВД в Гнездове, академия ПВО. Но сейчас в Смоленске, включая государственные, зарегистрированы 35 вузов, а также различные филиалы, которые и составляют основную массу учебных заведений, переходящих на систему бакалавриата и магистратуры. Пример тому - не только экономический факультет МГУ, который учит по схеме 4+2 (4 года - бакалавриат, 2 года - магистратура) начиная с 1991 года. В Смоленске уже около 10 лет такую систему практикует СФ МЭИ, подобные программы есть и в СГУ. Ряд вузов почти уже перешел на новую систему, особенно это касается филиалов государственных и негосударственных высших учебных заведений. И как ни странно, в условиях сложившейся ситуации может случиться так, что «последние станут первыми». У высшей школы много проблем: старение кадров, в определенной мере консерватизм. А те самые филиалы, на которые многие смотрели свысока, могут оказаться впереди, успев вовремя перестроиться благодаря своей гибкости и современности учебных программ. Те же вузы, которые не смогут модернизировать свои учебные программы, попросту лишатся лицензии.
Что касается дипломов о высшем образовании, то довольно часто они не соответствуют такому уровню знаний, который необходим для той или иной специальности. Ни для кого не секрет, что современный работодатель смотрит не на диплом, а на то, что умеет потенциальный сотрудник. Конечно, диплом МГИМО еще никто не отменял, но чем отличаются дипломы того или иного филиала коммерческого вуза, определить трудно. Более того, некоторые вузы не очень-то и стремятся к постоянному повышению уровня своего образования, а процент неуспеваемости по некоторым вузам достигает 50. Кроме того, уже на 3 - 4-м курсах большинство студентов уже работают, им нужны самые необходимые знания. И вот тут бакалавриат - оптимальное решение.
О достоинствах бакалавриата уместно говорить и в том случае, если учесть тот факт, что хорошего 4-летнего образования вполне хватает для получения рабочей профессии: оператора в банке, продавца, менеджера и так далее. Бакалавр, запасаясь базовыми знаниями, одновременно приобретает и общую культуру. Дело в том, что современный бакалавриат - это нечто среднее между высшим и средним образованием. Но у нас базовое среднее специальное образование уже не удовлетворяет потребностям бакалавриата, поэтому бакалавры должны быть выпускниками именно вузов.
Что касается магистратуры, то это не дополнительные два года. Она необходима тем, кто в дальнейшем собирается связывать свою жизнь с наукой или углублять и расширять свои знания (не исключая самообразование) в той или иной области.
Но в этом учебном году, как сказали ректоры основных смоленских государственных вузов, они подобный переход осуществлять пока не будут.
Анна СНЕГИНА.