Валерий Золотухин выступил в областной филармонии совместно с ансамблем «Россия» им. Людмилы Зыкиной
Валерий Золотухин сыграл моноспектакль по рассказу Василия Шукшина «Думы». Он выступил в областной филармонии совместно с ансамблем «Россия» им. Людмилы Зыкиной в рамках Глинковского фестиваля.
Зал аплодировал стоя, а Золотухин скромно прятал нос в подаренных ему ландышах: «В Смоленске они пахнут лучше!». Публике было чем восторгаться: 70-летний актер искрометно играл, читал стихотворение «Клеветникам России», плясал и пел всем известную «Ходют кони» из фильма «Бумбараш». Именно по этой роли его когда-то узнал весь СССР. Но в отличие от других артистов, Золотухина «приклеивание ярлыков» не раздражает:
- Я вам расскажу такую историю. Однажды, это было уже давно, мне исполнилось 50 лет. А накануне этого замечательного события у меня сперли автомобиль - «шестерку», причем новую. А поскольку я - почетный милиционер Советского Союза, моя милиция мне открытым текстом заявила: «Валера, мы новые не ищем!». Я, как нормальный человек, спросил: «А какие Вы ищете?». «А какую найдем - твоя и будет!». «Ох, и подведете вы меня, мужики, с такой конституцией!». Мой день рождения грандиозно отмечался в театре - юбилей, конечно, не угон. Хотя я прекрасно понимаю, что в несчастье ближнего есть что-то веселящее. И Леня Филатов на торжестве спел мне такую частушку: «Кто, скажите, матерь вашу, спер «жигуль» у Бумбараша? Почему же Бумбараш не загнал его в гараж?».
«Шукшин не дожил до Нобелевской премии»
- Валерий Сергеевич, были какие-то сложности при подготовке спектакля «Думы»?
- Я земляк Василия Макаровича - родился на Алтае. Почти каждый год бываю на Шукшинских чтениях. И там борюсь вот с чем: Шукшина слишком часто путают с его героями, представляют в гимнастерке, фуфайке и кирзачах, как какого-то чудика. Но это же не так! И когда мы стали работать над этим спектаклем, то столкнулись с этой проблемой. А к прозе Шукшина надо тянуться, а заодно и «подтягивать» публику до музыки Гаврилина и Свиридова. Вот тогда это звучит! А если просто насытить рассказ частушками и заезжими припевками из «Калины красной», то получится чепуха. Это принижает прозу. Уже лет 30 я пытаюсь доказать: Шукшин немножко не дожил до Нобелевской премии. Его лучшие рассказы - на уровне Чехова.
- А каким Вы представляете своего зрителя?
- Представлять зрителя - это мне до фонаря, понимаете? Каждый раз зритель новый. Какой бы он не пришел - моя задача его «взять». Сегодня мы играли для филармонического зрителя - более культурного, он чаще ходит на концерты инструментальной музыки и лекции. Публика никогда не бывает виновата, виноватыми бывают только плохие артисты.
Много лет я играл в театре Кузькина в спектакле «Живой». Наступил момент, когда мы поняли: зрителю нужно расшифровывать, что такое «трудодень». И проза Шукшина становится исторической. По ней даже можно какие-то выражения изучать.
После спектакля в Южно-Сахалинске ко мне подошел молодой человек и сказал: «Я ненавижу советскую литературу, хотя по образованию филолог. Но вы изменили мое отношение к ней - я сейчас приду домой и сяду читать Шукшина!». В этом, наверное, успех спектакля.
- К вопросу об упрощении творчества... Когда праздновали 100-летие Твардовского, сложилось впечатление, что весь Василий Теркин - это... гармошка и гимнастерка. У вас нет такого ощущения?
- Это наша общая беда. Но мы сами в этом виноваты! У меня был моноспектакль по «Книге про бойца» Твардовского. Конечно, если браться за него сейчас, то нужно пересматривать позиции. Гармонь останется - она никуда не исчезнет. Но можно же насытить этот материал высокой музыкой и слогом! Замылить и зашоркать - это очень просто. А «Книга про бойца» - книга века. Если уж желчный и придирчивый Бунин отсыпал ей такие комплименты!
К Твардовскому у меня особое трепетное отношение. Когда ехал поступать в Москву, у меня в чемодане было две книги: «Отцы и дети» Тургенева и «Василий Теркин» Твардовского.
- А современную поэзию читаете?
- К сожалению, нет. Понимаете, какая штука происходит - всему нужно свое время. Мы были молоды, когда были молоды Вознесенский и Евтушенко, Ахмадуллина, Высоцкий, Бродский... Это как в театре - призыв одного поколения. Кстати, Евгений Александрович Евтушенко каждый день звонит завлиту, настаивает на том, чтобы мы поставили его поэму «Коррида». «Корриду» мы поставим, но еще я хочу взять «Голубь в Сантьяго».
О дружбе с Высоцким и гриме Безрукова
- Валерий Сергеевич, вы - друг Высоцкого. Совсем недавно вышел нашумевший фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». А как отнеслись к нему Вы?