Маршруты станут длиннее
Лет десять назад появление «ГАЗелей» на улицах города казалось решением проблемы пассажирских перевозок.Но изобилие мини-автобусов породило изобилие других проблем. Похоже, лозунг «Лучше плохо ехать, чем хорошо идти» отжил свое, и «ГАЗельная» вольница уходит в прошлое. Когда маршрутки станут ходить по расписанию? Почему муниципальные автобусы не всегда соблюдают графики движения? Что стало с утвержденной горсоветом семь месяцев назад новой маршрутной сетью? На днях начальник управления промышленности, транспорта и связи Сергей Киселев отчитался перед комиссией Смоленского горсовета.
Городским автобусам, у которых маршрутки увозят платежеспособных пассажиров в буквальном смысле из-под носа, приходится тяжелее всех. Чтобы достойно конкурировать с частными перевозчиками, в прошлом году парк муниципальной автоколонны пополнился 12 «ЛиАЗами» и 16 «ПАЗами». Но из имеющихся в наличии 160 транспортных единиц на линию обычно выходят 65 - 70.
- Этой весной 15 водителей мы обучили и посадили за руль, а 10 ушло, - говорит Владимир Котов, директор автоколонны-1308. - И даже зарплата в 15 - 17 тысяч рублей их не удержала. Кому хочется подниматься в три часа ночи, чтобы выехать в первый рейс, если на маршрутке с куда более свободным режимом можно заработать примерно столько же?
К тому же на автоколонну-1308 тяжким бременем ложатся пригородные перевозки: из 65 - 70 автобусов, ежедневно выходящих на линию, 20 приходится отвлекать от внутригородских перевозок на маршруты с номером от сотни и выше, хотя вообще-то муниципалитет не обязан заботиться о пригородном автобусном сообщении. Вот и получается, что на 10-м маршруте вместо четырех положенных муниципальных автобусов работает один.
Электротранспорт стоит на колесах прочнее - при всей привлекательности идеи домчаться с Киселевки до Смирнова с ветерком под аккомпанемент «Радио Шансон» отнюдь не каждому выпадает такая удача в час пик: вместительность рейсовых таксомоторов несоизмерима с масштабностью задачи.
Работники Смоленского трамвайно-троллейбусного предприятия, наверное, одни из немногих, у кого есть повод испытывать признательность к г-ну Зурабову: после монетизации гораздо быстрее стали наполняться купюрами сумочки кондукторов. По словам директора МУТТП Виктора Курашина, к середине 2005 года предприятие смогло своевременно выплачивать зарплату. А к концу 2005 года парк пополнился двумя новыми троллейбусами, в прошлом году - еще одним «рогатым» собратом. Кстати, вы обратили внимание на свежие отреставрированные трамваи с мягкими(!), обитыми дерматином сиденьями? В прошлом году МУП капитально отремонтировал 12 трамваев и 5 троллейбусов. На 2007 год в муниципальном бюджете предусмотрено 6 миллионов рублей на капремонт и приобретение новой техники и предусмотрены деньги на разработку проектно-сметной документации троллейбусного кольца на дальней Киселевке. Во втором полугодии МУП планирует приобрести как минимум два троллейбуса. Почему не в первом? Не имеет смысла - некому работать.
Средний возраст сотрудников МУТТП близок к пенсионному.
О притоке молодой крови приходится только мечтать: средняя зарплата на предприятии так и не перешагнула планку в 7 тысяч рублей, притом что средний заработок по городу на предприятиях транспорта и связи составляет 11 101 рубль. Распоряжением Главы города зарплата на муниципальных предприятиях была повышена на 18 процентов, в этом году ожидается прибавка в 12 процентов (такие показатели «спустила» региональная власть), но и это едва ли решит проблему.
Отсюда и невеселая арифметика: если численность рабочих в 2001 году достигала 1300 человек, то в последние годы балансирует на уровне 940 - 960 человек. Выходить в рейс на подвижном составе, который подчас имеет стопроцентный износ, - удовольствие сомнительное, да и в Москве всегда можно трудоустроиться по этой специальности...
- Из 80 трамвайных вагонов, имеющихся в наличии, обычно выходит в рейс 58, из 36 троллейбусов - 27, - заявил г-н
Курашин. - Мы в прошлом году с интервалом в три месяца провели обучение двух групп водителей троллейбусов по 30 человек. С расчетом на обновление подвижного состава месяц назад дали объявления об открытии еще одной группы. И что же - в нее записались три человека! Вопрос упирается в зарплату. На трамвае ситуация еще более напряженная - все ждут принципиального решения о будущем трамвая в Смоленске, неопределенность очень лихорадит коллектив.
Справка «РП»
Костяк городской транспортной инфраструктуры по-прежнему составляют муниципальные предприятия, причем с большим отрывом лидируют трамваи и троллейбусы. В 2006 году услугами электротранспорта воспользовались 47,3 миллиона человек. Автоколонна-1308 доставила из точки А в точку В 16,5 миллиона человек. На долю частных перевозчиков осталось 35 миллионов: 656 резвых «ГАЗелей» при всем желании не в состоянии удовлетворить транспортные запросы смолян. Кстати, два года назад было 800 рейсовых таксомоторов - идет естественный процесс замены микроавтобусов на более вместительные машины.
За «ГАЗелями» установят космическую «слежку»
Маршрутчики обычно дожидаются на конечной заполнения салона. На промежуточных остановках остается только провожать взглядом пролетающие мимо микроавтобусы. Принудить «свободолюбивые» «ГАЗели» к соблюдению графика - задача не из легких. Решить проблему помогут новые технологии.
- Уже подготовлено распоряжение Главы города о создании единой диспетчерской сети на базе МУП «Гортранс», - заявил г-н Киселев. -
К ней в этом году планируют подключить не только трамваи, автобусы и троллейбусы, но и транспорт частных перевозчиков. Диспетчерская служба позволит отслеживать выполнение интервалов движения.
Такая система уже внедрена в автоколонне-1308. Контроль за передвижением автобуса и связь с ним осуществляются через спутник: устройство в кабине шофера посылает сигнал, который отображается на мониторе диспетчера. Кстати, создание единой диспетчерской службы обойдется городу примерно в 3,5 миллиона рублей. Комплект оборудования для одного автобуса стоит около 16,5 тысячи рублей.
Когда начнет действовать новая маршрутная сеть
24 октября прошлого года принята новая маршрутная схема, которая должна ликвидировать места отстоя «ГАЗелей» на площади Смирнова, разгрузить площади Желябова и Колхозную, улицу Большая Советская. Кроме того, речь шла о необходимости открытия новых маршрутов в микрорайонах, с которыми сейчас нет прямого сообщения. Об этом рассказали в прессе, прошел конкурс среди перевозчиков на право работы на маршруте, но... Новых маршрутов до сих пор не появилось.
Как объяснил депутатам Сергей Киселев, сейчас продолжают действовать договоры, заключенные в 2004 году. Но новая схема частично будет реализована уже в ближайшем будущем.
- Федеральная нормативная база, регулирующая пассажирские перевозки, безнадежно устарела - в ней даже нет понятия «коммерческий транспорт». В начале ноября Госдума приняла в первом чтении новый Устав автомобильного транспорта, правительство направило в Госдуму закон о пассажирских перевозках. Наверняка, если выйдут два этих основополагающих документа, в них будут даны подлежащие исполнению рекомендации привести местные нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством.
Мы не можем пойти по пути увеличения количества маршруток, иначе та картина, которую можно наблюдать на Большой Советской, распространится на весь город. Если мы в Смоленске утвердим результаты состоявшегося конкурса, маршрутчики должны будут купить новую технику большей вместимости, чтобы выполнить свои обязательства. А вдруг кто-то не пройдет новый конкурсный отбор в соответствии с условиями федеральных законов? Сами же владельцы маршруток просят нас подождать, чтобы потом они спокойно работали.
Но законы могут выйти завтра, а могут - через год. Поэтому сейчас готовится распоряжение Главы города Смоленска о продлении ныне действующих маршрутов. Пересмотра утвержденной горсоветом схемы не будет, просто начнется ее частичное выполнение, направленное прежде всего на ликвидацию отстоев на площадях и разгрузку улицы Большая Советская.
Провальный март
Конец марта запомнился суетой вокруг ученических проездных билетов. Сейчас в пункте продажи нужно оставить либо справку с печатью с места учебы, либо заверенный список учащихся (для «оптовых» покупателей). Муниципальные предприятия получили средства на социальную помощь для льготных категорий и за каждый рубль должны дать пофамильный отчет.
В результате мартовская кампания по продаже льготных проездных, несмотря на все усилия, стала провальной: по сравнению с прошлым годом по автоколонне студенты приобрели их на 525 меньше, школьники - на 550, по МУТТП соответственно на 200 и на 300.
Начальник управления Киселев предложил уже сейчас вернуться к прежнему порядку продажи проездных. Но депутаты поручили финансово-казначейскому управлению рассмотреть вопрос, чтобы вернуться к нему на одной из ближайших сессий горсовета.
Как будут ходить микроавтобусы
- Маршрут №2 - 8-й мкр-н (Киселевка) - Колхозная пл.
- Маршрут №3д - Мкр-н Колодня - железнодорожная больница (в часы пик до ул. Ново-Московская) (через ул. Краснофлотскую)
- Маршрут №5 - Мкр-н Садки - железнодорожный вокзал (через ул. Генерала Лукина и пл. Желябова)
- Маршрут №10д - Мкр-н Кловка - Карачевский пер. (через пл. Смирнова и Колхозную пл.)
- Маршрут №11д - Мкр-н Рябиновая Поляна - городской Дом культуры (через пл. Смирнова и ул. Ак.Петрова)
- Маршрут №14д - Мкр-н Шейновка - пр. М. Конева - мкр-н Шейновка (через пл. Смирнова)
- Маршрут №16д - Ул. В. Гризодубовой - ул. Урицкого - ул. В. Гризодубовой (через пл. Смирнова)
- Маршрут №17д - Ул. Лавочкина (СТО) - ул. Пригородная (через ул. Дзержинского)
- Маршрут №18 - Городской Дом культуры - Карачевский переулок (через ул. Шевченко)
- Маршрут №19д - Ул. Декабристов - ул. Ново-Московская (через ж/д вокзал и ул. Свердлова)
- Маршрут №22д - Ул. Автозаводская (д.29) - ул. Бакунина (через ул. Б.Советская)
- Маршрут №23д - Ул. Шевченко (ОАО «Свет») - пл. Смирнова - Карачевский переулок (через ул. Дзержинского)
- Маршрут №30к - Мкр-н Пронино - мкр-н Гнездово