Скажи монополисту: «ФАС!»
На прошлой неделе в Управлении федеральной антимонопольной службы по Смоленской области произошло важное событие - Нина Акжитова избавилась от приставки «и.о.» и стала руководителем территориального органа ФАС России. Начальник управления центрального аппарата ФАС России Александр Кинев, посетивший Смоленск в связи с этим событием, рассказал обозревателю «Рабочего пути» о том, какие первоочередные задачи предстоит решать Смоленскому УФАС России.
- Можно ли сказать, что Смоленское УФАС России работает хорошо?
- Никакой комплексной проверки работы Смоленского УФАс России не проводилось. Тем не менее сложившаяся на сегодняшний день ситуация выглядит более здоровой. Это не только мои ощущения - сегодня это подтвердили руководители Смоленской области, которым я представил г-жу Акжитову в качестве руководителя Смоленского УФАс России.
Влиять на монополистов стало проще
- Как ни странно это звучит, но население очень надеется на антимонопольную службу, поскольку нам ежедневно приходится сталкиваться с деятельностью монополистов - будь то связисты или железнодорожники. Есть ощущение, что ФАС России пока с ними не справляется…
- История федеральной антимонопольной службы насчитывает всего три года - она создана в марте 2004 года, то есть пребывает, по человеческим меркам, в младенческом возрасте. Тем не менее за три года удалось сделать немало: практически полностью изменилась нормативно-правовая база, в октябре прошлого года вступил в силу новый закон о защите конкуренции, внесены существенные поправки в федеральный закон о рекламе. В прошлом году антимонопольной службе было поручено контролировать государственные закупки. Буквально неделю назад случилось еще одно важнейшее для нас событие - вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят в практику понятие оборотных штрафов. Ранее в наш адрес постоянно звучала вполне заслуженная критика, связанная с «беззубостью» антимонопольного органа. Максимальный размер штрафа составлял 500 тысяч рублей, и многие крупные предприятия-монополисты с серьезным оборотом просто закладывали его в смету своих расходов - для них это «наказание» было как комариный укус для слона. Сейчас за ряд нарушений, включая картельный сговор и недобросовестную конкуренцию, антимонопольный орган получил право оштрафовать компанию на сумму от 1 до 15 процентов от ее оборота за предыдущий год. Эти суммы будут измеряться миллионами и даже десятками миллионов рублей!
- В какой сфере это в первую очередь пригодится антимонопольной службе и ее региональным управлениям?
- Есть хорошо известная сезонная проблема - рост цен на бензин. Оптовые и розничные продавцы, работающие в регионе, договариваются между собой и в определенный день увеличивают цену на горюче-смазочные материалы. На основе прежнего антимонопольного законодательства воздействовать на них было проблематично, сейчас инструмент воздействия появился. В структуре ФАС России создано подразделение, которое занимается расследованием картельных соглашений, используя для этого методы оперативно-разыскной работы. Если обнаруживаются доказательства сговора, мы имеем право применить норму об оборотном штрафе. Территориальные органы ФАС также могут заниматься такой работой.
- В Управлении федеральной антимонопольной службы по Смоленской области есть соответствующие специалисты?
- Это еще одна проблема, над решением которой мы работаем. Штатное расписание службы насчитывает чуть больше двух тысяч человек по всей стране, штатная численность Смоленского УФАС России - 19 человек.
Я упоминал о том, что в прошлом году на нашу службу был возложен контроль за государственными и муниципальными закупками. В связи с исполнением этой функции численность службы увеличилась на 400 человек. Это очень немного.
Многое зависит от предпринимателей
- Есть уже такой стойкий газетный заголовок: «Государственные закупки - территория коррупции». У этой проблемы вообще-то есть решение?
- Федеральный закон № 94 установил достаточно жесткие правила проведения государственных закупок и предъявляет серьезные требования к государственным заказчикам, в качестве которых, как правило, выступают органы власти. Благодаря ему ситуация с государственными закупками действительно существенно изменилась, они стали более открытыми. Поначалу закон приняли в штыки, антимонопольная служба подвергалась нещадной критике, шли разговоры о том, что на него нужно наложить мораторий, и этот вопрос чуть было не попал в повестку дня заседания правительства. Однако со временем в силу разных обстоятельств, в частности, благодаря разъяснительной работе и хорошо налаженной системе обучения участников государственных закупок, необходимость соблюдать требования этого документа перестала подвергаться сомнению.
Могу привести пример. В прошлом году Смоленское УФАС России осуществило 18 проверок различных органов власти, осуществляющих государственные закупки. В задачи наших сотрудников не входило наказание виновных в нарушении требований федерального законодательства, целью было обучение соответствующих специалистов тому, как правильно осуществлять государственные закупки. Сегодня мы видим, что работа пошла на пользу, - жалоб на эти органы власти нет. А вообще, очень многое здесь зависит от второй стороны - от предпринимателей. Мы искренне заинтересованы в их помощи: участвуют в конкурсе три-четыре компании, и если вы видите, что идет явная подтасовка результатов в пользу одного из участников, обратитесь с мотивированной жалобой в ФАС России! Она будет рассмотрена, результаты торгов - отменены, и победителем нового конкурса сможете стать вы!
Остановится ли рост цен на жилье?
- Есть еще одна существенная сфера, в которую, как часто говорят, требуется вмешательство антимонопольной службы, строительство жилья…
- А мы не стоим в стороне от этого вопроса. Благодаря ФАС России в Земельный кодекс были внесены поправки, обязывающие органы власти распределять земельные участки, предназначенные для жилищного строительства, только через аукцион. Правда, эта норма вступила в силу с определенной даты, и отдельные органы власти умудрились до ее наступления распределить земельные участки на пять лет вперед. Впрочем, нами разработаны поправки к Земельному кодексу, нейтрализующие такие решения, так что этот механизм в ближайшее время перестанет работать. Согласитесь, странно, когда внезапно «всплывает» документ, датированный 2000 годом, согласно которому участок земли в 2007 году передается конкретной компании! Все это, разумеется, шито белыми нитками…
Кроме того, в прошлом году совместно с Генеральной прокуратурой мы провели большую работу по анализу строительного рынка. Исследовались, в первую очередь, две столицы, где отмечался ажиотажный спрос на жилье: в Москве, например, в 2006 году цена квадратного метра увеличилась более чем на 100 процентов.
В ходе этой работы мы выявили немало причин, вызвавших столь стремительный рост цен в этой сфере, но были вынуждены признать, что большая их часть в компетенцию антимонопольной службы не входит. Работать с полученной нами информацией дальше будут Генеральная прокуратура и налоговые органы.
Основная проблема носит рыночный характер. Средняя цена по Москве - $5000 за квадратный метр, его реальная себестоимость - $2000. В той же пропорции отличаются стоимость и себестоимость квартиры в регионах. Причина такого положения заключается в наличии огромного неудовлетворенного спроса на жилье. Пока он есть - цены растут. Юридическим и физическим лицам выгодно вкладывать деньги в строительство жилья - ни один банк не предоставляет своим клиентами возможности за год удвоить вложенные средства. У Министерства экономического развития есть предложения, связанные с изменением налогообложения лиц, владеющих большим объемом недвижимости, и в ближайшее время они будут вынесены на обсуждение. В Москве, кстати, с сентября прошлого года рост цен на жилье замедлился, думаю, тенденция проявится и в регионах.
- Какие задачи поставлены перед новым руководителем Смоленского уФАС России?
- Я уже говорил, что антимонопольное законодательство серьезно изменилось. Вот в этом направлении и нужно работать - нарабатывать практику, вести разъяснительную работу, заниматься экономической профилактикой.
Cправка «РП»
С 15 мая 2007 года обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области возложены на Нину Александровну Акжитову.
В антимонопольных органах работает с 1994 года, прошла путь от ведущего специалиста до заместителя руководителя Смоленского УФАС России. С мая 2006 года исполняла обязанности руководителя управления. Советник государственной гражданской службы России I класса. Общий трудовой стаж составляет 34 года, из них 22 года - на государственной службе. Награждена Почетными грамотами Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ и Федеральной антимонопольной службы.
Беседовал Дмитрий РАИЧЕВ.