Сладкая каторга
Спрос на учительские души
Учительский труд - это губка, обильно смоченная желчью. Это известно всем. И тем не менее заполучить место учителя в школе не так-то просто. Прежде всего нужно стать на учет в отделе образования и ждать, пока директора подадут заявки на учительские души. Если устраивает местонахождение школы, то можно доставать с полки трудовую книжку. Однако шансы молодого специалиста обрести место работы по специальности, как правило, невелики. Добрая половина моих однокурсниц, изъявивших желание начать карьеру школьного учителя, осталась не солоно хлебавши. Мне удалось заполучить вожделенное местечко лишь тогда, когда моя знакомая уволилась из школы и порекомендовала меня. Почему я решил добровольно отправиться на «сладкую каторгу», как величают сами учителя работу в школе? Дело в том, что работа не по специальности набила оскомину и засела глубоко в печенке: жутко хотелось хоть чего-нибудь, но связанного с русским языком и литературой. Итак, жребий был брошен, Рубикон перейден: первого сентября я предстал перед четырнадцатью детскими головами, отвыкшими за лето от знаний...
Совсем забыл сказать, где находилось место моей работы. Это была ... Колодня, школа №13. Нужно ли говорить о том, что сделал я в первую очередь, оказавшись в здании с таким роковым номером? Конечно же, я отыскал кабинет №13 и удостоверился, что в нем не гремят громы и не сверкают молнии, что нет в нем никакой нечисти, ни полтергейстов, а все предметы мирно стоят на том же месте, где их оставил с вечера.
Школа приковала мое внимание не только своей «мистической» нумерологией. В ее холле можно увидеть то, чем не похвастается ни одна другая школа в Смоленске: мечи и щиты с гербами, выкованные на уроках труда, древки со стягами, обрамляющие гигантскую карту осады польскими войсками Сигизмунда III Смоленской крепости (лагерь шляхетских войск располагался как раз на тех же холмах, где сейчас раскинулась Колодня). Стараниями энтузиастов в школе создан музей Колодни, на территории которой находилось древнее славянское поселение Крывия. В музее хранятся археологические находки, обнаруженные на раскопках, в том числе руками юных следопытов.
Не скрою: все это очаровало меня и заронило в сердце надежду, что ученики будут под стать яркому интерьеру школы. Увы, меня ждало двойное разочарование.
Во-первых, ученики попались на редкость непонятливые, что называется, «трудные». Но я никогда не забывал первую заповедь любого учителя - принцип педагогического оптимизма, который заключается в той простой истине, что нет необучаемых детей. Тем не менее у меня так до последнего рабочего дня и не получилось отделаться от чувства педагогической тоски и уныния. Поддерживали меня и не давали окончательно пасть духом коллеги-учителя, коллектив которых в колоднянской школе дружелюбен и доброжелателен. Они испытывали те же трудности, но в силу возраста и опыта успешнее решали свои проблемы.
Чтобы понять источник моих забот, достаточно упомянуть, что есть классы, где полные семьи наперечет, где родители или с утра до ночи работают, или с ночи до утра пьют, где дети в 12 лет курят и потребляют алкоголь, а затем, совершенно невменяемые, являются на урок. Вот вам один пример «детского» праздника. Пока родители отмечали Новый год, их сын вкупе со своими одноклассниками забрался на чердак, где безнадзорные тинейджеры отдали должное Бахусу и были обнаружены только после того, как оборвали антенну и тем самым помешали компании родителей и их собутыльников внизу.
Умри, но не сейчас
Второе разочарование я испытывал регулярно два раза в месяц, расписываясь в бухгалтерской ведомости. Работа не приносила удовлетворения, а зарплата - утешения, нисколько не компенсируя вложенные усилия. Листок с расчетом всегда чем-то напоминал мне фокусничество с мелкими монетами: платят за многое (и за проведение уроков, и за проверку тетрадей, и за книги), но в итоге, после вычета налогов, остаются крохи, о которых стыдно говорить. Вот нехитрая бухгалтерия молодого специалиста, пришедшего в школу: 29,6 руб. платят за один урок, которых за месяц накапливает чуть более 70; 30 руб. положено за факультатив (два раза в неделю); 9 руб. - плата за проверку тетрадей одного ученика, плюс 100 руб. в месяц на закупку методической литературы. Итого в месяц получалось порядка 2750 руб., из которых 600 руб. регулярно уходило на проезд до Колодни. Но самое поразительное: такая зарплата, по школьным меркам, не считается незавидной. Многим молодым специалистам не дают полную ставку, и они вынуждены перебиваться с хлеба на квас. Вообще, в школе формируется совершенно особенное отношение к деньгам: люди бьются даже за мелкие надбавки, из которых складывается учительский заработок, и рады-радешеньки любым крохам. Даже самые высокие учительские зарплаты едва превышают планку прожиточного минимума. Жить на такие деньги немыслимо, и учителя вынуждены брать учеников для частных уроков.
Укрепляют учителей в их скорбном подвиге, как ни странно, сами ученики - источник их страданий. Разве не заманчиво осознавать себя «инженером человеческих душ», лепить личность ребенка, словно из глины, вдруг поймать заинтересованный детский взгляд и услышать неординарное суждение? Дети дарят тем, кто с ними работает, свою жизненную энергию, бьющую через край, нужно только научиться аккумулировать ее и направлять в нужное русло.
У учительского труда свои радости и свои муки. Не случайно его называют сладкой каторгой!
Леонид КАЯНИДИ.