А может, всё не продавать?
Местное самоуправление хочет сохранить в своей собственности помещения, необходимые для деятельности предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания и связи.
Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» обязывает органы местного самоуправления избавиться от всего непрофильного имущества до 1 января 2009 года. Это означает, что вся муниципальная недвижимость, не используемая для решения вопросов местного значения, перечень которых дан в указанном законе, до указанной даты должна быть приватизирована или перепрофилирована (то есть муниципальное помещение, сдаваемое в аренду торговому предприятию, скажем, должно быть передано на нужды образования). Именно об этом требовании напоминают представители администрации Смоленска, когда депутаты городского Совета в очередной раз отказываются приватизировать те или иные объекты муниципального имущества: до 2009 года остается не так много времени, при этом количество объектов, судьбу которых необходимо решить до этого срока, до сих пор исчисляется сотнями. Все муниципальное имущество, не приватизированное и не перепрофилированное в указанные сроки, для города будет навсегда потеряно - оно перейдет в распоряжение областной администрации.
На прошлой неделе комитет Смоленской областной Думы по местному самоуправлению обсуждал инициативу своих волгоградских коллег, непосредственно связанную с данной проблемой. Законодатели отмечают, что федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к вопросам местного значения в числе прочего создание условий для обеспечения жителей поселения услугами предприятий связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Что такое «создание условий», законом не определено, но по смыслу получается так, что перечисленные услуги населению должны предоставлять не муниципальные, а частные предприятия, а задачей органов местного самоуправления являются разного рода управленческие и иные решения, позволяющие сделать данные услуги достижимыми.
Ранее услуги были доступны, поскольку муниципалитет имел возможность недорого сдавать предприятиям торговли, бытового обслуживания, общественного питания в аренду муниципальные нежилые помещения. Реформа местного самоуправления поставила на этой практике крест, что, быть может, отчасти справедливо - во всяком случае, депутаты Смоленского городского Совета высказывали возмущение по поводу беспросветно убыточной деятельности МУП «Городское торговое предприятие». Тем не менее законодатель поступил непоследовательно: в муниципальной собственности может оставаться имущество, необходимое для обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры или предназначенное для развития физкультуры и спорта, а помещение, необходимое для организации, например, почтового отделения, - нет.
Обеспокоенные этой ситуацией законодатели отмечают: «В крупных городских округах, где стоимость коммерческой недвижимости наиболее высока, наблюдается практически полное исчезновение предприятий торговли и бытового обслуживания, место которых занимают банковские учреждения, офисы, бутики. Это существенным образом осложняет жизнь пожилых людей, инвалидов, вынужденных пользоваться услугами предприятий, находящихся на значительном расстоянии от дома».
В связи со всем изложенным разработаны изменения в федеральный закон №131, которые расширяют перечень имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. Интересно, что в Смоленской области свое мнение по этому поводу высказал лишь департамент по вопросам административно-территориального устройства и развития местного самоуправления - оно оказалось положительным. Мнение департамента имущественных и земельных отношений, в ведение которого после 1 января 2009 года отойдет неприкаянное муниципальное имущество, и департамента финансов, которому придется считать новые доходы, осталось неизвестным. Что же до областной Думы, то депутаты профильного комитета посчитали возможным поддержать эту законодательную инициативу.
Дмитрий РАИЧЕВ