К 2014 году будет создана электронная книга жалоб на чиновников
Недовольство услугами чиновников можно будет зафиксировать в электронной форме
Принято постановление правительства РФ №1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг». Планируется, что к 2014 году будет создана электронная книга жалоб на чиновников.
Главный аргумент правительства: «Единая электронная система должна дисциплинировать чиновников». Подать жалобы можно будет через Интернет – в ведомство или в многофункциональный центр предоставления государственных услуг. Пославший жалобу сможет отслеживать ее прохождение в электронной книге жалоб. В некоторых ведомствах уже планируют оценивать эффективность работы чиновников, исходя из числа поступивших на них жалоб.
Досудебные процедуры урегулирования споров активно внедряет и налоговая служба. Сотрудники Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области отмечают, что смысл введения обязательного досудебного порядка урегулирования налоговых споров состоит не в том, чтобы налогоплательщик, обратившись в вышестоящий налоговый орган, получил очередную отписку, а в том, чтобы он мог рассчитывать на максимально благоприятные условия для полного, всестороннего и объективного рассмотрения предоставленных им возражений.
«Смоленская неделя» уже писала о том, что вступило в силу постановление правительства, которое касается порядка подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В соответствии с этим постановлением жалобу рассматривает то учреждение, на сотрудников которого она поступила. Если клиент не доволен решением руководителя учреждения, то претензию нужно подавать в вышестоящий орган.
В частности, заявитель может обратиться с жалобой на действия (бездействие) чиновников в тех случаях, когда нарушены сроки регистрации запроса о предоставлении или сроки предоставления государственной услуги. Основанием для жалоб также могут послужить отказ в приеме документов или отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами. Еще один из поводов для подачи жалобы – отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных документах.
– Донести свою правду до власть имущих не так уж и легко, – комментирует смоленский юрист Виктор Романов. – На мой взгляд, это непросто будет сделать даже через единую электронную систему. Практика возвращения жалоб не может быстро уйти в прошлое. Хотя данная система, может быть, заставит чиновников работать более открыто. Электронную жалобу в стол уже не спрячешь. Но просто отписаться можно и в электронной форме.