Сегодня пятница, 29 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: the   
13 июля 2007 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

Кто ответит за рухнувший мост?

В Рославльский городской суд передано уголовное дело с обвинительным заключением по факту обрушения конструкций моста через реку Десну на автодороге Ивацевичи - Малоярославец - Москва. Обвиняемым в аварии, нанесшей ущерб более 80 миллионов рублей, следствие признало первого заместителя генерального директора ОАО «СМФ «Переправа» 37-летнего Николая Якубинского.

Предчувствие беды

О ЧП 6 августа 2006 года в районе села Екимовичи сообщали все СМИ, включая центральные, поскольку речь шла не о провалившемся прогнившем настиле через ручей на проселочной дороге, а об аварии на капитальном инженерном сооружении через Десну на автомагистрали федерального значения.

В то утро бригада строителей вместе с мастером приехала на объект. По левой части моста, на которой несколько дней назад закончили работы по реконструкции, двигались автомобили. Правую сторону активно разбирали. Сняли покрытие, демонтировали ригельные балки. Из восьми пролетов только на одном оставались две балки. У мастера, «старого мостовика», это был не первый подобный объект, но именно на этом, через Десну, все как-то не ладилось с самого начала. Еще во время ремонта пущенной в эксплуатацию части моста выяснилось, что расстояние по осям ригелей, указанное в проекте, не совпадает с реальным. В результате пришлось заказывать балки другой длины. Работы по усилению ригелей опор моста проводились по другой схеме в сравнении с указанной в проекте...

В это время по мосту проехал тяжеловесный грузовик, и у мастера появилось дурное предчувствие. Он посмотрел вниз и возле опор увидел небольшие бугорки свежей земли. «С мостом явно что-то не так. Нужно перекрыть движение», - подумал мастер. Это решение оказалось как нельзя кстати. Чувствуя, что мост «уходит», строители в экстренном порядке принялись за установку ранее снятых балок, они должны были предотвратить падение. Но пока зачищали место стыка ригелей от мусора, разворачивали кран, мост, словно в кадрах кинохроники, «поехал» влево и лег на бок. В результате обрушения конструкций сварщик и подоспевший на терпящий бедствие объект начальник участка отделались незначительными травмами ног. Плотник получил «компрессионный перелом грудного позвонка с ушибом спинного мозга»...

Поймать удачу

В 2004 году управление дороги Москва - Бобруйск проводило диагностику моста через реку Десну на 351-м километре магистрали, в районе Екимовичей. Оказалось, что выявленные на сооружении, построенном в 1957 - 1961 годах, дефекты можно устранить лишь в ходе капитального ремонта. Мост - сооружение серьезное, и тянуть с ремонтом не стали. Объявленный конкурс на проектные работы выиграл Воронежский филиал ОАО «ГипродорНИИ». Проектная документация прошла экспертизу, были назначены конкурсные торги на проведение работ. Победителем вышло ОАО «СМФ «Переправа». Все было бы замечательно, если бы не одно «но» - торги прошли поздновато. На дворе уже стоял июль, и, согласно проекту, производство основных бетонных работ выпадало на зиму. Поэтому подрядчик вышел с предложением к проектной организации о модернизации конструкции ремонтируемых опор моста через Десну с целью сокращения сроков работ.

В Смоленск приехал доктор технических наук из Воронежского филиала ОАО «ГипродорНИИ» Александр Прокофьев. Он уже проектировал мост через Днепр, построенный в Кардымовском районе.

В качестве образца для корректировки проекта решили использовать мост через реку Сож (на автодороге Починок - Хиславичи), капремонт которого также вело ОАО «СМФ «Переправа». Туда и повезли А.С. Прокофьева. Проект на капремонт этого сооружения выполнили саратовские специалисты. Мост имел опоры, как и «коллеги» соединяющего берега Десны. Только, в отличие от искусственного сооружения на федеральной трассе, опоры моста через Сож не подлежали усилению. Зато дополнительно усиливались ригели. Александр Сергеевич решил провести испытание этого моста давлением сверху. На одну его сторону загнали шесть груженых «КамАЗов» общим весом 120 тонн, по другой стороне движение осуществлялось в обычном режиме. Результат оказался замечательный - осадка консолей и опор моста составила лишь два миллиметра, никаких микротрещин не появилось.

Это и позволило ученому выдать рекомендации по упрощению конструкций промежуточных опор реконструируемого моста через Десну.

Заручившись поддержкой проектировщиков, ОАО «СМФ «Переправа» приступило к работам по реконструкции моста в Екимовичах. Но есть в этой истории с корректировкой проекта одна немаловажная деталь. По показаниям Александра Прокофьева, в рекомендациях по упрощению работ по промежуточным опорам, которые он направил в ОАО «СМФ «Переправа», было оговорено, что вначале по такому варианту следовало выполнить ремонт только одной опоры. Затем, согласно строительным нормам и правилам, испытать ее статической нагрузкой и лишь после получения положительных результатов продолжить работы по ремонту моста.

Кто виноват?

7 августа доктора технических наук А.С. Прокофьева, спроектировавшего десятки мостов и защитившего докторскую диссертацию по разработке теории расчета на выносливость «клееных» конструкций мостов и других сооружений, ошарашили звонком из Смоленска. Ему сообщили о крушении моста. При-мчавшись адлерским поездом, А.С. Прокофьев поспешил к месту аварии. Осматривая вывернутые четвертую и шестую опоры моста, он убедился, что старшее поколение мостостроителей в начале 60-х годов прошлого века, мягко говоря, не очень серьезно отнеслось к столь важному объекту. В местах соединения свай с монолитом опор не оказалось... соединительной арматуры, а держались конструкции - на паре-тройке случайных стержней диаметром до 5 мм. Более того, поверхность опоры в месте соединения с основанием оказалась гладенькой (стеклообразной), ее значительная часть была покрыта древесными опилками. «Такое могло образоваться только при наличии льда на поверхности ростверка (место соединения) при производстве работ», - сделал вывод ученый. Его мнение подтвердила и строительная экспертиза.

Мост через Десну действительно оказался «несчастливым» еще в момент своего строительства. Но, по показаниям специалистов управления дороги Москва - Бобруйск, уже в ходе капремонта сооружения они неоднократно предупреждали генподрядчика о нарушениях в согласовании изменений в проекте и о нарушении графика работ. Из-за неразберихи изменения не были внесены в проект! Не осуществлялся авторский надзор за проведением капремонта моста организацией, составившей рабочую документацию... Ненадежно «сваренные» звенья всей этой цепочки и привели к столь громкому событию.

В ходе следствия Рославльская прокуратура предъявила обвинение по ч. 1 ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных или иных работ» первому заместителю генерального директора ОАО «СМФ «Переправа» Николаю Якубинскому.

Из материалов уголовного дела:

«Согласно распределению должностных обязанностей именно Якубинский Н. В. организовывает оперативный контроль за ходом производства, за обеспечением производства технической документации, оборудованием, материалами, транспортом, контролирует на объектах деятельность подчиненных мастеров, прорабов и начальника участка. Изучает проектно-сметную документацию, участвует в разработке проектов производства работ, обеспечивает инженерную подготовку производства... Работы по капитальному ремонту моста через реку Десна проводились с отступлениями от проекта, прошедшего экспертизу и рекомендованного к утверждению. Изменения в проекте не прошли всей процедуры согласования, поэтому не могли быть использованы при ремонте моста... До получения нового, утвержденного заказчиком, комплекта рабочей документации и проекта организации строительства подрядчик не вправе приступать к производству основных работ. Таким образом, ОАО «СМФ «Переправа» вело строительные работы по капитальному ремонту моста через реку Десна в нарушение правил безопасности при проведении строительных работ, по разрозненной, технически не связанной между собой и не оформленной в соответствии с нормативами (СНиП, ГОСТ) документацией разных исполнителей...»

По мнению следствия, все это повлекло крушение конструкций моста, причинив имущественный ущерб в размере 80 млн. 228 тыс. 457 рублей. Теперь слово за судом.

Василий Ганжала. Фото Ольги Лисиновой

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Архив

13 июля 2007

"Молодежный Банк" - инвестиции в будущее  2664

Шоу дальнобойщиков на Северном  1521

Пятница 13  1103

Смоленск - Могилев  7129

В Смоленске будет обалденный торговый комплекс!  5313

Как продать битую машину?  3496

Счастливы вместе  1991

Ветерана вернули к жизни  1062

27 июня американских волонтеров-строителей принимала Дубровенская средняя школа-интернат  1410

Разыскивается водитель иномарки, сбившей ребенка  1105

Хозяйка минной поляны  1037

С ЕГЭ не все гладко не только в плане своевременной выдачи сертификатов в регионах  1157

Проверено: радиации и нитратов нет  1312

Цены на хлеб могут увеличиться до 50%  1221

На улице Толмачева, возле дома №3, детская площадка находится у дороги, где без конца снуют автомобили  2232

• Кто ответит за рухнувший мост?  4976

Провинциальная жизнь по столичным ценам?  1163

На что жалуются смоляне  1041

Получит ли Смоленск миллионы из федерального бюджета на капитальный ремонт ветхого жилья?  1327

Обаятельная мошенница  1048

Третье слово Валерия Брыксина  1348

Губернаторы ответят за все  1120

Шоу дальнобойщиков 2007  1359



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)