Фонд «вприглядку»
На днях вступил в силу Федеральный закон №185-фз «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Есть ли надежда, что дела в смоленской коммуналке теперь улучшатся?
О намерении государства создать фонд, предназначенный для реформирования жилищно-коммунального хозяйства и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, сказано уже довольно много - и хорошего, и плохого. Положительные оценки, как и во многих других случаях, связаны с фактом возникновения этой идеи, отрицательные - с методами ее достижения, избранными разработчиками. Закон вступил в силу, но ситуация понятнее не стала - претендовать на средства Фонда содействия реформированию ЖКХ (речь идет, напомню, о 250 млрд. рублей), похоже, если кто-то и сможет, то лишь Москва и Санкт-Петербург.
- Тот факт, что высшее руководство страны ищет пути решения многочисленных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, я считаю безусловно положительным - по крайней мере, теперь в Москве известно, какие средства необходимы для улучшения складывающейся в этой сфере ситуации, - говорит заместитель мэра Смоленска Александр Логутов. - Закон хороший, но воспользоваться средствами этого Фонда в соответствии с его положениями практически невозможно, что можно легко доказать уже на примере нынешнего года. Десять миллиардов регионам уже выделено, из них Смоленской области причитается 53 млн. рублей. Сколько денег достанется городу-герою Смоленску, мы до сих пор не знаем, хотя лето подходит к концу. Если заниматься капитальным ремонтом жилых домов, нужно провести конкурс по выбору подрядной организации, что также займет немало времени… Когда же делать ремонт? Ну хорошо, внутри здания работать можно и зимой, но как ремонтировать, например, кровлю? Кроме того, непонятен механизм получения этих средств. Для этого необходимо представить сведения о потребности города в капитальном ремонте жилых домов на 1 января 2006 года. Такой отчетности до сих пор никто не вел, и получить такие сведения не у кого. Второе условие: мы должны знать среднюю стоимость капитального ремонта одного квадратного метра жилья. Этой цифры тоже не существует - в подобном случае нужна независимая экспертиза, которую никто никогда не проводил. Третье - уровень бюджетного обеспечения, по поводу которого у областной администрации не получается выработать общую позицию. Что касается дальнейшего, нет ответа на главный, как мне кажется, вопрос: как Фонд содействия реформированию ЖКХ будет наполняться. Если, например, наполнение имущественное, хотелось бы знать, о каком именно имуществе идет речь.
Механизм получения средств из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ в федеральном законе прописан: муниципалитеты должны обратиться в областную администрацию с соответствующей заявкой, где все поступившие данные должным образом проверят, после чего в Москву будет направлена общая заявка Смоленской области. Проблема в том, что воспользоваться средствами Фонда смогут только частные компании, в уставном капитале которых доля государственной и муниципальной собственности не превышает 25 процентов. На данном этапе этому требованию не соответствует ни одно коммунальное предприятие Смоленской области.
- Мы включили в прогнозный план приватизации муниципального имущества наши коммунальные предприятия, - говорит г-н Логутов. - На начальном этапе они будут преобразованы в акционерные общества, 100 процентов акций которых будет находиться в муниципальной собственности, а вот какова будет его дальнейшая судьба, зависит от депутатов городского Совета. Многие из них, вы знаете, неприязненно относятся к приватизации… И потом, продать можно, если есть покупатель. В Смоленской области найти такого трудно, и более эффективно было бы прибегнуть к услугам крупных управляющих организаций.
В соответствии с законом, 60 процентов средств Фонда должно направляться на капитальный ремонт жилья, 40 процентов - на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. По официальным данным, в Смоленске 37 аварийных домов, многим из которых этот статус был присвоен… еще в советское время! На самом деле ветхого и аварийного жилья в городе гораздо больше, но все эти годы муниципальным властям было невыгодно признавать этот факт, поскольку в этом случае администрация города должна была немедленно принять меры для расселения непригодных домов. А где брать на это деньги? В результате на весь областной центр - 37 домов. Если кого-то и удастся переселить в нормальное жилье при помощи средств Фонда, то лишь их обитателей.
- Закон достаточно объемный, и мне - достаточно подготовленному человеку - здесь очень многое непонятно. Пока что он напоминает чай впри-глядку: сахар-то мы видим, а на вкус несладко, - констатирует г-н Логутов.
Дмитрий РАИЧЕВ.