Спички и туалетная бумага - могут стать причиной обмана
Корреспонденты "Никольского кольца" на собственном опыте убедились, что даже самые дешевые, но необходимые товары - спички и туалетная бумага - могут стать причиной обмана.
В последнее время стало модным изучать этикетки на самых разнообразных товарах. Быть обманутым "предприимчивыми" производителями мало кого прельщает. Но стоит ли доверять всему, что пишут на этикетках? Этим вопросом задались корреспонденты "НК", выбрав для эксперимента самые недорогие, но незаменимые в хозяйстве спички и туалетную бумагу.
После тщательной проверки оказалось, что мы ежедневно переплачиваем не только за граммы, но и за метры и штуки, которые в упаковку "забыл" положить производитель. Оказывается, таким образом можно неплохо погреть руки на простодушных покупателях.
Туалетная мумия
Закупив разнообразнейших рулонов, вооружившись рулеткой и терпением, мы принялись за довольно нелегкое дело. Вскоре редакция стала походить на несанкционированный склад туалетной бумаги, а мы сами - на древнеегипетских мумий. Мы практически купались в бумажных реках, пытаясь в них не утонуть. Зато путем продолжительных измерений пришли к выводу, что практически каждый бумажный производитель лукавит. Цифры на упаковках чаще всего совершенно не соответствуют содержимому.
К примеру, бумага-"москвичка" обещала 58 метров туалетного удовольствия. На поверку же в рулоне оказалось лишь 47 с половиной метров. Другой жадный отечественный производитель забыл домотать почти десять метров бумаги. Зато брянские отрывные рулоны порадовали невиданной щедростью - там оказалось ровно столько, сколько было обещано. Однако ни метром больше. Все испытуемые рулоны стоили нам примерно одинаково, плюс-минус рубль, и совершенно не ударили по карману. Но в погоне за дешевизной мы явно оказались в проигрыше, ведь практически все производители грешат "недокладом". А вот дорогущие туалетные иностранцы не поскупились. Разматывая рулон за рулоном, мы убеждались, что больше веры все же заграничному товару.
Некоторые же производители предпочитают и вовсе не указывать метраж на своей бумажной продукции. Так, наши смоленские рулоны оказались вовсе "безразмерными". Позвонив начальнику производства, выпускающего эту бумагу, выяснили, что метраж не указали намеренно... Чтобы не обманывать потребителя.
По установленному ГОСТу на туалетную бумагу, как сказала начальник отдела сертификации органа по сертификации "Смоленск Тест" Людмила ВАСИЛЬЕВА, производитель обязан указывать на упаковке ее длину и ширину. Ту, которую сам для себя определит. Если же она изготавливается по ТУ, это не освобождает от требований госстандарта. Правда, найти гостовскую бумагу нам так и не удалось.
Зажигательная обманка
Найти спички, сделанные по ГОСТу, оказалось гораздо легче. Тем более что государственный стандарт на зажигательные палочки строго определен.
По ГОСТу 1820-2001 среднее количество спичек в коробке может колебаться от 45 до 38 штук в коробке. Но указывать их количество на упаковке не требуется. Это дело сугубо добровольное. Однако обнаружить гостовский максимум в 45 спичек нам так и не удалось. Перетряхнув с десяток коробков от разных производителей, следующих ГОСТу, ни в одном из них не насчитали 45. Количество деревянных палочек варьировалось от 38 до 42. Засыпать же в коробок завидный максимум не решился ни один производитель. А вот "недосыпом" грешили многие. Возможно, надеясь на то, что вряд ли дотошный потребитель может задаться целью и кинуться пересчитывать спичечных братьев. На поверку же оказалось, что на то рассчитано, ведь в одной и той же упаковке оказывалось меньше на 4-6 спичек, чем указано ГОСТом. На первый взгляд, пустяковая экономия, но ведь народная мудрость гласит - копейка рубль бережет. А в весомых производственных масштабах экономия выходит, мягко говоря, приличной.
Однако далеко не все производители гонятся за ГОСТом. Ведь к продукции, изготовленной по ТУ (техническим условиям), гораздо меньше требований. Технические условия позволяют класть минимальное количество спичек. Такие коробки изрядно худеют не только из-за заметно поредевших "спичечных братьев". Худобы добавляет экономия сырья. Ведь деревянные тельца зажигательных палочек истончаются по максимуму, так что в самый ответственный момент просто ломаются, не выдерживая напряжения. А серные головки, изготовленные по ТУ, заметно меньше гостовских. Впрочем, за изрядно похудевший коробок мы платим все те же деньги.
Как найти управу?
Как призвать к ответу нечестного производителя? За защитой своих прав мы обратились в управление Роспотребнадзора по Смоленской области. Начальник отдела защиты прав потребителей Лариса ОМЕЛЬЧЕНКО разъяснила:
- Недостоверная информация вводит в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товара. Статьей 14.7 Кодекса административных правонарушений предусматриваются штрафы: для граждан и должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ, для юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ. Непредоставление информации на упаковке тоже грозит производителю штрафом: должностным лицам - от 5 до 10 МРОТ, юридическим лицам - от 50 до 100 МРОТ.
Но кому захочется разглядывать: ГОСТ на коробке стоит или ТУ? Да и вряд ли нормальный человек кинется жаловаться, если обнаружит, что ему в коробок пяти спичек недоложили или примется измерять туалетную бумагу. Возможно, на это и рассчитывает предприимчивый производитель?
Вот так копеечная проблема превращается в большой обман покупателей по всей стране.
Данные всероссийского НИИ метрологической службы говорят о том же. Как заявила нашим коллегам по Издательскому дому "Провинция" Руфь ГЕНКИНА, ведущий специалист этого НИИ, в России почти все товары не соответствуют указанному на упаковке весу. На коробках и этикетках европейских продуктов стоит буква Е. Это значит, что количество продукта соответствует надписи. На отечественных товарах должна стоять буква Ф. Только вот найти ее невозможно.
По статистическим данным, на недовложениях российские производители получают колоссальные прибыли. Руфь Генкина изучила российский статистический справочник, в котором указано, сколько произведено и сколько потреблено продукции за год. А потом подсчитала, сколько сэкономили производители, упаковывая тару не под завязку, а на минимальном допустимом пределе. И цифра вышла просто фантастическая - 500 миллионов долларов в год! Да, все-таки неплохо мы "поддерживаем" отечественного производителя...
Полина ДРУГАЯ