Раскрыта тайна портрета Ивана Грозного из коллекции Марии Тенишевой
Раскрыта тайна картины Смоленского музея-заповедника. Портрет Ивана Грозного из коллекции Марии Тенишевой был досконально исследован, и выяснилось, что под слоем масляной краски, положенной в XX веке, скрывается более ранняя живопись.
Эта история началась с того, что реставраторы при подготовке к 1150-летию города Смоленска занимались восстановлением работ из собрания коллекционера и мецената Марии Тенишевой. Портрет Ивана Грозного знаменитая собирательница приобрела в начале XX века. Автор полотна неизвестен. Картина нуждалась в реставрации.
Реставраторы, исследуя портрет, обратили внимание на то, что использована грубая манера письма.
Ольга Пигасова, художник-реставратор масляной живописи:«Чересчур она дилетантская. Вот тогда мы и стали думать - а вдруг там что-то есть?»
Таким образом, возникло предположение, что под слоем записей скрывается другая картина более раннего периода. И было принято нестандартное решение.
Картина «Иван Грозный» около 100 лет находилась в фондах Смоленского музея-заповедника и впервые за 100 лет была вывезена отсюда под охраной. И, как ни странно - в поликлинику. Но не для лечения, а для тщательного обследования.
Владимир Стефашин работает заведующим рентген-кабинетом 6-й городской поликлиники Смоленска, провел десятки тысяч исследований за 37 лет работы, но с такой задачей ему сталкиваться не приходилось.
Владимир Стефашин, заведующий рентгенкабинетом поликлиники № 6:
«За всю мою деятельность в рентгенологии это первая такая просьба. Она была необычной, но интересной».
Исследование проводилось в течение 10-20 минут. Сначала картину просвечивали с помощью специального рентгеновского аппарата, а потом прибором для флюорографии.
Рентгеновское излучение используют в медицине для изучения строения и функции различных органов человека. Чтобы изучить картину, написанную маслом на холсте, Владимир Стефашин использовал особые режимы напряжения, силы тока, экспозиции. И тайна картины была раскрыта.
Владимир Стефашин, заведующий рентгенкабинетом поликлиники № 6: «Под слоем краски определяется другое изображение и читается надпись «Царь Иван Васильевич».
Кроме того рентген показал, что под слоем краски скрывается совсем в другой манере написанное лицо Ивана Грозного и царь изображен в иной одежде. Рентгеновские снимки были переданы специалистам.
Ольга Пигасова, художник-реставратор масляной живописи: «У него другое лицо - более благородное. Возможно, там были загрязнения, поэтому поверх было зарисовано новым лицом».
По всей видимости, под живописью XX века скрывается картина, написанная двумя столетиями ранее. Конечно, в ходе реставрации можно было обнаружить другой портрет, снимая слой за слоем краски. Рентгенологический анализ дал точный результат.
Антонина Полулях, главный хранитель Смоленского музея-заповедника: «Перед нами другой портрет другого автора, и реставратор может не бояться погубить произведение искусства. Предположительно, это середина XVIII века».
Специалисты говорят, что реставрация портрета Ивана Грозного будет завершена к концу года, и тогда первоначальный вариант картины можно будет увидеть не только на рентгеновском снимке.
Екатерина Левицкая