В Смоленске прошла межрегиональная конференция "Современное состояние, перспективы производства и применения композиционных материалов в регионе"
В среду на базе Смоленского филиала Московского института инженеров транспорта прошла межрегиональная конференция "Современное состояние, перспективы производства и применения композиционных материалов в регионе".
Несмотря на то, что в Сафоновском районе сложился целый "куст" производителей композитных материалов, администрация региона, муниципальные власти до сих пор внимания этой теме не уделяли, и специалистам на конференции пришлось начинать свои выступления с азов, пытаясь объяснить участникам, о чем все-таки идет речь.
Производство композитных материалов появилось у нас в стране еще в 70-х годах прошлого века, но на передовые роли Россия в этой сфере не претендует. Внимание, которое не так давно уделил этой перспективной отрасли президент Владимир Путин, неслучайно: сырье для производства композитов дешевеет в связи с появлением мощных производителей в Китае и Индии, кроме того, западные промышленные гиганты уже построили несколько аналогичных предприятий в России. Снижение стоимости сырья делает композитные материалы, до сих пор во многом считающиеся сферой интересов военно-промышленного комплекса, интересными для решения гражданских задач - на транспорте, в дорожном строительстве, в ЖКХ и многих других сферах экономики.
- Меня сегодня постоянно спрашивали о цене на изделия из композитных материалов, - сообщил Константин Горелов, руководитель федерального государственного предприятия, занимающегося выпуском этой продукции. - Это неправильная постановка вопроса. Вы, как заказчик, должны сформулировать свои требования к материалу - вплоть до того, что можете заказать конкретную стоимость изделия. Моя задача, как производителя, выпустить изделие, соответствующее вашим требованиям. Оно может стоить столько же, сколько аналогичное изделие из черных металлов, и в любом случае будет лучше, но, возможно, из-за низкой цены окажется на настолько лучше, насколько это возможно.
Сфера применения композитных материалов огромна, номенклатура изделий, которые уже сейчас готовы выпускать действующие предприятия, включает в себя тысячи различных наименований. Эта продукция практична, она позволяет избежать ежегодных ремонтов, покрасок, чисток, и служит десятилетиями. Если быть совсем точным, срока службы изделий из композитных материалов еще никто точно не знает - если они эксплуатируются в штатном режиме, если никто не пытается проверить их прочность топором, нет никакой нужды в их замене, даже если они используются больше 20 лет.
Главное достоинство композитов одновременно является и их слабым местом. Использованием таких изделий может заинтересоваться только рачительный хозяин, умеющий считать деньги. Когда речь идет о государственных или муниципальных контрактах, о композитах никто не вспоминает, и в этом нет ничего удивительного. Материал можно сделать каким угодно, никаких государственных стандартов на этот счет нет, в результате при составлении проектно-сметной документации использование композитов не предусматривается. При реконструкции улиц люки традиционно устанавливаются чугунные, привлекательные для воров, колпаки на фонарях - стальные, нуждающиеся в ежегодной чистке и покраске, при ремонте домов навешиваются неэкономичные жестяные водосточные трубы и так далее.
По мнению начальника регионального департамента по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимира Шукалова, в рамках действующего законодательства, когда подрядчик определяется в ходе открытого аукциона по принципу "кто сделает дешевле", а его отношения с заказчиком заканчиваются вместе с завершением работы на объекте, дать толчок использованию композитных материалов чрезвычайно трудно.
- У Росавтодора есть программа развития применения композиционных материалов, и она реализуется, в том числе, и на смоленском участке магистрали М1 Москва- Минск, - сообщил Владимир Шукалов. - У госкомпании, как мне кажется, совершенно правильная концепция развития. Как вы знаете, сейчас она отказывается от обычных контрактов на ремонт или реконструкцию участков дорог и будет заключать контракт жизненного цикла, согласно которому подрядчик, например, в течение 18 лет содержит дорогу. Конечно, он будет заинтересован в сокращении своих расходов, и именно это обстоятельство стимулирует использование композитных материалов. Может, единовременные затраты на их применение и выше, но эксплуатационные расходы значительно ниже.