Смоленск может стать столицей области
В Государственную Думу внесен законопроект «О статусе административных центров субъектов РФ». В Смоленске давно твердят о его необходимости: в случае официального признания города столицей области муниципалитет рассчитывал получить дополнительно 4 процента от собственных доходов областного бюджета - около 400 млн. руб.
Предложение придать Смоленску официальный статус административного центра региона прозвучало давно. Депутаты Смоленского городского Совета разработали соответствующий законопроект еще в прошлом году - 28 апреля 2006 года он был направлен на рассмотрение областной Думы. Документ был представлен на рассмотрение в Смоленскую областную Думу дважды, но рассмотрен не был. Начальник областного департамента финансов, бюджета и государственного заказа Игорь Скобелев, отвечая на просьбы депутатов областной Думы выделить Смоленску средства на ремонт дорог из областной казны, сообщил, что оснований для таких расходов нет. При этом
г-н Скобелев указал, что, если бы в Смоленской области действовал закон о статусе административного центра, такие основания, возможно, нашлись бы. Словом, замкнутый круг: деньги есть и выделить их можно, но нет оснований, а чтобы появились основания, нужно принять закон.
А закон не принят, поскольку нет заключения областной администрации.
Но свет в конце туннеля все-таки появился - соответствующий закон вполне может быть принят на федеральном уровне. Его авторами выступили Всероссийский совет местного самоуправления и созданный в его рамках Клуб мэров России.
Административные региональные центры определяются в законопроекте как «муниципальные образования, на территории которых находятся высшие органы государственной власти субъектов РФ, территориальные подразделения федеральных органов власти, а также представительства иностранных государств». Власти столиц готовы «обеспечивать их деятельность», предоставляя им в пользование муниципальные здания, земли и «иное имущество». В документе прописаны обязанности муниципалитетов: обеспечивать работу общественного транспорта для временно прибывающих в столицу; содействовать организации гостиничного, культурно-развлекательного и иного обслуживания населения; обеспечивать дополнительные меры безопасности во время проведения государственных мероприятий; содержать переданные муниципалитету в эксплуатацию дороги, иные транспортные объекты, и так далее. А региональные власти, в свою очередь, должны способствовать развитию административных центров, включая их в региональные и федеральные программы социально-экономического развития, «в том числе в целевые программы комплексного развития систем связи и транспорта, жилищного строительства, здравоохранения» и т.д. И самое главное: субъекты Федерации должны компенсировать дотациями и субвенциями выполнение центрами столичных функций «на основании расчетов органов местного самоуправления».
Будет ли принят этот законопроект Государственной Думой, пока неясно, но совсем недавно депутаты действовали в совершенно ином направлении, пытаясь ограничить полномочия мэров и отменить их всенародное избрание. Если от этой идеи отказались по убеждению, а не из предвыборных соображений, закон об административных центрах регионов может быть принят.
Любопытный факт: законопроект о столицах считают долгожданным далеко не все российские мэры. Многие из них назвали его лишним, поскольку у них в регионах такие нормативно-правовые акты давно приняты и прекрасно работают.
Дмитрий РАИЧЕВ.