Сегодня суббота, 30 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
12 сентября 2013 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

Смоленск: Сергей Соловьев – «козел-провокатор»?

Режиссер Сергей Соловьев – человек, который сформировал мировоззрение целого поколения, в мельчайших деталях «запротоколировал» дух эпохи и выплеснул его на экран, не щадя эмоции и чувства зрителя.

 Первая трилогия Соловьева - «Сто дней после детства», «Спасатель» и «Наследница по прямой» - явилась физиологическим исследованием «нежного возраста» подростков эпохи стагнации. Три жестких, порой доходящих до гротескного абсурда фильма, которые мы увидели в переломный момент развала СССР, - «Асса», «Черная роза – эмблема печали, Красная роза – эмблема любви» и «Дом под звездным небом» показали, в какие кошмарные бездны заманивают беспечных «мальчиков-банананов» гипнотические гимны «ветра перемен». Возможно, именно из-за пророческого дара предвидения, сыгравшего с режиссером злую шутку,  прокатная судьба провокационной «Ассы-2» оказалась столь непростой. На большой экран фильм так и не вышел…

«Самая главная мысль, которая точит меня и тревожит, когда сажусь снимать фильм, - чтобы это поскорее закончилось, и меня не убили в конце...», - признался Сергей Соловьев – почетный гость кинофестиваля «Золотой Феникс». Но были и другие тревожные сомнения-мысли и "грехи", в которых покаялся Сергей Александрович на встрече со зрителями.

- Почему вы решили снять продолжение «Ассы»?

- Долгие годы меня не отпускало горькое чувство, что я сделал что-то не так. И, наконец, понял, что меня мучает. Позвольте привести весьма нелестное сравнение. Обычно на бойнях держат козла-провокатора. Когда коров или овец гонят под нож, впереди стада пускают бодрого козла, который  уверенно ведет собратьев на смерть. Когда стадо приходит на бойню, козел, идущий в авангарде, отходит в сторону... Самое ужасное, что он ничего плохого не делает. Напротив, испытывает эйфорию и гордость! Совершенно неожиданно я почувствовал себя… козлом-провокатором. По сути, предателем зрителей, которые верили в светлые идеалы и всепобеждающее добро.

Я стоял в зале, когда мы снимали заключительные сцены «Ассы» с участием Виктора Цоя, и в зале было около восьми тысяч народу.  Даю честное комсомольское слово – все орали: «Хотим перемен!» Но ни один из этих людей не хотел перемен, которые произошли. В фильме «Асса-2» я попытался разобраться с собой и с гимном перемен «Асса» - картиной, которую очень люблю. Вы посмотрите ее и все поймете!

- Не планируете пригласить в свой будущий проект БГ?

- Такие ситуации никогда не планируются. Я не вижу Гребенщикова пятилетками, но всегда знаю, что есть Боря, а Боря знает, что есть я. И эта связь важнее, чем ежедневное общение. Если у меня возникнет внутренняя потребность и я решу, что в моей новой картине должен петь Гребенщиков, я  приползу к нему на коленках и скажу: «Боря, час пробил!»

-  Расскажите о проекте, который с таким трудом пробился к зрителю, - о картине «Анна Каренина». У каждого творческого человека свое представление об Анне. Какой ее видит Сергей Соловьев?

- Владимир Набоков, очень жесткий и непримиримый литературный критик, назвал «Анну Каренину» лучшим романом русской литературы. Берите выше - мировой литературы! «Анна Каренина» Льва Толстого – это живое магическое образование, хотя  кто-то и сейчас убежден, что его героиня - чудовищная тварь, которая бросила ребенка и мужа из-за какого-то офицеришки. Сумасбродная самка, злая дура! Самое удивительное, что Толстой, считавший Каренину жуткой бабой, писал этот роман с такой любовью, какую и сам объяснить не мог. Каренина – иероглиф русской женщины, попытка разгадать генетический код. Живой человек, предмет обожания. Феноменально яркий, притягательный, волшебный образ! «Анна Каренина» -  фильм о любви к женщине и том, как я понимаю женщин.

- Вы можете представить другую актрису в роли Карениной, кроме Татьяны Друбич?

- Если бы у меня не было Тани, я вообще не стал снимать эту картину.

- Актеры, сыгравшие главные роли в «Анне Карениной» Соловьева, гораздо старше героев романа. К тому же вашу интерпретацию Толстого называют откровенно слабой…

- Почему все твердят про возраст? Как будто я снял фильм про собак, и все спрашивают: «Сколько лет вашему Бобику? Он такой старый!» «Анна Каренина» - драма очень взрослых людей, поймите эту истину, и тогда у вас не возникнет желания заниматься «собачьими» подсчетами. Я не читал конструктивной критики на мой фильм, только – «собачью», и она меня не задела, потому что я отношусь к кино как к собственной радости. Категории «слабый», «успешный - не успешный» относительны! Фильм «Гражданин Кейн» провалился в прокате, однако это была первая картина мирового уровня  в истории кинематографии. Шедевры Федерико Феллини и Андрея Тарковского никогда не собирали кассу, но именно эти фильмы  воспитывают душу, глаз, ухо. Они воспитывают весь чувственный аппарат человека. Человек – колоссальное существо по степени чувствительности!

- Как вы относитесь к «модернизации» классики, переделке ее в духе современности?   

- Не понимаю, зачем отбрасывать в сторону гениальную партитуру и заниматься извращениями. Охота сыграть иначе? Тогда напишите что-нибудь свое, равноценное, и извращайтесь, сколько хотите. Я недавно смотрел на ТВ сверхмодную постановку оперы Дмитрия  Шостаковича «Катерина Измайлова». На сцене мечутся какие-то люди, облаченные в рваную дрянь и дезабелье, и никакой там Измайловой нет. Есть большая тетенька, обладательница роскошных форм, мне сказали, что она - гениальная певица. Но речь не об этом. Поразило другое: я собственными глазами видел, как «Измайлова», готовясь исполнить очередную арию Шостаковича, задрала короткую хламиду и начала медленно снимать чулки. На сцену полетел один чулок, другой, а потом… трусы!  Позвать бы Шостаковича посмотреть на этот идиотизм, у него бы наверняка очки запотели. «На хрена это все? - сказал бы Дмитрий Дмитриевич. - Я ничего подобного в виду не имел!»   

Однажды моя дочь была в Германии и решила познакомить знакомых с русским искусством, стала подбивать их сходить на оперу «Евгений Онегин» Чайковского. Германия – необыкновенно музыкальная страна. Как-то  раз ехал в тамошнем такси, и был поражен тем, что таксист слушал… Малера. Представляете себе русского таксиста, который проникся музыкой Малера? Да его сразу в Кащенко сдадут! Дочка собрала целую кодлу любителей русской музыки. С трудом купили дорогущие билеты, сели. Открывается занавес, в постели лежат…Онегин с Ленским и умудряются петь! Впоследствии оказалось, что они - голубые. Куда это годно? Пушкин был человеком вольных нравов, но и он бы возмутился происходящим безобразием. И Петр Ильич Чайковский его решительно бы поддержал. Я не думаю, что после посещения такой оперы нормальный человек захочет прочесть «Евгения Онегина».

- Ужасно, когда раскрашивают фильм!

- Татьяна Лиознова никогда не пошла бы на убийство картины цветом, превратив «Семнадцать мгновений  весны» в фарс, в нелепую фашистскую оперетку. С другой стороны, если бы у Григория Александрова была возможность снять «Цирк» в цвете, он бы непременно ею воспользовался. И все же раскрашивание черно-белых шедевров - аналог мышления проститутки 90-х голов на Казанском вокзале, которая стремится любым способом понравиться клиенту. Это - наиотвратительнейший тип общения со зрителем. Однажды я получил письмо от зрителя, который написал, что посмотрел картину «Спасатель» двадцать минут, потом встал, подошел к экрану, и плюнул в него! А я - обрадовался: чтобы совершить такой поступок, нужно быть неравнодушным человеком! Вы сегодня таких зрителей видели?! Наше общение с любителями кино доходило до высочайших эмоциональных высот, и я надеюсь, что это время вернется.

- Если и вернется, то очень нескоро. Современное кино – продюсерское…

- Я не вижу сегодня в России ослепительных продюсеров, к которым хочется придти и рухнуть на колени с криком: «Возьми меня с потрохами! Я буду для тебя каштаны из огня зубами вытаскивать!» А в СССР они были. Я знал великого человека, гения продюсерского мышления, про которого на всех заборах писали, что он  - коммунистическое отродье, - председателя Госкино Советского Союза Филиппа Тимофеевича Ермаша. Это он настоял, чтобы мою картину «Сто дней после детства» послали на Берлинский фестиваль, и радовался Серебряному медведю больше меня. В ряду номенклатурных начальников времен стагнации Ермаш - одна из самых ярких фигур. Мы сидели на кухне и ругали власть, а в это время ненавистный Ермаш боролся, чтобы фильмы Тарковского вышли в прокат. Он знал, что нужно дать выход пару, иначе интеллектуальная кастрюля взлетит на воздух! Андрей Арсеньевич ненавидел Ермаша, считал своим личным врагом и убийцей, а Филипп Тимофеевич годами переписывался с Тарковским и умолял, чтобы тот убрал из картины…три или четыре фразы. Разве сейчас такое возможно?! Продюсер пойдет в монтажную и вырежет не фразу – пол-ленты, если захочет, и выбросит тебя из съемочного павильона! Современный продюсер – соучастник глупости, совершенной нами. Грандиозной глупости, которая привела к тому, что сегодня  нельзя найти ни одного режиссера, способного снять хотя бы одну батальную сцену, равноценную сцене Бондарчука в «Войне и мире». Секреты изысканного, филигранного мастерства утеряны. Тогда, в 90-х, никто не понял, что мы теряем что-то важное в жизни. Теряем профессию!

- Бытует мнение, что кинотеатры уже не нужны, их заменил Интернет…

- Для моего поколения кинотеатры были всем. Именно там мы назначали свидания,  пили в буфете и смотрели истории, в которых нам рассказывали о человеческих переживаниях. Живое общение с экраном было важной частью нашей жизни, и мы не отделяли ее от реальности. Я не помню более нежной, сердечной и отзывчивой аудитории, чем зрители кинотеатров моей юности, и признаю, что мы были недостаточно прозорливыми людьми. Думали: закончится перестройка, и в России в одном кинотеатре будут показывать Феллини, в другом – Антониони, в третьем – Бергмана! Ничего подобного. Их выгнали из кинотеатров пинком под зад и начали закупать коммерческие зарубежные фильмы.  Это мы, властители дум, стали соучастниками произошедшей трагедии и потеряли поколение сердечных собеседников. Страна рухнула, и от нас ждали таких же потрясающих откровений, как от итальянских кинорежиссеров в 1946-1946 годов. Мы  были обречены историей снимать фильмы о судьбах уничтоженной страны, а вместо этого блуждали в темноте, беспомощно наблюдая, как великий кинематограф СССР убивает придурочная идея соревнования с Голливудом.  Только идиоты могли решиться на подобное преступление!

Хочется восстановить кино не как фабрику праздного развлечения, а как часть нашей жизни. Перед нами поставлена сложнейшая задача – как вернуть в моду русскость и помочь зрителю полюбить русское кино.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Архив

12 сентября 2013

«Сбербанк» предлагает кредит «Доверие» размером до 3 млн. рублей  1046

Первый этап предъюбилейного проекта «Признайся в любви родному городу» подходит к концу  701

В районе улицы Большая Краснофлотская, беглый лебедь оказывает сопротивление сотрудникам парка "Лопатинский сад"  829

Из Центрального парка культуры и отдыха исчез белый лебедь  647

• Смоленск: Сергей Соловьев – «козел-провокатор»?  981

Станислав Любшин: «Доносы в ЦК на меня писала только теща!»  627

Инна Демидова откажется от мандата депутата Смоленской областной Думы 5 созыва  767

Депутат Госдумы Игорь Зотов, который избран в Смоленскую облдуму от «Российской партии пенсионеров за справедливость», намерен отказаться от своего мандата в пользу Сергей Карпова  1417

Официальный список избранных депутатов Смоленской облдумы пятого созыва  1619

Белый лебедь улетел из Лопатинского сада, несмотря на то, что ему подрезали крылья  653

Директор Лопатинского сада прокомментировал исчезновение белого лебедя  871

30-летний работник колонии в городе Сафоново соорудил в гараже лабораторию, в которой выращивал голландскую коноплю  730

Четыре полноприводных «Мерседеса» Е-класса переданы сотрудникам Отдельного батальона ДПС ГИБДД, обслуживающим трассу Москва-Минск  1634

42-летний рецидивист украл в магазине по улице Исаковского деньги, а чтобы скрыть следы преступления - устроил пожар  659

В Смоленске в приемной «Красного креста» пациент избил хирурга  1174

В УМВД России по Смоленской области стартует первый этап всероссийского конкурса «Народный участковый»  559

Перед кинотеатром «Современник» состоится митинг против точечной застройки  684

Минимальный продуктовый набор в Смоленской области вновь оказался самым дорогим в ЦФО  583

В КДЦ «Губернский» пройдет конференция «Гостиничный бизнес у западных рубежей России»  618

В ночном клубе на улице Рыленкова студенту колледжа удалось умыкнуть три мобильника за ночь  671

К удивлению сотрудников Лопатинского сада, одна из птиц, плавающих в водоеме, неожиданно взмыла в небо  907

В областную думу прошли четыре действующих депутата смоленского горсовета  851



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)