Количество семей обращающихся к психотерапевтам смоленских медицинских учреждений растет из года в год
Психотерапевты смоленских медицинских учреждений и частных центров единодушно говорят: современные родители озабочены родителей развитием своего ребенка, особенно в интеллектуальном плане. Количество семей, обращающихся к специалистам этого профиля, растет из года в год. При этом статистика по детским психическим патологиями и отклонениям для большинства жителей города остается неизвестной.
– Официальная статистика по заболеваемости не публикуется нигде, — говорит заведующая специализированным лечебно-консультативным Центром охраны здоровья детей ОГБУЗ «Смоленского областного психоневрологического клинического диспансера», врач-психиатр, психотерапевт Ольга Лизенкова. — Я была в Смоленске в каком-то смысле новатором, когда в своих выступлениях приводила статистические данные.
По словам Лизенковой о статистических показателях активно говорили в 90-е годы, когда центр был только открыт. В это время общество «лихорадило», поэтому отмечался рост психической патологии, в том числе, и у детей. За последние же годы наблюдались как подъемы, так и спады заболеваемости.
– Мы отдельно считаем детей до 14 лет и отдельно подростков. И здесь последние 3-4 года происходят разные демографические процессы: если количество детского населения до 14 лет дает прирост, то количество подросткового населения дает наоборот спад, — рассказывает заведующая Центром охраны здоровья детей. — С 2011 до 2013 года у детей общей заболеваемости — тех, кто уже наблюдаются в учреждении, отмечается некоторое снижение. В первичной заболеваемости — это те дети, которые выявлены в текущем году, — тоже достаточно явное снижение, даже на 40%. В 2011 году заболеваемость была 600 больных на 100 тысяч человек, в 2013 году — 313. У подростков наблюдаем небольшой рост и общей, и первичной заболеваемости — на 24%.
Показатели заболеваемости зависят от социально-экономического состояния общества на момент, рождения ребенка. Этим и объясняется небольшой рос отклонений среди современных подростков.
– В структуре же заболеваемости по статистике, — говорит Лизенкова, — непсихотические психические расстройства, то есть неврозы, поведенческие, эмоциональные расстройства составляют где-то 87%, на втором месте умственная отсталость различной степени выраженности — 9% и всего 4% — психозы, когда ребенок становится пациентом психиатра и подлежит диспансерному наблюдению.
Особенно часто психотерапевты сталкиваются с проблемой адаптации у детей — трудностью приспособления к условиях пребывания в образовательных учреждениях, к темпу жизни, к эмоциональным нагрузкам, отношениям между родителями и так далее.
– Она [проблема] всегда существовала, — отмечает врач-психотерапевт специализированного лечебно-консультативного Центра охраны здоровья детей Марина Новикова, — но её масштабность зависела от того, какие из мира приходят нагружающие ребенка стимулы.
Детская нервная система развивается медленно и приспособление к высокому темпу современной жизни у ребенка идет не быстро. Дети находятся в постоянном потоке информации. И мозг ребенка постоянно перерабатывает большое количество внешних данных.
– Родители стараются подготовить ребенка к этому миру как можно раньше, но с другой стороны, они не знают, насколько ребенок может выдержать эту стимуляцию. Семья определяют нагрузку и очень рано активно начинают внедрять ее, но не всегда учитывает особенности ребенка, — говорит Новикова. — Например, насколько дети устают, родители замечают только тогда, когда «звоночки прозвенят» и здоровье ребенка становится не в порядке.
Нарушение адаптации детей, по словам психотерапевта, может проявляться в трех разных сферах. Первая — собственное тело и показатели его здоровья, то есть аппетит, сон, активность, бодрость, эмоции. Следующая сфера касается социальных успехов: освоение возрастных навыков, учебного процесса, поведение в обществе и так далее. Последняя — затруднения в отношениях с самыми близкими людьми или с людьми из социального пространства.
– В рамках диагноза, который ставит врач, это классифицируется либо как невроз, либо как серьезное психическое расстройство. Самый распространённый диагноз в моей практике — расстройство адаптации с нарушением поведения и эмоций. И сейчас очевидно больше расстройств, связанных с социальным взаимодействием, — заключает Новикова.
Взросление детей идет парадоксально: есть сферы, где они очень обгоняют свой возраст, а есть, где остаются очень незрелыми. Эта диспропорция развития очень выражена у современного ребенка.
– Существует такое понятие, как «дисгармоническое развитие». И если раньше мы говорили об этом как о некой особенности отдельных детей, как о варианте нарушения развития, то сегодня говорим как о явлении или тенденции, — говорит кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ, врач-психотерапевт, Ирина Машкова-Макарова.
Растет количество минимальных нарушений в детском развитии, выявление которых чаще всего связывается с началом раннего развития ребенка.
– Поскольку детей сейчас рано отдают на всякие развивающие занятия, — говорит Лизенкова, — мы отмечаем, например, в категории детей от 3 до 5 лет, действительный рост обращений по поводу нарушения речевого развития при нормальном развитии интеллекта.
Массовые посещения врачей начинаются, когда ребенок, достигающий возраста 5-6 лет проходит подготовку к школе. Многие из них не выдерживают нагрузки и детский организм дает сбой.
– Самая распространённая причина обращений родителей к нам, — поведенческие нарушения, — говорит Ольга Лизенкова. — Дети могут брать программу, но при этом у них не хватает сил на самоконтроль поведения и интеллектуального развития. У определенного процента детей начинается дисгармония в интеллектуальном, моторном, эмоциональном развитии.
Растет заболеваемость и по отдельным категориям.
– Ко мне очень много приходит детей с расстройствами аутистического сектора, — рассказывает Машкова-Макарова. — У них наблюдаются трудности в общении, трудности в восприятии сигналов внешнего мира и проблемные реакции на эти внешние сигналы. Они определяют специфику поведения ребенка в новых условиях, в условиях детского коллектива. Расстройства аутистического сектора — это заболевания, которые по проявлениям чем-то напоминают аутизм.
По статистике за последние 3-4 года диагноз «аутизм» стали ставить чаще.
– Я думаю, что таких детей стало рождаться больше, — делится заведующая Центром охраны здоровья детей. — И, например, японцы, проведя у себя исследование феномена увеличения числа аутистов, заявили, что это из-за современных технологий — мы выхаживаем детей с пятисотграммовой массой тела. Раньше такие детей не выхаживали… Поэтому и появились те патологии, которых раньше не было, в частности, аутизм. Но это всего лишь предположение.
Работая с подростками, наиболее часто психотерапевты сталкиваются с проблемой преждевременной сексуализации.
– Родителям надо быть особенно бдительными, когда ребенок достигает возраста 12 лет, — говорит Машкова-Макарова. — Сейчас я имею очень много случаев, когда раннее сексуальное поведение девушек приводит к разбалансированию вообще психического развития. Потому что сексуально-эротическая сфера — это мощная сфера, если она активизирована, то начнет требовать свое. Зачастую девочки не в силах справиться с возникающей эмоциональной сумятицей. И возникают очень грубые психические реакции: самоповреждающее поведение, психические срывы с признаками психоза, деструктивная деятельность, которая может привести к различным зависимостям, например, от компьютера, психоактивных веществ и так далее.
Основным фактором сдерживания раннего сексуального поведения у подростков Ирина считает прежде всего запреты родителей.
– Родителям нужно говорить, не думаю, будут они услышаны в этом вопросе или нет, потому что я чаще всего сталкиваюсь с тем, что либо это тема замалчивается, либо она звучит как легализация такой возможности, — настаивает врач.
Психотерапевтов сейчас посещают практически все возрастные категории детей. К ним обращаются люди и из не самых благополучных экономически слоев населения, так и достаточно благополучные семьи.
– Ребенок — это очень чуткий индикатор всей семейной системы, — говорит Ольга Лизенкова. — И если он дает какой-то срыв, то, возможно, дело в семье. Если же это явные проблемы в развитии, стоит показать ребенка специалисту. Мы объясняем родителю, какие темпы развития у его ребеночка, какие условия надо создавать и какие требования предъявлять, чтобы он не дал вторичный невроз на фоне непосильных для него родительских требований. Это не значит, что мы всех вытягиваем на норму, боже упаси, у каждого свой темп развития и излишняя стимуляция не всегда полезна.
Поскольку в детском возрасте любые отклонения более распространены, Ольга Лизенкова напоминает родителям:
– По данным экспертных исследований Всемирной организации здравоохранения, исходя из нашей двадцатилетней практики, большинство, то есть 75-80%, детских отклонений со временем выходят на норму. Ребенка поколбасит, поколбасит и он стабилизируется в своем развитии: станет нормальным, адаптированным человеком. 20-25% переходят от детского к подростковому психиатру. И только половина от них уходят ко взрослому и нуждаются в дальнейшем сопровождении врача психиатра. А в большинстве своем все детские отклонения уходят.