Учиться под музыку Вивальди
В сознании обывателя словосочетание «национальный проект» привычно ассоциируется со статистическими таблицами и официальными отчетами. Парадные реляции о претворении в жизнь масштабных государственных программ порой мешают всмотреться в ежедневный труд людей, за который они получают государственные поощрения. Корреспондент «Рабочего пути» имел случай погрузиться в атмосферу творческого педагогического поиска, который призван оценивать нацпроект «Образование». В смоленской средней школе №34 Наталья Сухая, учительница русского языка и литературы, провела открытое занятие, которое было приурочено к общегородской неделе русского языка. Урок, ставший настоящим праздником имени существительного, наглядно продемонстрировал, за что смоленские учителя ежегодно получают президентские гранты. Урок Натальи Сухой был построен по оригинальной методике, не имеющей ничего общего с рутинными школьными буднями. Педагогическая технология развития критического мышления получила широкое одобрение учительского цеха и уже активно применяется многими смоленскими педагогами. Эта методика формирует ключевые личностные качества подростка - умение самостоятельно мыслить и анализировать информацию, навык работы в группах и чувство ответственности за общее дело.
Юлия Викторенко, менеджер-методист информационно-методического отдела Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска:
- Современный ученик должен быть способен оценивать любую ситуацию критически, но без предубеждения, отделять истину от лжи и самостоятельно находить решение в нестандартных условиях. Технология развития критического мышления нацелена на то, чтобы научить школьника давать собственную обоснованную оценку явлений и событий, не поддаваясь давлению, которое на него оказывают коллективные стереотипы и установки. Развитие критического мышления помогает формирующейся личности подростка ориентироваться в современном мире, противостоять слепой вере в авторитеты и не превратиться в жертву манипуляций со стороны СМИ, общественных групп, политических партий.
Классная комната, в которой проходил нестандартный урок русского языка, интриговала своим необычным интерьером. Ученические парты поменяли свое привычное положение и точно сгрудились в три группы, за которыми разместились три команды десятиклассников, разделенных по уровню знаний. Одним из главных персонажей урока стал мультимедийный проектор, с помощью которого на экране выводились все наглядные материалы.
За традиционные 45 минут урока ученики Натальи Сухой легко и непринужденно, под музыку Вивальди, которая создавала приподнятый эмоциональный фон, повторили и обобщили все, что они знают об имени существительном, выполнив так много разнообразных заданий и упражнений, что невозможно не удивиться, как на все это хватило времени! И задания эти были одно другого необычнее: ученики самостоятельно составляли словарные статьи к иноязычным словам, создавали синквейны (ассоциативные ряды к слову «существительное») и кластеры (сложные схемы в электронном виде), готовили мультимедийную презентацию имени существительного, а под занавес сами оценили, что было интересно, что вызвало затруднения и что нового они узнали.
Сюжет урока разворачивался настолько динамично и напряженно, что у школьников не было ни одной минутки, чтобы поболтать с соседом. Задания сменяли друг друга, акцентируя внимание школьников на трудных случаях употребления существительных.
Самой эффектной частью занятия стала мультимедийная презентация темы. Свои знания об имени существительном учащиеся систематизировали в нестандартной форме - в электронных слайдах. Все правила и исключения не остались только набором строк в рамочках, но окрасились в яркие образы, облегчающие запоминание.
Традиционные штудии языковых трудностей сменяются в современной школе внешне непринужденным, но логически выверенным уроком. Современный урок русского языка - это не только буквы и запятые, но главным образом творчество учеников, которое делает грамматические тонкости более понятными и доступными. Слова, знаки препинания, афоризмы - все это в руках опытного педагога может превратиться из скучной рутины в играющие светом искорки знаний, которые останутся с подростками на всю жизнь.
Отдельные задания, которые с легкостью выполняли школьники, поставили корреспондента «Рабочего пути» в тупик. Пришлось порыться в справочниках, чтобы ликвидировать свою безграмотность.
Рядовые носители русского языка привыкли считать, что одушевленными являются те существительные, которые обозначают живых существ, а неодушевленными - те, которые обозначают неживых существ. Как правило, грамматиче-ская категория не противоречит биологическим представлениям. Однако в русском языке есть некоторые коварные имена существительные, которые идут вразрез с обывательской логикой и, обозначая неживое существо, все-таки являются одушевленными. Так, ни один человек и не задумается над тем, одушевленными или неодушевленными являются слова мертвец, матрешка, козырь, ферзь. «Неживые существа - значит, неодушевленные», - скажет каждый, упустив из виду, что грамматическая категория одушевленности/неодушевленности не совпадает с категорией живое/неживое и определяется по падежным формам существительного. У одушевленного существительного форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленного - винительный тождествен с именительным. Любой россиянин может убедиться в этой «странности» родного языка, просклоняв слово мертвец или матрешка (во множественном числе).
Знание того, одушевленное существительное или нет, никак не влияет на грамотность речи и не требует сознательного контроля со стороны говорящего, так как оно впитывается носителем языка с молоком матери. Бессознательное различение одушевленных и неодушевленных существительных ярче всего дает о себе знать, когда азартные шахматисты или картежники, не задумываясь, «одушевляют» бумажные игральные карты или деревянные шахматные фигуры. Правда, если вспомнить отношение пушкинского Германна к карточной игре и набоковского Лужина к шахматам, то одушевление карт и шахматных фигур не кажется таким уж парадоксальным и необъяснимым.
Леонид КАЯНИДИ.