Сегодня четверг, 28 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 13   
18 января 2008 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

Учиться под музыку Вивальди

В сознании обывателя словосочетание «национальный проект» привычно ассоциируется со статистическими таблицами и официальными отчетами. Парадные реляции о претворении в жизнь масштабных государственных программ порой мешают всмотреться в ежедневный труд людей, за который они получают государственные поощрения. Корреспондент «Рабочего пути» имел случай погрузиться в атмосферу творческого педагогического поиска, который призван оценивать нацпроект «Образование». В смоленской средней школе №34 Наталья Сухая, учительница русского языка и литературы, провела открытое занятие, которое было приурочено к общегородской неделе русского языка. Урок, ставший настоящим праздником имени существительного, наглядно продемонстрировал, за что смоленские учителя ежегодно получают президентские гранты. Урок Натальи Сухой был построен по оригинальной методике, не имеющей ничего общего с рутинными школьными буднями. Педагогическая технология развития критического мышления получила широкое одобрение учительского цеха и уже активно применяется многими смоленскими педагогами. Эта методика формирует ключевые личностные качества подростка - умение самостоятельно мыслить и анализировать информацию, навык работы в группах и чувство ответственности за общее дело.

Юлия Викторенко, менеджер-методист информационно-методического отдела Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска:

- Современный ученик должен быть способен оценивать любую ситуацию критически, но без предубеждения, отделять истину от лжи и самостоятельно находить решение в нестандартных условиях. Технология развития критического мышления нацелена на то, чтобы научить школьника давать собственную обоснованную оценку явлений и событий, не поддаваясь давлению, которое на него оказывают коллективные стереотипы и установки. Развитие критического мышления помогает формирующейся личности подростка ориентироваться в современном мире, противостоять слепой вере в авторитеты и не превратиться в жертву манипуляций со стороны СМИ, общественных групп, политических партий.

Классная комната, в которой проходил нестандартный урок русского языка, интриговала своим необычным интерьером. Ученические парты поменяли свое привычное положение и точно сгрудились в три группы, за которыми разместились три команды десятиклассников, разделенных по уровню знаний. Одним из главных персонажей урока стал мультимедийный проектор, с помощью которого на экране выводились все наглядные материалы.

За традиционные 45 минут урока ученики Натальи Сухой легко и непринужденно, под музыку Вивальди, которая создавала приподнятый эмоциональный фон, повторили и обобщили все, что они знают об имени существительном, выполнив так много разнообразных заданий и упражнений, что невозможно не удивиться, как на все это хватило времени! И задания эти были одно другого необычнее: ученики самостоятельно составляли словарные статьи к иноязычным словам, создавали синквейны (ассоциативные ряды к слову «существительное») и кластеры (сложные схемы в электронном виде), готовили мультимедийную презентацию имени существительного, а под занавес сами оценили, что было интересно, что вызвало затруднения и что нового они узнали.

Сюжет урока разворачивался настолько динамично и напряженно, что у школьников не было ни одной минутки, чтобы поболтать с соседом. Задания сменяли друг друга, акцентируя внимание школьников на трудных случаях употребления существительных.

Самой эффектной частью занятия стала мультимедийная презентация темы. Свои знания об имени существительном учащиеся систематизировали в нестандартной форме - в электронных слайдах. Все правила и исключения не остались только набором строк в рамочках, но окрасились в яркие образы, облегчающие запоминание.

Традиционные штудии языковых трудностей сменяются в современной школе внешне непринужденным, но логически выверенным уроком. Современный урок русского языка - это не только буквы и запятые, но главным образом творчество учеников, которое делает грамматические тонкости более понятными и доступными. Слова, знаки препинания, афоризмы - все это в руках опытного педагога может превратиться из скучной рутины в играющие светом искорки знаний, которые останутся с подростками на всю жизнь.

Отдельные задания, которые с легкостью выполняли школьники, поставили корреспондента «Рабочего пути» в тупик. Пришлось порыться в справочниках, чтобы ликвидировать свою безграмотность.

Рядовые носители русского языка привыкли считать, что одушевленными являются те существительные, которые обозначают живых существ, а неодушевленными - те, которые обозначают неживых существ. Как правило, грамматиче-ская категория не противоречит биологическим представлениям. Однако в русском языке есть некоторые коварные имена существительные, которые идут вразрез с обывательской логикой и, обозначая неживое существо, все-таки являются одушевленными. Так, ни один человек и не задумается над тем, одушевленными или неодушевленными являются слова мертвец, матрешка, козырь, ферзь. «Неживые существа - значит, неодушевленные», - скажет каждый, упустив из виду, что грамматическая категория одушевленности/неодушевленности не совпадает с категорией живое/неживое и определяется по падежным формам существительного. У одушевленного существительного форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленного - винительный тождествен с именительным. Любой россиянин может убедиться в этой «странности» родного языка, просклоняв слово мертвец или матрешка (во множественном числе).

Знание того, одушевленное существительное или нет, никак не влияет на грамотность речи и не требует сознательного контроля со стороны говорящего, так как оно впитывается носителем языка с молоком матери. Бессознательное различение одушевленных и неодушевленных существительных ярче всего дает о себе знать, когда азартные шахматисты или картежники, не задумываясь, «одушевляют» бумажные игральные карты или деревянные шахматные фигуры. Правда, если вспомнить отношение пушкинского Германна к карточной игре и набоковского Лужина к шахматам, то одушевление карт и шахматных фигур не кажется таким уж парадоксальным и необъяснимым.

Леонид КАЯНИДИ.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Архив

18 января 2008

всероссийский конкурс интернет-сайтов  1124

Центр Гинея  2201

столовая "Кус-Кус"  1290

туалетная бумага.  1045

газированные напитки.  1057

что снимали утром киношники на пл. Смирнова, возле гостиницы Смоленск  1176

где брать этиловый спирт?  11947

пожар во Втором Доме на Киселевке  1088

В Смоленской области уничтожено четыре артиллерийских снаряда  1084

Нерадивых губернаторов показательно накажут  1424

Смоленский «Кристалл» в 2007 году увеличил продажи на 13%  1044

Семь спортсменов Смоленщины претендуют на места в олимпийской сборной  1295

Против экс-главы департамента по сельскому хозяйству Владимира Новикова возбуждено уголовное дело  1240

В 2008 г. в развитие сетей "Смоленскэнерго" планируют вложить 800 млн руб.  1043

На Смоленщине не готовы выбрать управляющих многоквартирными домами  1041

В Смоленске на суд общественности был вынесен проект планировки территории парка Реадовка  1811

В Смоленск пожаловал литовский режиссер Шарунас Бартас  1400

Угонщики проникли в гараж из-под земли  1171

Строителей Смоленщины беспокоит стремительный рост цен на строительные материалы  1121

Возбуждено уголовное дело в отношении начальника оперативного управления УФСИН Валерия Гусельникова  1492

Маша Либерман, смоленский дизайнер валенок  4158

• Развитие критического мышления помогает подростку не превратиться в жертву манипуляций со стороны СМИ, общественных групп, политических партий.  2380

Цены на землю постоянно растут  2404

Личных подсобных и индивидуальных хозяйств на Смоленщине 228,3 тысячи единиц  1522

Экс-начальник департамента сельского хозяйства Владимир Новиков обвиняется во взятке  1472

В конце декабря областной суд приговорил сотрудника милиции к 16 годам колонии строгого режима  1505

За сорок лет в спецприемнике УВД по Смоленской области ничего не изменилось  1243



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)