В Смоленск приезжал Леонид Каневский
Знаменитый «ЗнаТоК» приехал в наш город в конце прошлого года. Поезд прибыл в 6.30 утра, и сразу же начались сюрпризы. Оказалось, вокзал «заминирован» (проводились учения). На эту новость Леонид Каневский отреагировал спокойно, и съемочная группа спешно направилась в гостиницу.
- Смоленск - один из четырех городов в СССР, где я не был, - заметил Леонид Семенович. - Теперь осталось только три. У нас работает целая бригада журналистов, которые ищут темы в интернете, в архивах. Нас интересуют те события, которые произошли в СССР, то есть до 90-го года. Смоленский маньяк Стороженко как раз попадает под эту категорию.
В гостинице регистрация явно затягивалась. Всем членам съемочной группы требовалось заполнить анкету.
- Небольшой скандальчик - и ничего заполнять не надо, – заявил Каневский, которому очень хотелось спать. Скандала не потребовалось. Знаменитости оказалось достаточно лишь заглянуть в окошко администратора и вежливо попросить разрешения заполнить анкету в номере. Майору Томину отказывать не стали. Слава иногда вещь очень полезная.
Леонид Семенович – человек очень занятой. В перерывах между съемками он постоянно согласовывал какие-то дела и встречи по телефону. В одном из разговоров он случайно обронил, что Новый год собирается встречать в Израиле. Набираюсь смелости и спрашиваю, почему он все-таки вернулся оттуда в Россию?
- А я никуда и не сбегал, - смеется Каневский. - В 90-91 годах в России для актеров было мало работы. А меня пригласил в свой театр хороший друг, Евгений Арье, один из основателей Тель-авивского русскоязычного театра «Гешер». Я уехал из-за работы, на самом деле было сложно решиться на что-то новое в 50 лет.
- В былые времена некоторые считали, что я действительно работаю в милиции, - поделился «ЗнаТоК». - Однажды ко мне приехала женщина из Сухуми. Она нашла меня в театре на Малой Бронной. Пришла жаловаться, что родственники отнимают у нее дом. Никто в родном городе ей не мог помочь, друзья посоветовали ей обратиться к майору Томину. Вдруг я поймал себя на мысли, что начинаю задавать ей вопросы, анализировать ситуацию, в общем, действовать, как настоящий следователь. Я посоветовал ей хорошего знакомого адвоката, поэтому, надеюсь, что ее приезд ко мне не был безрезультатным.Действие, ради которого программа «Следствие вели» приехала в Смоленск, происходит в 70-х. Тогда у нас в городе орудовал маньяк Стороженко. От его рук погибли 12 женщин. Еще 8 чудом остались живы после нападения.
- К криминальным историям я привык давно, теперь могу анализировать их через призму времени, - вспоминает Леонид Семенович. - И рассказывать о маньяках, убийцах, ворах иногда даже противно. Но есть и такие истории, которые врезались в память. Например, изобретатель, оружейник, изделия которого не хотели принимать, чем и разозлили. И чтобы доказать, что его оружие применимо, он стал использовать его для криминальных дел. Или, например, фальшивомонетчик, талантливейший человек, его возможности нужно было использовать в нужном русле…
В Смоленске режиссеру очень понравилась фактура старых домов на улице Большой Советской. Возле одного из них оператор устанавливает камеру.
На съемки пригласили смолян. Роль убийцы Стороженко досталась молодому смолянину, который очень отдаленно похож на маньяка. Но грим и экипировка сделали свое дело.
«Жертву» играла молоденькая смоленская студентка, будущая журналистка. С нее сняли тепленькую курточку и напялили старое пальто размера, наверное, пятьдесят шестого. На голову – берет. Вряд ли ее мама в молодости носила такую одежду. Это больше напоминает послевоенные голодные годы. Роль смолянке досталась очень простая. По сценарию она, счастливая молодая жена, бежит в булочную, по пути ненадолго прощается с горячо любимым мужем. «Муж», он же водитель "ГАЗазельки", которая возила съемочную группу, уже мерз в одном свитере на балконе третьего этажа. Все предельно просто. Пробежать метр, обернуться, помахать рукой «мужу» и побежать дальше.
- Я никогда не мечтала о карьере актрисы, но где-то в подсознании тешилась надеждой, что возможно… Эту надежду убили окончательно и бесповоротно, - рассказывает героиня. - После пяти попыток Каневский просит режиссера еще раз подробно объяснить бестолковому статисту, то есть мне, что делать. А потом… Сажусь в машину. Следователь, который раскрывал дело Стороженко, качает головой: «Не было у нас молодой жены, которую убили по дороге в булочную». Зато Каневский смотрит на меня с пониманием.
- Устала? Наверное, еще и голодная?
- Угу, – а что мне еще ему ответить, что я с пяти утра на ногах и ни крошки во рту не было?
- У меня, кажется, батончик был с собой. На, перекуси.
Надо было обертку сохранить. Потом бы хвасталась всем: мол, смотрите, мне сам Каневский дал батончик с казинаком»