Вяземский алхимик с 20-летним стажем
При слове «алхимик» воображение невольно рисует образ нелюдимого сумасброда с чудаковатой внешностью, проводящего свой досуг в уединенной келье. Средневековые рукописные фолианты с загадочными трактатами и головоломными формулами, колбы и сосуды с бурлящей жидкостью, разбросанные тут и там снадобья, порошки, реактивы - таков интерьер жилища «охотника за философским камнем», превращающим неблагородные металлы в золото. Отправляясь на рандеву с вяземским алхимиком Юрием Родиченковым, трудно было отделаться от навязчивого образа человека не от мира сего. Кто он - одинокий мечтатель или безвестный искатель истины? Таинственный экспериментатор или мрачный оккультист? Неразрешимые вопросы целую неделю роились в моей голове, не давая покоя...
Тяга к тайным доктринам
Назначая встречу корреспонденту «Рабочего пути», Юрий Родиченков заверил, что узнать его будет несложно. И действительно, не имея ни малейшего представления о внешности вяземского алхимика, я нисколько не сомневался, что человек в сером пальто, с длинной колоритной бородой, который отрешенно всматривается вдаль, - именно тот, кто мне нужен. О необычном увлечении Юрия Родиченкова мы беседовали в Вяземском филиале Московского государственного индустриального университета, где Юрий Родиченков преподает английский язык. Вопреки ожиданиям, я столкнулся с респектабельным научным работником, сосредоточенным и вполне успешным.
Интерес к алхимии возник у Юрия Родиченкова более 20 лет назад. Любознательность подтолкнула познакомиться с книгой «Алхимия как феномен средневековой культуры» российского философа и культуролога Вадима Рабиновича. Правда, по признанию Юрия Родиченкова, это исследование стало последним звеном в цепи событий, которые исподволь привели выпускника Смоленского педагогического института к изучению тайных доктрин алхимиков.В годы учебы на факультете иностранных языков у Юрия Родиченкова возникла тяга к изучению латыни и древних эзотерических и философских текстов. Самостоятельно освоив язык средневековых университетов, Юрий Родиченков принялся за алхимические трактаты, которые хранятся в редком фонде Российской государственной библиотеки.
- Алхимия - это сфера культуры, которая теснейшим образом связана с текстом. Алхимические трактаты интересны тем, что в них возникает замысловатый символический ряд неподражаемых образов и аллегорических фигур. Расшифровывать тайнопись средневековых мистиков, постоянно идти по следу их размышлений, выраженных на непривычном для современного человека языке образов, - что может быть увлекательнее!
Юрий Родиченков закончил в 2007 году аспирантуру при институте философии Российской Академии наук, где подготовил кандидатскую диссертацию «Натурфилософские воззрения алхимиков в контексте становления науки Нового времени». Научные изыскания вяземского ученого-алхимика успешно прошли все экспертизы, так что защита диссертации является всего лишь делом времени.
Остросюжетные будни
- Как окружающие воспринимают ваше нестандартное увлечение?
- Коллеги по работе относятся к моим алхимическим штудиям спокойно. Наука есть наука, и чего бы она ни касалась, все это имеет право на существование. Почему бы кому-нибудь не заняться онтологией или теорией познания какой-либо эпохи? Люди, далекие от науки, воспринимают мое увлечение по-разному. Есть две стандартные реакции. Первая: «Ах, как интересно: сейчас нам расскажут, как золото делать!» Вторая: «Да зачем это нужно?»
- Одиноки ли вы в своих алхимических изысканиях или есть какое-то общество алхимиков?
- Никакого тайного братства или алхимической «ложи» я не знаю, но алхимию изучают. В России мало, за границей больше. В англоязычном Интернете существуют алхимические форумы. В Рунете тоже есть специальные сайты, но активного общения на них я не заметил. Это связано с тем, что в России алхимией и не пахло, а для европейцев это реальная часть истории...
Юрий Родиченков добровольно взвалил на свои плечи титанический груз: он взялся самостоятельно составить энциклопедию, которая призвана сконцентрировать все сведения об алхимии и облегчить чтение сложнейших алхимических трактатов. Сегодня «алхимический тезаурус» насчитывает свыше тысячи словарных статей, которые объясняют термины, символы и тайные знаки средневековых мистиков.
А еще Юрий Родиченков - заядлый радиолюбитель. Радиостанция, которую он разместил в своем доме, дает ему возможность общаться с англичанином или американцем, не выходя из дому.
Свою трудовую книжку Юрий Родиченков называет «мини-детективом». Листая ее потрепанные страницы, можно проследить путь человека, пытавшегося выжить и найти себя в бурном море 90-х. Кем только не приходилось работать вяземскому историку философии! Учитель, руководитель кружков, сторож, методист, корреспондент, верстальщик, редактор - вот далеко не полный перечень должностей, которые сменил Юрий Родиченков, прежде чем стал на твердую почву научных алхимических изысканий.
Многолетнее погружение в головоломные алхимические тексты убедило Юрия Родиченкова в том, что феномен алхимии не ограничивается только тем, что она явилась предшественницей химии. За рациональными завесами пристальный взгляд вяземского ученого усматривает мистическую сторону изысканий алхимиков. Мифический магистериум, превращающий металлы в золото, был для алхимиков, и средневековых, и современных, не столько магическим инструментом, сколько мистическим символом, который указывал на необходимость самосовершенствования и преображения души. «Наше золото не золото черни», - любили повторять адепты тайного учения алхимиков.
Сера, ртуть и соль
- Принято считать, что алхимия - это псевдонаука. Когда о ней заговаривают, на лицах начинает играть недоверчивая улыбка. Что для вас алхимия - серьезная наука или вздорная оккультная практика?
- Алхимия - это и не наука, и не псевдознание. Квазинаукой можно назвать ту алхимию, которая существует в наше время. Сейчас тоже есть последователи алхимических воззрений, особенно многочисленны они на Западе. С ними я имел случай общаться. Это квазинаука. А вот пятьсот-семьсот лет назад, когда научное знание пробивало себе дорогу, нечто подобное алхимии было исторически необходимо. Тем не менее даже в средние века алхимия была не только наукой, но и искусством: она говорила с ученым читателем на особом языке символов и аллегорий. Алхимия - это своеобразное мировоззрение, в которое необходимо вживаться, вдумываться.
- Имеет ли алхимия какое-либо значение для современности? Или она обладает только антикварной ценностью наподобие музейного экспоната?
- Алхимия сохранила непреходящее значение с точки зрения философии, осмысления мира. Если мы возьмем алхимическую философию, то увидим, что она сводится к определенным положениям: всеединство мира, универсальное подобие высшего и низшего, микрокосма и макрокосма. Здесь много вполне здравого и рационального, что служит основой философской теории и сейчас. Возьмем учение о строении вещества, в соответствии с которым оно состоит из трех начал: мужское начало - сера, женское - ртуть и бесполое, их объединяющее, - соль. Конечно, речь идет не о реальных ртути и сере, это скорее философские символы. Два противоположных начала и нечто их объединяющее - фактически это триада, о которой Гегель учил, когда алхимия уже канула в Лету.
- Как вы проходите сквозь дебри средневекового символизма?
- С огромным трудом. Ведь символ - это не простой знак, за которым закреплено определенное значение. Символ допускает множество трактовок, и, читая алхимический текст, невозможно быть до конца уверенным, что понял смысл, который вкладывал в него автор. Например, лев может обозначать и царя, и активное мужское начало, и серу. Змея, кусающая себя за хвост, символизирует и цикличность мира, и бесконечность, и повторяемость процессов. В алхимических трактатах встречаются целые символические сюжеты. Так, старец, сидящий в купели, обозначает химический процесс купеляции свинца. Почему так? Все очень просто, нужно только постоянно держать в памяти европейские символы и мифы. Свинец соответствует Сатурну и поэтому изображается в виде старца.
Леонид КАЯНИДИ.