Смоленское автодорожное чудо
Кому война, кому мать родна. Это выражение все чаще вспоминается в связи с деятельностью различных региональных организаций. И в самом деле, предприятия (чаще всего бюджетные) получили очень удобное основание для снижения темпов и объемов своей работы. Кризис ведь на дворе, как вы не понимаете? Денег нет, говорят МУПы, ГБУ и прочие компании, сидящие на шее у госказны. А раз нет, так мы и работать толком не можем. Вот были бы деньги…
Где-то эти слова и в самом деле близки к правде. Где-то, как водится, случается иначе.
Есть в Смоленской области государственное бюджетное учреждение «Смоленскавтодор». И есть дорога от поселка Сычевка, которая ведет в село Субботники, а из него — в село Соколино. Протяженность ее — около 15 километров. Местные жители, которые постоянно ездят по ней, могут долго и красочно рассказывать о том, какая она хорошая, эта дорога. Вот только если кто-то захочет привести их рассказы в печати, то, пожалуй, от первоисточника придется оставить одни предлоги, заменив остальные слова синонимами.
А еще есть обещания руководства области жителям этих сел. Одно еще в 2013-ом дал замгубернатора Николай Кузнецов. Высокопоставленный чиновник (заметим, член КПРФ — партии, которая в качестве своей главной задачи декларирует заботу о людях) лично приехал на место, увидел дорогу и выслушал мнения людей (которые по такому случаю очень постарались держать себя в руках).
Официальный сайт администрации региона приводит такие слова одного из жителей, представителя инициативной группы Василия Савельева: «Ямы на дороге достигают полуметра глубины, проехать на легковой машине практически невозможно, несколько километров пути ежедневно превращаются в полуторачасовую езду по бездорожью».
Также Савельев заметил, что дорога не ремонтировалась с советских лет.
На что Николай Кузнецов, не сходя с места, пообещал: «Ремонтировать дорогу будут поэтапно, примерно три года. Но могу точно сказать, что в 2013 году будет сделано ее основание».
Работы, по словам замгубернатора, должны были начаться еще летом 2013-го, и вести их должен был «Смоленскавтодор».
В январе 2014-го в Сычевский район приехал сам губернатор Алексей Островский, о чем также рассказывает официальный сайт администрации Смоленской области. Губернатор отметил, что с дорогами во многих местах области дела обстоят неважно, но есть среди них такие, где ситуация наиболее критична — как в Сычевском.
После этого глава региона пожурил «Смоленскавтодор»: «Сразу скажу, цифры, которые будут озвучены руководителем «Смоленскавтодора», меня не устраивают. Будем искать решение в интересах Сычевки. Это не значит, что построим все дороги за два-три года, но значительно улучшить обстановку мы обязаны и будем это делать».
Глава «Смоленскавтодора» Владислав Апаков сигнал воспринял и тут же откликнулся обещанием обратить пристальное внимание на дорогу «Сычевка — Субботники — Соколино». А Островский напоследок рассказал жителям Сычевского района, что в 2014 году на их дороги выделят 95 миллионов рублей.
С января 2014-го минуло уже полтора года. В каком же ныне состоянии находится эта дорога с полуметровыми, как рассказывали жители, ямами? Вся отремонтирована, легковые машины могут ехать без риска оставить на колдобинах подвеску?
Как бы не так.
В таком беззаботном режиме автомобилисты могут проехать всего 4 километра из 15. Там действительно ямы заровняли, сверху заасфальтировали. Далее… Далее все по-старому. Ям хватает, а некоторые засыпаны гравием, при проезде по которому машину немилосердно трясет. К этому «коктейлю» в качестве вишенки (или оливки, кому как больше нравится) надо добавить пыль столбом от встречных автомобилей. А если недавно прошел дождь — брызги и «плевки» грязью из-под колес.
Как видим, пристальное внимание «Смоленскавтодора» оказалось весьма близоруким. А цифры организации, с которыми когда-то не был согласен губернатор Островский, видимо, уже не вызывают в чиновнике былого отторжения, раз ремонт остановился и когда продолжится, неизвестно.
Так вот, тут самое время вспомнить о кризисе и поговорке, с которой начинается статья. Смоляне написали письма чиновникам с вопросом: доколе мучиться нам с этой дорогой? Ответ пришел из областного департамента по транспорту и дорожному хозяйству. В нем людям популярно объяснили: экономическая ситуация такова, что объемы средств в дорожной отрасли региона только и делают, что снижаются. Поэтому о ремонте (а тем более капитальном ремонте) и не думайте, уважаемые жители. Все, что можем — это содержание дорог.
Знаете, в эти причитания можно было бы поверить: в самом деле, кризис, всем ужиматься приходится… Можно было бы, если бы не одно (как минимум одно, а может, их и больше) обстоятельство.
За последние годы «Смоленскавтодор» потратил около 900 миллионов рублей Дорожного фонда области на покупку техники в лизинг. При этом размер трат далеко не всегда можно счесть обоснованным. Есть и примеры. Так, государственное бюджетное учреждение купило в лизинг два производственных комплекса для выпуска асфальтобетонной смеси: один мощностью в 200 тонн в час, другой — 120 тонн в час. Самый мощный обошелся в 204 с лишним миллиона рублей, тогда как рыночная его цена на тот момент составляла менее 41 миллиона. Второй был куплен за 160 с лишним миллиона рублей при рыночной цене примерно в 34 миллиона.
Итого переплата за два комплекса (то есть лишние расходы бюджета) составила: 163 + 126 = 289 миллионов рублей.
Только за прошлый год по этим двум комплексам область выплатила по лизингу 96 с лишним миллионов и почти 75 с половиной миллионов рублей соответственно. Итого — более 171 миллиона.
Напомним, на 2014 год Сычевскому району обещали финансирование ремонта дорог в размере 95 миллионов. Если судить по той самой дороге, денег почему-то не хватило.
Но может, эта техника приносит огромную (соразмерно уплаченной за нее баснословной цене) пользу Смоленской области и хоть так отчасти оправдывает потраченные средства? Ответ — нет, не приносит и не оправдывает. Оба комплекса простаивают. Бог с ним, с тем, что такая мощность региону попросту не нужна — не те объемы работ, чтобы высокопроизводительные машины могли «отбить» вложенный капитал. Но техника эта — нежная, на каком попало сырье работать не станет, сломается. А материалы нужного качества в регионе отсутствуют.
В общем, стоят сотни миллионов на площадке просто так. Ржавеют от безделья.
А еще — ну это, право, мелочи, господа! — этой весной «Смоленскавтодор» предложил желающим отремонтировать его офис за примерно 17 миллионов рублей. Комфорт прежде всего. Где уж тут за дорогами уследить. Сычевский район из окон ГБУ не видать…