Ночные призраки
Была одна странная закономерность в деле о поездных ворах: ни разу в поездах, где ехали милиционеры, не произошло ни одной кражи.
– Совпадение ли это? – размышляли сыщики. Всё, и в первую очередь оперативный опыт, подсказывало, что нет. Появились подозрения, что преступников кто-то предупреждает о появлении в поезде сотрудников органов внутренних дел. Внешне милиционера в штатском никак невозможно было отличить от простого пассажира, но пользовались они билетами особой формы – 3К. Получалось, что, пока сыщики наблюдали за пассажирами, кто-то наблюдал за ними самими. Впрочем, ситуация не была совсем безнадёжной.
После стольких эпизодов преступники поверили в свою неуязвимость. Они замахнулись на солидный куш – стали орудовать в международных поездах. Но забыли об одном и самом важном: просто так войти в международный поезд и выйти незамеченными не получится. Поездная бригада высочайшего класса, специально инструктированные проводники. Каждый пассажир попадал под опеку, заботу и… контроль.
Проводник международного поезда № 21 Москва – Прага рассказала, что два пассажира, у которых на руках были билеты до Смоленска, вышли в Вязьме. А до этого от самой Москвы поезд не останавливался.
Показания проводника дали важнейшую ниточку: воры, сошедшие в Вязьме, не искали транспорт, на котором среди ночи можно уехать, – они целенаправленно и быстро двигались мимо вокзала. Значит, кто-то ожидал их на машине. Один из местных таксистов припомнил, что метрах в ста от стоянки такси систематически появляются машины с московскими номерами. Заговорить с конкурентами извозчики не пытались, но издалека наблюдали. Оказалось, что периодически, по прибытии того или иного поезда, в авто садятся двое-трое пассажиров. Когда с вещами, а когда и нет. Сразу же уезжают.
За машиной установили наблюдение. Когда на станцию Вязьма прибыл поезд, сопровождавшийся милиционерами, трое пассажиров странного авто появились без вещей. Они сели в машину и уехали. Эксперт-криминалист успел сфотографировать подозрительных товарищей. Наряды сопровождения с поездов сняли. Сыщиками в штатском усилили группы, встречающие поезда.
Появление московской машины служило сигналом к максимальной бдительности. Воров нужно было задерживать только с крадеными вещами в руках, да ещё и в автомобиле. Других вариантов поймать и изобличить «ночных призраков» не было.
И вот столичное авто снова стояло близ здания станции Вязьма. Вскоре рядом, по правой стороне, припарковался заляпанный грязью уазик, минут через десять ещё один, но новенький. Ну а метрах в десяти, прямо на дороге, встал сломавшийся автобус. Водитель поковырялся в моторе, потом махнул рукой и стал ждать помощи. А ему в это время что-то активно советовали таксисты, коммунальные работники и просто сочувствующие. Исчерпав запас рекомендаций, они отходили в сторону по одному, по двое.
А тем временем на станцию чётко по расписанию прибыл международный поезд № 21 сообщением Москва – Прага. Из него вышли трое. Быстрым шагом пошли к поджидавшей их машине. Водитель, завидев знакомых, завёл мотор. Мужчины бросили сумки в багажник и разместились в салоне.
В следующее мгновение якобы сломавшийся автобус рванул вперёд, заперев московский автомобиль между «УАЗами» и забором привокзального сквера. Четверо из «советчиков» непутёвого водителя, среди которых был и Василий Кубанов, распахнули двери легковушки и скрутили всех подозреваемых. В дежурной части транспортной милиции мужчин рассадили по одному, чтобы не успели сговориться.
Утром начались допросы. Для начала предстояло выяснить, кто эти люди, ведь документов ни при ком из них не было. Только у водителя лежали в кармане права.
Окончание в № 52