Секрет белорусских дорожников
В преддверии дня единения двух братских народов, в середине марта, по приглашению коллег из газеты «Могилевские ведомости» мы побывали в их городе.
Первое впечатление от поездки по городу, несмотря на ранний час (а поезд прибыл в половине шестого утра), - необыкновенно чисто. На тротуарах и обочинах не удалось заметить не то что куч мусора, как у нас, но и отдельных бумажек или подгоняемых ветром пакетов. Мало того, даже проблемные углы между полотном дороги и бордюром чисто выскоблены. Да и сама дорога - про нее просто забываешь: не приходится подскакивать на ухабах и выбоинах через каждый метр.
И еще поразили... лужи. То, что здесь именно нормальные городские лужи, глубиной максимум на высоту подошвы, а не моря на асфальте, куда рискуешь провалиться по щиколотку.
Зато о смоленских дорогах даже в Могилеве ходят мрачные легенды. Обоим белорусским водителям, с которыми приходилось ездить в течение этих двух дней, нашлось что сказать об этом вечном проклятии нашего города.
Но первый объект, которым решили похвастаться коллеги перед корреспондентом из России, - вне городской черты. ЗАО «Агрокомбинат «Заря» - самое передовое сельхозпредприятие в области. Пейзаж на подъезде к хозяйству впечатляющий: вокруг, насколько хватает взгляда, - возделанные поля, на улицах поселка - в основном современные коттеджи, некоторые даже двухэтажные. Сопровождающие объяснили, что в них живут отнюдь не местные нувориши, а обычные работники «Зари», получившие жилье от агрокомбината бесплатно.
В огромной конторе, оформленной в стиле городского офиса, генеральный директор Леонид Сергеевич Моисеев, член Совета Республики Национального собрания РБ, рассказывает о делах и достижениях своего хозяйства.
«Заря» - уникальное предприятие, которому удалось объединить в своих рамках всю агроцепочку - от производства зерна до реализации мясомолочной продукции непосредственному потребителю. На 9 тысячах гектаров раскинулось хозяйство, из них 7 600 - сельхозугодья. Выращивают тритикале (гибрид ржи и пшеницы), озимую и яровую пщеницу, ячмень. Средняя урожайность - 66 центнеров. Зерно перерабатывают здесь же, на комбикормовом заводе, и отправляют на фермы - на корм крупному рогатому скоту, свиньям, птице. И продукция животноводства перерабатывается в цехах «Зари», а затем поступает в принадлежащую агрокомбинату торговую сеть (пять специализированных магазинов и 12 ларьков).
Возделывают здесь и кукурузу, закупая немецкие семена скороспелых сортов, которые успевают полностью вызреть даже в условиях короткого лета средней полосы. А ведь спелость початков - залог их энергетической ценности: силос, приготовленный именно из такой кукурузы, значительно повышает надои. А ее урожайность - 120 центнеров с гектара.
В «Заре» используются самые передовые технологии животноводства. Например, коров круглогодично содержат на ферме, не выгоняя на пастбище. А все для чего - рационально используется земля, ведь выпас скота приводит большие территории в непригодное состояние - их попросту вытаптывают. А таким образом хозяйство сохраняет для использования около 2000 гектаров. Но это не значит, что 1700 коров продуктивной голштинофризской породы постоянно находятся в закрытом помещении: их регулярно выгуливают на специальных огороженных площадках. Результат - 10 500 тонн молока в год.
Но основная специализация хозяйства, все-таки мясо. В прошлом году, например, получили 2600 тонн мяса птицы (курятины), около 2000 - свинины, около 1000 - говядины.
Хозяйство не только самоокупаемое, но и получает прибыль, в прошлом году она составила 2,5 млн. долларов. Кроме того, получили от государства за выращенную животноводческую продукцию 1,5 млн. долларов надбавки.
В хозяйстве трудятся 800 человек, недостатка желающих сюда устроиться нет, приезжают даже горожане из Могилева. Замеченных на работе в нетрезвом состоянии из передового хозяйства безжалостно изгоняют.
Но и получают здешние работники вполне приличную для села зарплату: механизаторы - в пересчете 350 долларов, в период уборки - до 1,5 тысячи долларов, доярки - 330 долларов.
Здесь есть два детских сада, две средние школы.
На родине батьки
Следующий пункт назначения - Шкловский район, село Александрия - родина Александра Лукашенко. Но новые впечатления успели появиться еще до прибытия на место. Дело в том, что мы поехали не по трассе, а короткой дорогой, через обычную деревню. Честно говоря, ожидали, что уж там-то увидим родной в своей неухоженности пейзаж, маршрут ведь не показательный. И ошиблись - домики, конечно, обычные, не коттеджи, но чистота перед каждым - не хуже, чем в городе. Даже напиленные дрова сложены аккуратной пирамидой, и нет следов не то что щепы - опилок. И где, интересно, они прячут помойки? Вдоль дорог, как принято у нас, куч мусора не видно, лес вокруг - и тот словно причесанный.
Следующий раз пришлось удивляться, когда в Шклове зашли в редакцию районной газеты: оказывается, здесь в полной мере пользуются двумя государственными языками. То есть половина статей на полосе - на русском, другая - на белорусском. Больше всего нас заинтересовало, чем руководствуются корреспонденты, когда решают, на каком языке писать тот или иной материал. Ответили: «Как сердце подскажет».
К нашей экспедиции присоединяется начальник идеологического отдела райисполкома, и мы едем на родину батьки.
В дороге «пытали» идеолога, как заставляют деревенских поддерживать чистоту возле домов. Представьте, за каждым чиновником районной администрации закреплена территория. Александр, например, отвечает за порядок в трех деревнях и на одной улице в Шклове. На своих «подшефных», по его словам, воздействует методом убеждения. А самых нерадивых хозяев вызывают на административную коллегию при райисполкоме, которая назначает грязнулям штрафы. Впрочем, к крайним мерам приходится прибегать все реже, за минувший год и вовсе ни одного случая не было - поддержание чистоты уже вошло у людей в привычку.
Вот наконец и Александрия, за последние годы из захудалой деревни превратившаяся в агрогородок - культурный центр для окрестных крестьян. И снова - отличные дороги, аккуратные европейские домики в пастельных тонах. Мы зашли в школу, где учился, а потом и работал целый год учителем истории будущий президент республики. Вернее, в новую школу, построенную на той же территории, - старое деревянное здание несколько раз горело и от него остался только один класс - показательный. Табличка на одной из парт свидетельствует, что Александр Лукашенко сидел именно за ней.
Затем нам показали гордость современной Александрии - универсальный спортивный комплекс, которым пользуются не только местные жители, но и приезжают позаниматься из соседних городов. Еще бы, здесь и бассейн (кстати, час стоит всего
1,5 доллара), и тренажеры, и огромный спортивный зал. А также футбольное поле и волейбольная площадка, которую, впрочем, собираются переоборудовать в теннисный корт.
Зашли и в Дом культуры, актовый зал которого по выходным превращается в дискотеку для молодежи.
Что не так с российскими дорогами
Пожалуй, показатель того, что проблемы действительно нет, - когда о ней не знают журналисты. Коллеги из «Могилевских ведомостей» только пожимали плечами на мои вопросы - ну не звонят им возмущенные читатели с просьбой разобраться со стихийно образовавшейся помойкой, не жалуются на новые ямки в свежеположенном асфальте. Только к концу второго дня удалось получить ответы на самые больные для нас вопросы - как поддерживают чистоту в городе и почему слово «дорога» не является здесь синонимом слова «проблема». О городском хозяйстве рассказали генеральный директор Управления коммунальных предприятий Могилева Валентин Грицук и заместитель председателя горисполкома, курирующий коммунальное хозяйство, Владимир Титок.
В это время, в середине марта, в Могилеве уже вовсю шел ямочный ремонт; по словам Валентина Васильевича, к 20 апреля его закончат, залатав все прорехи на каждой (!) улице города. И так - ежегодно. Что касается капитального ремонта, то в прошлом году, например, сделали его на 33 километрах городских дорог. При этом каждый километр обходится примерно в 12 млн. российских рублей.
А Владимир Павлович сформулировал залог успеха дорожных работ так: «Главное - отношение людей к работе, соблюдение технологии и завершенный цикл работ. Я был во многих российских городах - Туле, Калуге; главная беда, что вы делаете все кусками - отремонтировали проезжую часть, но оставили тротуары. Сделали тротуар - не тронули газоны. А надо довести все до конца - до самых домов».
Капитально отремонтированные дороги в нормальном состоянии стоят в Могилеве пять лет, а некоторые, например, проспект Димитрова - и восемь. Естественно, при ежегодном поддерживающем ремонте.
Евгения Калешина.