Ежегодный рост тарифов ЖКХ не гарантирует улучшение качества услуг
«Коммуналка» оказалось самой стойкой отраслью экономики в Смоленске. Сколько бы ее ни реформировали, как бы ни менялись вывески на дверях бывших ЖЭКов и МПЖРЭПов, в ней все остается по-прежнему. Вечно протекающие крыши, гнилые трубы, кое-как залатанные к зиме теплотрассы...
Реформу ЖКХ в полной мере ощутили на себе только владельцы и наниматели квартир многоэтажных домов, с которых начали брать больше денег за какие-то виртуальные услуги по ремонту и техническому содержанию жилищного фонда. Но ежегодный рост тарифов не гарантирует улучшение качества услуг. Скорее наоборот: год от года, по мере старения жилья, нареканий на работу коммунальных служб становится больше. Так за что мы деньги платим? И кому?
«Пообещать не значит жениться...»
«Жильцы дома № 58 по улице Автозаводской города Смоленска ведут активную борьбу за обеспечение в своих квартирах горячего водоснабжения, температурного режима, нормального функционирования отопительных систем и чистоты в подвальных помещениях. Мы обращались в МПЖРЭП-22, ОАО «Жилищник», МУП «Смоленсктеплосеть», к губернатору Смоленской области, в Администрацию Заднепровского района, в государственную жилищную инспекцию, в санэпидстанцию (ул. Тенишевой, 26).
С 3 по 8 апреля этого года не прекращаются посещения наших квартир в подъезде №1 различными комиссиями, без конца составляются бессмысленные акты, раздаются бесконечные обещания. Тем временем подвал дома затоплен фекалиями, в нем стоит зловонный запах. Гнилые трубы засыпают песком, но это не помогает. Из подвала в квартиры летят тучи комаров.
Все эти факты были зафиксированы 7 апреля 2008 года в 12 часов 30 минут представителем администрации Заднепровского района. В туфлях он смог на ощупь пройти до середины подвала, дальше идти отказался, поскольку все было залито канализационными стоками, образовавшими непроходимую топь.
Члены комиссии, состоявшей из специалистов МУП «Смоленсктеплосеть», МПЖРЭП-22, администрации Заднепровского района, сочувственно разводили руками, раздавали обещания о скором ремонте. Но все остается по-прежнему.
Что делать? Как жить? За что мы платим деньги? Горячей воды соответствующей температуры нет, и перерасчет за март нам никто не делает. И это несмотря на распоряжение главы администрации района, которое работниками МПЖРЭП-22 должно было быть исполнено до 2 апреля.
В. Болдина, А. Минеева, Т. Никиткина, Мартынова, Г. Селеверстова, В Грекова.
8 апреля 2008 года».
По отношению к другим микрорайонам Смоленска дома, расположенные по улице Автозаводской старыми не назовешь. Но любой дом, даже стандартная «высотка», - это не только стены, двери и окна, но и километры сложных инженерных коммуникаций, требующих постоянного внимания и достойного содержания. А вот этого у нас всегда не хватало. О том, что водопроводные и канализационные трубы имеют определенный срок эксплуатации, работники домоуправлений стараются не вспоминать. Все равно, как ни повышай тарифы, а денег на основательный ремонт постоянно нет. И слесарей не хватает, и сварщики в дефиците... Да и вообще, содержание дома по нынешнему Жилищному кодексу - забота самих жильцов. Никто им не мешает в выборе способа управления своим домом и управляющей компании, которая удовлетворила бы все их требования. Но, как показала практика, именно жильцы больших многоквартирных домов чаще всего становятся заложниками жилищно-коммунальных проблем. Борьба с ветряными мельницами ЖКХ может длиться годами, не принося ощутимого результата. При этом люди могут регулярно получать ответы от всевозможных ведомств с обещаниями, отчеты о выданных предписаниях и данных указаниях, но... Чего стоят предписания и указания, которые никто не выполняет?
«На ваше заявление сообщаю...»
И ведь действительно сообщают, не оставляя без внимания ни одно обращение. Вот в прошлом году пожаловалась гражданка Т.И. Никиткина из первой квартиры на неудовлетворительное горячее водоснабжение, так отреагировали быстро. Собрали комиссию, все проверили и пришли к выводу, что «горячая вода в квартиры жилого дома № 58 по улице Автозаводской подается в соответствии с параметрами горячей воды, подаваемой от МУП «Смоленсктеплосеть». На момент проверки претензий по горячему водоснабжению нет». Но в том-то и фишка, что проверка проводится в какой-либо отдельный момент, а жить людям в квартирах приходится постоянно. Бывает же так - комиссия ушла, и вода пропала.
В другом ответе, датированном 5 февраля 2007 года, технический директор МУП «Смоленсктеплосеть» В. Вознов дает прямое указание начальнику СМУП «ПЖРЭП-22» Н. Плотниковой «выявить и устранить причины неудовлетворительной работы внутренних систем отопления и горячего водоснабжения дома». В ответе упоминалась и злополучная квартира №1, в которой температура воздуха была значительно ниже нормы, что указывало на неисправность в системе отопления. Вполне возможно, что причины выявляли и устраняли, однако, судя по письму жильцов дома №58 в редакцию «Рабочего пути», делали не очень старательно. Это всего два фрагмента из обширной переписки людей с властями. Каждое письмо, акт или ответ ложится отдельной страницей в еще одно обширное «коммунальное дело», которое не имеет ни начала, ни конца. В дело вынуждена была вмешаться Государственная жилищная инспекция по Смоленской области. Но это не сдвинуло ситуацию с мертвой точки.
Доказывать бесполезно?
На очередное заявление Татьяны Ивановны Никиткиной от генерального директора ОАО «Жилищник» В.Н. Григорьева пришел очередной ответ, из которого следует, что вода подается в дом в соответствии со всеми параметрами, с нормальным напором. Татьяна Ивановна с этим категорически не согласна:
- В ответ на все наши жалобы в «Жилищнике» нам отвечают, что вода подается как положено. Да, когда приходит комиссия, положение выправляется. Как только представители коммунальных служб уходят, все остается как прежде. Мне кажется, бесполезно что-либо доказывать. Обращались в Заднепровскую администрацию, там ответили, что можно и не надеяться, что нам заменят трубы. Для того чтобы обратиться в суд, нужны адвокат и немалые расходы. Но, возможно, если наши проблемы не будут решены, другого выхода у нас не останется. Мы регулярно платим за предоставление нам коммунальных услуг, техническое обслуживание дома, нас постоянно предупреждают о том, что, если не заплатим, будем отвечать за это в суде. Получается одностороннее партнерство, когда люди оказываются в неоплатном долгу у ЖКХ и никакая власть им не поможет отстоять свои права.
Андрей ЗАВЬЯЛОВ.