В Смоленске открылась выставка художницы-примитивистки Натальи Шевченко
В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске открылась выставка самобытной художницы - примитивистки из Краснодара Натальи Шевченко, скрывающейся под загадочным псевдонимом «Натан».
«Я не ощущаю себя настоящим художником, насколько это возможно, - признается Наталья. – Просто я человек, который посредством творчества избавляется от своих комплексов».
По замыслу талантливой самоучки, персоналия состоит из двух частей «Русский балет» и «Русский фольклор».
«Моя счастливая звезда зажглась на Олимпиаде в Сочи»
У Натальи Шевченко часто спрашивают, почему она, хрупкая и изящная, взяла брутальный псевдоним «Натан»? Родители в детстве прозвали ее Натаном, и со временем, по словам художницы, «она так и не эволюционировала в Наталью».
- Псевдоним приклеился ко мне намертво, и я нисколько не жалею об этом, - улыбается Наталья «Натан».
Наташа родилась в Ленинграде в семье профессиональных художников. Ее отец служил сценографом в театре, мать работала в жанре плаката рисовала рекламные афиши к фильмам, которые демонстрировались на экране петербургского кинотеатра «Современник». Творческая атмосфера семьи способствовала тому, что Натан с раннего детства «марала бумагу»: покрывала листочки беглыми набросками, рисовала иллюстрации к литературным произведениям.
Выросла, выучилась на психолога, но с живописным хобби, которое наполняло ее жизнь радостью и светом, расставаться не захотела. Долгие годы Наташа дарила свои работы друзьям и близким. Когда картин стало слишком много, друзья начали втолковывать ей: не пора ли всерьез заявить о себе? Художественную ценность работ за подписью «Натан» подтвердили и маститые искусствоведы, и Наталья уверенно шагнула в мир профессиональных мастеров в 2014 году, когда первую в ее жизни персоналию выставили в гостинице Олимпийского Сочи. На следующий день «Натан» проснулась знаменитой ее работы, в которых сквозят Дега, Гоген, Врубель и Сезанн, заметили и раскупили!
А потом были выставки в Краснодаре и Туле, Самаре и Пензе, Ставрополе, Майкопе и Астрахани. Совместные арт - проекты с рок-музыкантами «Алисы» и «Пикника» - еще одна страничка в жизни Натан.
«Голубые танцовщицы» Дега и «Черный лебедь» Аронофски
Наталья не делает предварительных набросков, пишет то, о чем думает и чувствует. В попытке найти себя художница прошла все стадии творческих поисков: от пейзажей в духе дилетантизма, обнаженной натуры, женских портретов с элементами поп-арта и лубочных изображений домашних животных. Главное правило Натан не соблюдать правил и канонов!
Шевченко берет уроки живописи у известного кубанского художника Анатолия Мельникова:
- Нередко Мельников смеется надо мной: «Наталья, ты опять забыла, что сидящий на солнце человек должен отбрасывать тень!» А я не пишу с натуры, воплощая на холсте сонм образов, которые стоят у меня перед глазами. Эти образы гонят к мольберту, мучают по ночам. Иногда завершение очередного произведения позволяет попросту спокойно заснуть!
В возрасте шести лет мать отдала Наташу в балетную школу, а потом пожалела девочку, вынужденную днями стоять у станка, и отправила к… шахматистам. Но логика и математическое умение строить черно-белые комбинации не смогли вытеснить из сердце Натальи любовь к балету.
В свободное от занятий время девушка бегала в Мариинку и Малый театр оперы и балета.
- Я ощущаю балет всем своим существом, - не скрывает эмоций хрупкая Натан, южанка с бледным до прозрачности петербуржским лицом.
На ее полотнах балерины застыли в мгновения страстного танца («Кармен») и момент медитации на репетиции. Вот в сложной позе, прислонившись губами к коленям, замерла прекрасная девушка. На другой картине, сомкнув ресницы, взмахнула руками еще одна грациозная незнакомка. Кажется, что ею овладел сон, и только руки, рисующие в воздухе затейливые геометрические фигуры, противоречат этому ощущению
Художница предвидела уход Майи Плисецкой
Галерею звезд российского балета, среди которых Анна Павлова, Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина и, конечно же, Сергей Дягилев, прославивший в Париже отечественное искусство танца знаменитыми «Русскими сезонами», открывает портрет Майи Плисецкой, выполненный в мрачных сине-зеленых тонах. «Плисецкая» приковывает зрителя напряженным, пронзительным, страдальческим взглядом. Экспрессивная работа до предела наэлектризована болью и беспокойством!
Наталья Шевченко поделилась почти мистической историей создания портрета Майи.
- Изначально хотела написать кота, который сидит, слегка повернувшись мордочкой назад. У меня и задумка названия полотна была: «Я не ушел», даже успела подписать его так на обороте. До сих пор не понимаю, что заставило меня переписать кошачий «портрет» и положить сверху на холст Плисецкую! Перед глазами стояло лицо Майи тревожное, грустное, решительное. Как будто балерина готовится совершить прыжок. Через девять дней в новостях сообщили, что Плисецкая умерла. Работа настолько пропитана средоточием какой-то внутренней силы, что на выставке в Туле ее не захотели включать в экспозицию! И я поняла, что художники по своей природе провидцы, невероятным образом улавливающие энергетические потоки и передающие информацию людям. И эта странная, пугающая подпись «Я не ушел» лишний раз подчеркивает драматизм момента.
Рассказывая о предыстории создания работ «Мастер» и «Маргарита», Наталья призналась, что ее нередко обвиняют в том, что она изобразила булгаковского героя слишком сексуальным. «Как же так? Мастер - худосочный, изящный и бледный от творческих мук. А у вас на картине у танцора даже кубики на прессе прорисованы!» Я обычно парирую такие странные выпады встречным вопросом: «Где вы видели изможденных до инфернальности работников балета?» Танцор должен быть жилистым и крепким, с твердыми буграми мышц, потому что балет мало чем отличается от спорта высоких достижений.
Как Пушкин и Натан оскорбили горцев
Связь музыки, литературы и изобразительного искусства основная тенденция в творчестве Натальи Шевченко.
С полотном «Тазит» у художницы связан весьма забавный эпизод:
- Внимание ставропольцев (на вернисаже было много чеченцев) привлек мой любимый «Тазит», написанный по мотивам одноименной поэмы Пушкина, датированной 1830 годом, но так и оставшейся незавершенной. Интересно, что в этом произведении Александр Сергеевич не очень политкорректно отзывается о нравах и обычаях горцев, которым свойственна кровная месть. У меня все переворачивается в душе, когда я перечитываю «Тазита». Декламирую на выставке отрывок из поэмы и вдруг начинаю понимать, что стихи подобраны неудачно! Вот так я невольно оскорбила чувства маленького, но очень гордого народа. Меня простили. Мое искусство тонкая материя, не способная посеять межнациональную рознь.
На выставке смоляне могут увидеть и другие работы «Натана», посвященные творчеству Пушкина и иллюстрирующие его произведения - «Моцарт и Сальери», «Египетские ночи», «Бахчисарайский фонтан».
Яблочный Спас быков
«Полная покоя Марианна» - одна из работ, представляющих раздел «Русский фольклор». Художница очень трепетно относится к этому полотну:
- Захотелось изобразить русскую женщину полную, мягкую, с добрым и задумчивым лицом. Пошла против течения сейчас все изображают красавиц как поджарых и вечно голодных собак!
Однажды Натан решилась написать автопортрет:
- Меня почему-то никто не захотел узнавать на этой работе, хотя я очень правдиво к себе отнеслась. Пришлось изменить концепцию: дорисовала яблоки и переименовала холст в «Яблочный Спас». Однажды пересчитала яблочки на картине, а их ровно сорок. А мне как раз сорок лет стукнуло. Магическая веха в жизни человека, когда начинаешь всерьез задумываться, а чего ты по-настоящему добился? Дети, карьера Скучная, стандартная жизнь по шаблону. А я так жить не хочу, потому и рисую.
К сожалению, на вернисаже в Смоленске не нашлось места любимым «Быкам» Наташи. Быки, символизирующие силу и мощь, волю и успех, ее излюбленная тема:
- Я не люблю корриду. Мне ближе тема родео, внутренней борьбы с собой. Мне кажется, что в каждом из нас есть двигатель, и мы, одержимые мощной энергией, в силу обстоятельств вынуждены постоянно сдерживать эту силу. Совершенно напрасно!
Вскоре в Екатеринбурге откроется еще одна выставка Натальи Натан, посвященная Большому спорту. Ее ждут в Казахстане, в галерее Artpegas Дубая (ОАЭ) и Российском центре науки и культуры Испании.
Выставка в КВЦ имени Тенишевых продлится до 28 августа.