Рославльский филиал локомотивного депо Смоленск — это единственное предприятие, где ремонтируют паровозы
Приписной парк депо как экспозиция музея. Многие из находящихся здесь локомотивов помнят и Великую Отечественную войну, и даже Первую мировую. В Рославле паровозам обеспечивают достойную старость. Они находятся в законсервированном состоянии. Но дабы в жилах не застаивалась кровь, их периодически приводят в порядок.
Рославльский филиал локомотивного депо Смоленск — это единственное на Московской железной дороге предприятие, где все еще ремонтируют паровозы.
Приписной парк депо как экспозиция музея. Многие из находящихся здесь локомотивов помнят и Великую Отечественную войну, и даже Первую мировую. В Рославле паровозам обеспечивают достойную старость. Они находятся в законсервированном состоянии. Но дабы в жилах не застаивалась кровь, их периодически приводят в порядок. Проводится полное освидетельствование котла, заправка паровоза водой и обкатка его по тракционным путям. Однако все чаще здешним «пенсионерам» выпадает возможность покинуть территорию депо и «тряхнуть стариной». Благо ретро сегодня пользуется большой популярностью.
На прогулку в Москву регулярно отправляются паровозы серии Л, ЭР и трофейные немецкие ТЭ. Некоторые из них задействованы в столице практически постоянно. Чтобы лишний раз не гонять локомотивы, использующиеся для экскурсий на Рижском вокзале, за несколько сотен километров, их текущее техобслуживание проводят в депо Подмосковная, где сохранились единственная в Москве колонка для заправки водой и поворотный круг. Растущий спрос на паровозную тягу вынуждает железнодорожников обновлять ремонтные мощности и увеличивать количество локомотивных бригад. Так, на 2009—2010 годы в Рославле планируется реконструкция паровозной части депо.
Разумеется, в штатном расписании не предусмотрено должностей машиниста, помощника машиниста или кочегара паровоза. Да и нет смысла держать столь узкоспециализированные бригады. Права управления паровозом дополнительно получают машинисты тепловозов, как, например, Леонид Курчавов и Павел Шилин. Всего их чуть больше десяти человек. В прошлом году обучаться мастерству вождения поезда на паровой тяге в Рославль приезжали 20 машинистов из Смоленска, Орла и Рязани.
Между тем помощнику машиниста в работе приходится совсем туго. В типовую локомотивную бригаду паровоза сегодня входят три человека. Один из помощников должен, как и в старые добрые времена, «брать больше и кидать дальше», потому что только паровозы серии Л оборудованы стокерной подачей угля. Ремонт паровозов сегодня осложнен отсутствием новых запчастей. Но бригадир Сергей Петров, слесари Юрий Харитонов, Иван Сальников и другие специалисты, которые уже много лет занимаются паровозами, и сегодня способны превратить любой из них в «конфетку». Правда, даже находясь в более или менее тепличных условиях, паровозы год от года приходят в негодность. Если еще десятилетие назад в депо насчитывалось около 170 локомотивов, то сейчас их не больше сотни. Некоторым «старичкам» везет больше и они превращаются не в металлолом, а в памятники истории. Практически все паровозы из экспозиции Музея железнодорожной техники, что на Рижском вокзале, прибыли из Рославля. Еще два недавно отправились из цехов депо на свои вечные постаменты — возле стадиона «Локомотив» в Москве и на станции Новозыбков.