Автора «Ликвидации» смоляне приняли на «ура»
К сожалению, творческая встреча с легендой российского кино, создателем первого в истории советского кинематографа фильма - катастрофы «Экипаж» Александром Миттой не состоялась.
«Переживает мой дружбан, - отшутился президент IX Всероссийского кинофестиваля актеров - режиссеров «Золотой Феникс» Всеволод Шиловский. Александр Наумович не смог приехать в Смоленск, хоть и очень хотел. Давление, возраст Пришлось искать замену!»
P Свято место пусто не бывает: в «Современник» нагрянул мастер экранизаций Сергей Урсуляк. Автора шпионского сериала «Исаев», снятой по роману Василия Гроссмана киноэпопеи «Жизнь и судьба» и шолоховской телеверсииP «Тихого Дона», а также знаменитой «Ликвидации» смоляне приняли на «ура»!
Еще бы: Урсуляку особенно хорошо удаются фильмы на исторические темы благодаря способности вникать в, казалось бы, незначительные мелочи и видеть глубинный смысл происходящих в прошлых эпохах событий.
Сергей Владимирович охотно раскрывает секреты творческой «кухни» самых нашумевших российских сериалов. Конечно же, речь пойдет о «Ликвидации»… и не только.
P
P «На съемках воровство поставили на поток»
- Сегодня меня спрашивают только о сериале «Ликвидация», съемки которого проходили легко и весело. На самом деле мне пришлось нелегко. Через три месяца после начала съемок я внезапно осознал, что не могу справиться с материалом – не хватает сил. Захотелось все бросить и рвануть в Москву! Вообще-то я «бегун на короткие дистанции», на съемочный процесс у меня уходит не больше двух месяцев. Дальше работать не могу, хоть убейте. Все, труп!
Пришлось наступить на горло собственной песне и попытаться преодолеть природную лень. Зато уже через полгода я вспоминал об одесском периоде жизни как о времени безграничного счастья.
Не подумайте только, что мне хочется изображать мученика – я занимаюсь радостной профессией, а в мире есть немало специальностей, про какие и подумать страшно. С ужасом смотрю на летчиков: не понимаю, что заставляет этих мужественных людей каждый день сажать на взлетные полосы многотонные махины?! Я бы с ума сошел, потому что не способен часто летать даже пассажиром. С трудом переношу леденящий, сжимающий сердце ужас, когда самолет заходит на посадку.
Кино – веселая вещь! Достаточно хотя бы вспомнить, как мы штудировали уникальный говор, который одесские евреи исковеркали до неузнаваемости. Работа предстояла кропотливая, и мы пригласили профессионала – педагога Леонида Заславского. Заславский около трех недель занимался с артистами постановкой речи, а потом с гордостью показал нам результаты своего труда. Большего ужаса я в своей жизни не испытывал! Если ты задался целью стать антисемитом, тебе нужно было часок-другой послушать гортанно - картавый кошмар от Заславского. Это было что-то невыносимое, чудовищное!
Я принял решение сократить лингвистические «изыскания» на две трети, потому что в противном случае «Ликвидацию» разрешили бы к показу только в Одессе, и больше нигде. Ну, разве что за исключением пары-тройки районов в Израиле. Транслировать на всю страну наш эксперимент не представлялось возможным – начнутся погромы!
Мы поднатужились и адаптировали «Ликвидацию» на общеупотребительный народный «суржик», безумно обаятельный, как сама Одесса. Я обожаю этот город, где юмором пропитана любая ситуация – неважно, грустная она или веселая.
Одесситы – дико наивные люди в своем… нахальстве. Съемочная группа «Ликвидации» была молодой, мальчики привезли с собой какие-то модные велосипеды. Нетрудно предположить, что в один из чудесных и солнечных дней у нас сперли велосипед. Безумно дорогой, и вся группа, гордившаяся великом, предалась отчаянию и горю. Однако ребята горевали недолго – через час велосипед нашелся. Парень, который угнал стального конька, приехал… на украденных колесах посмотреть на работу киношников! Любопытство победило здравый смысл.
Аналогичный случай произошел через несколько дней. Ко мне подбегает помреж и, задыхаясь, кричит: «Мы не готовы к съемкам! Только что «прихватизировали» утюг…».
Жара, вот девочки – костюмеры и выставили гладильные доски с утюгами на улице. Гладили-гладили, отлучились попить водички… Вернулись к глажке, а утюга – нет! Через пять минут прибегают: «Нашли утюг!» - «Как нашли?» - «Мужик, который украл наш утюг, пришел за гладильной доской!»
Воровство было поставлено на поток. Снимали сцену в квартире Марка, с огромным трудом приволокли в интерьер реквизит – огромную, тонны на полторы, железную кровать. Отсняли нужный эпизод, кряхтя, потащили ее обратно. Несколько часов трудились с непривычки. Я-то ничего тяжелее медной ступки никогда в руках не держал…
Выходим на улицу, а кровати… нет! Потом догадались: какой-то силач толкнул старинный реквизит скупщику металла. Довела человека нужда!
И смех, и грех. Степень наива зашкаливает! При всей своей вороватости одесситы необыкновенно человечны. В Москве таких людей днем с огнем не найдешь.
Как-то раз мы приехали ночью снимать перестрелку в переулке жилого квартала. Даже не представляю, чтобы со мной сделали москвичи, начни я палить под их окнами далеко за полночь. В лучшем случае, вызвали бы полицию или облили помоями из окна, в худшем – устроили бы суд Линча.
В Одессе совсем другой разговор! Стреляем под окнами одесситов всю ночь напролет, дубль за дублем. Пошел дождь, решили подождать, когда непогода закончится. И тут, вместо того, чтобы нас проклинать и радоваться ливню, местные жители начали высовываться из форточек и… предлагать артистам покушать. «Вы же проголодались, наверное? Хотите куру? У нас штрудель с вишней вчерашний есть, еще тепленький!..».
Чудовищные события, которые произошли в Одессе в 2014 году, совершенно не вяжутся моими воспоминаниями о съемках «Ликвидации»…
«Ликвидацию» часто сравнивают с сериалом Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Меня коробит сравнение, потому что с идеологической точки зрения фильм Станислава Сергеевича кажется мне в корне неправильным. Я очень люблю роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», но в картине коллеги явно нарушено важное равновесие - главным героем стал отрицательный персонаж. По всей видимости, в этом виноват Владимир Высоцкий, наделивший Жеглова потрясающим обаянием. Подкачала… харизматическая игра Владимира Семеновича и не совсем, с моей точки зрения, правильный выбор актера на роль его оппонента Шарапова. Он моложе и явно слабее. В результате борьбы идей не получилось! Зритель склоняется на сторону Жеглова - Высоцкого, который убежден, что вор должен сидеть в тюрьме. Жить «по закону» Володи Шарапова – Конкина ему не хочется, вот и побеждает позиция силы.
А в реальной жизни экранная идеология Владимира Семеновича так и не победила – вор по-прежнему гуляет на свободе, сколько ему кошельков не подкладывай. Зато «технологическая» возможность посадить за решетку невинного человека была взята на заметку не чистыми на руку людьми и сегодня, увы! успешно применяется.
Еще раз повторяю: я не поклонник всенародно любимого фильма «Место встречи изменить нельзя». Не ищите в «Ликвидации» сходства с картиной Говорухина. Возможно, Володе Машкову подсознательно хотелось быть похожим на Высоцкого? Допускаю такой вариант. И все же у героя Машкова, на мой взгляд, совершенно другой психологический тип.
«Ликвидация» - это картина, которая не отражает эпоху. Я попытался изобразить мое представление об эпохе и событиях в колоритном южном городке, взятое под совершенно субъективным углом зрения.
«Тихий Дон»: «Я не стремился переплюнуть Герасимова и Бондарчука…»
- Как бы я ни тужился, моя позиция не выигрышная. Герасимов – непревзойденная величина! Обажаю его картину, но мне кажется, что с эстетической точки зрения «Тихий Дон» 1958 года устарел. Он полностью соответствует духу 50-х годов по манере актерской игры и способу подачи визуального материала. Здесь превалирует постсталинистская эстетика, и в этом ничего плохого нет. Хотя бы только поэтому нас нельзя сравнивать!
К сожалению, я не видел картины Сергея Бондарчука. Мне кажется, его «Тихий Дон» несправедливо ругают – нельзя предвзято относиться к режиссеру, который не успел закончить свою работу. Быть может, он снял гениальное кино, но мы этого уже никогда не увидим - отснятый материал перелопачен другими руками. Сделано то, что сделано!
Терпеть не могу, когда молодые режиссеры при мне с ноткой презрения в голосе, со скепсисом говорят: «Ну, Бондарчук… Ну, Михалков этот…». Ребята, поймите: они уже добились мирового признания! Никита Сергеевич вообще имеет полное право сидеть, сложа руки, и больше ничего не делать. Человек при жизни вошел в историю кино…
В неудачах старых мастеров гораздо больше смысла, чем в призрачном успехе режиссерского молодняка. Именно поэтому я с огромным уважением отношусь к нашим мэтрам и не боюсь соревнования с ними, зная, что меня неизбежно будут сравнивать с Герасимовым и Бондарчуком. Бессмысленное занятие, дело вкуса! Например, моя бабушка терпеть не могла шолоховскую эпопею Герасимова. Посмотрев немую картину с Абрикосовым и Цесарской, бабуля пришла к выводу: Григорий и Аксинья должны быть такими! Другое время, иное восприятие, зато есть о чем спорить. Человек, сидя перед экраном телевизора, перестает судачить о дребедени собачьей и начинает размышлять об искусстве и великой русской литературе.
- Как вы выбирали актеров на главные роли?
- Я руководствовался одним принципом: мне должны нравиться артисты, которые соответствуют моему внутреннему представлению о каждой из ролей. Искушения набрать в «Тихий Дон» известных актеров не возникало - пугал шлейф прежних воплощений на экране. Я отважился взять абсолютно неизвестных зрителю людей и не ошибся.
Многие удивлялись выбору Жени Ткачука на роль Григория Мелехова. Женя идет по коридору на кастинг, в коридоре сидит добрая сотня «Аксиний» и «Наталий». Девочки из всех сил дышат полной грудью, делают «глаза с поволокой». На Ткачука ноль внимания! Кто-то, помнится, даже фыркнул: «Это – Григорий? И что нам делать с этим?» Евгений читает текст, и у девочек грудь начинает расти прямо на глазах! Даже у тех, у кого и груди не было, несолидные для дородной казачки прыщики! Подобной мощи даже я не ожидал…
Представляете, у актера изменяются черты лица, разрез глаз. В плане мастерства перевоплощения Ткачук похож на Машкова. Щуплый Володя кажется на экране богатырем – такова мощь его темперамента и выдающегося мужского обаяния. Женя тоже росточком не велик, а впечатление производит сногсшибательное! Я никого не принуждаю смотреть «Тихий Дон». В каком-то смысле я каждую картину делаю «про себя». Хотите смотреть «про меня» – смотрите! P P PP