Сегодня пятница, 29 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
8 ноября 2016 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

Смоленскому авиационному заводу - 90 лет

С 1926 года Смоленский авиационный завод стал неотъемлемой частью истории нашей страны. Это одно из первых и самых крупных предприятий оборонного комплекса тогда еще только образовавшегося СССР. Он создавался во времена, когда в воздухе постоянно витало предчувствие большой войны.

Молодому государству нужны были надежные крылья. В летчиках недостатка не было, молодежь с воодушевлением записывалась в ОСОВИАХИМ, парни и девушки по вечерам, после работы, осваивали основы летного дела, выполняли парашютные прыжки. Но самолетов даже для первоначального обучения катастрофически не хватало. А еще крылатые машины нужны были армии, полярникам, геологам… Тогда и было принято решение об организации в Смоленске крупного промышленного предприятия по созданию летательных аппаратов и ремонту авиационной техники. Про то, как начиналась трудовая биография коллектива нынешнего АО «СмАЗ», и о сегодняшнем дне значимого для всей современной России завода рассказывает его генеральный директор Сергей Никольский.

Все выше, выше и выше

- Сергей Григорьевич, что в 1926 году было на месте авиазавода?

- Небольшие полукустарные мастерские по ремонту трофейных самолетов и двигателей к ним. И вот 8 ноября 1926 года состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода 3, предшественника нынешнего предприятия. Располагался он в тех же границах, что и сегодня. Уже в первый год работы на заводе было отремонтировано 32 самолета и 15 двигателей. В дальнейшем здесь изготавливались бомбодержатели, пулеметные ящики, мешки для гильз Сохранился отчет за 1933 год, в котором говорится, что по сравнению с предыдущим годом завод на 53,7 процента увеличил выпуск самолетов и на 90 процентов нарастил изготовление моторов.

- В то время завод занимался только ремонтом авиатехники?

- Сначала - да, а когда в 1934 году сюда перевели Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением стало создание самолетов для стратосферных и сверхдальних полетов. Мы тогда соревновались в достижениях не только с Америкой, но и со всем миром, так что каждый вновь построенный самолет становился достойным вкладом в международный престиж страны.

Например, в тридцатые годы ХХ века в Смоленске разрабатывались и строились первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет «летающее крыло» БОК-5 и экспериментальный высотный БОК-7. Потом был рекордный БОК-15 для кругосветных перелетов. Делали даже гондолы для стратостатов СССР-2 и СССР-3, поднимавшихся на высоту более 24 тысяч метров.

Из самых знаменательных событий 30-х годов можно назвать изготовление смолянами двух самолетов для полетов в Арктике. О масштабах роста производства говорит тот факт, что к концу 1940 года на Смоленском авиационном трудились уже более шести тысяч человек, и это было крупнейшее авиационное предприятие в стране.

- Правда ли, что в 1941 году первые бомбы фашисты сбросили на территорию авиазавода?

- Вполне возможно, ведь при бомбардировках в первую очередь уничтожаются стратегически важные объекты противника. А завод, на котором выпускалась и ремонтировалась летающая техника, как раз таковым и являлся. Поэтому в ночь на 26 июня поступил приказ эвакуировать предприятие. Но более примечательно, что в течение двух недель, перед самым подходом к городу войск рейха, все оборудование до последнего винтика было демонтировано и вывезено в глубь страны. И уже в начале июля в Куйбышеве началась сборка боевых самолетов. Так что знаменитые штурмовики Ил-2 или, как их называли, «летающие танки», «черная смерть», поставляли фронту в том числе и смоляне.

- Когда завод вернулся в Смоленск?

- В 1944 году, после исторического Постановления Государственного комитета обороны (ГКО) от 3 февраля. Прошло немногим больше месяца, и 10 марта вступает в силу приказ 181 по Наркомату авиационной промышленности СССР. В документе предписывалось восстановить на той же базе довоенный самолетостроительный завод теперь уже 35 и в первую очередь выделить ему оборудование, средства и кадры. Примерно в то же время в Смоленск прибыла и первая группа строителей.

Конечно, от бывших цехов остались одни руины, все надо было отстраивать заново. В первую очередь приспособили помещение для ремонта прибывавших с фронтов, сильно пострадавших в боях самолетов. Единственный токарный станок, даже на то время уже устаревшей конструкции, поставили в здании заводоуправления, а кабинет и квартира самого директора располагались в чудом уцелевшей трансформаторной будке.

И вот, представьте себе, в таких условиях, без какой-либо механизации, люди восстанавливали, по тем масштабам, промышленный гигант. Несмотря ни на что, они верили, что все получится. И получилось! Постепенно выросли новые цеха, склады, появились электролинии, водопровод. Но даже без этого всего, практически под открытым небом, здесь сумели за неполный год вернуть в строй 42 самолета.

- Сергей Григорьевич, какие годы в развитии предприятия были самыми продуктивными?

- Трудно ответить на этот вопрос. И в предвоенные годы коллектив наращивал объемы выпуска продукции, и в военные на месте не стоял, продолжал развиваться и после победы. В 1950 - 60-е численность работающих постоянно росла, прибавлялся ассортимент. Например, в 70-х созданы два прекрасных среднемагистральных лайнера Як-40 и Як-42, получивших очень высокую оценку у летчиков. В более поздние годы начался выпуск легкомоторного самолета Як-18Т с двумя штурвалами для аэроклубов ДОСААФ. Машины довольно многофункциональные: медицинские, почтовые и даже учебные. Участвовали смоляне в разработке и изготовлении космического челнока «Буран».

Поэтому все этапы развития были по-своему продуктивны и успешны. К тому же, начиная с 1954 года, в Смоленске начали делать беспилотные самолеты - снаряды класса «земля - земля» главного конструктора В.Н. Челомея. А год спустя наладились тесные партнерские связи с филиалом ОКБ А.И. Микояна - Государственным машиностроительным конструкторским бюро «Радуга», что также дало хороший стимул к развитию производства.

Высококлассные специалисты востребованы всегда

- Сергей Григорьевич, ни для кого не секрет, что сегодня на региональном рынке труда обстановка очень напряженная. Многие люди, потеряв работу, хотели бы устроиться на «СмАЗ». Это реально?

- Вполне, мы с удовольствием принимаем на работу и специалистов с авиационным образованием, и людей, в совершенстве владеющих рабочими профессиями: токарей, фрезеровщиков, слесарей Авиационная техника очень сложна. Погрешности при изготовлении каких-либо деталей могут не превышать нескольких микронов. К тому же токарю или фрезеровщику, как правило, довольно часто приходится осваивать новые изделия. Поэтому мы постоянно совершенствуем оборудование в цехах, и работникам нужно соответствовать предъявляемым требованиям.

Как правило, из десяти вновь пришедших к нам на работу через пару месяцев остаются два-три. Это обучаемые люди, с ними ведется определенная работа, они постоянно повышают свой профессиональный уровень. Есть даже специалисты, которым доверяем делать не просто редкие, а уникальные изделия.

Постоянно занимаемся подготовкой кадров в тесном сотрудничестве с Академией профессионального образования. Ее директор, Ирина Петровна Татаринова, с большой заинтересованностью отнеслась к такому деловому партнерству. Совместными усилиями на базе предприятия создан учебный центр, оснащенный современным оборудованием, задействованным в нашем технологическом цикле. Парни приходят, учатся на нем работать, получают необходимые навыки, а главное – осознают те перспективы, которые открывает для них работа на нашем заводе.

- Какова средняя зарплата по предприятию?

- Порядка 40 тысяч рублей, выплачивается регулярно. Соцпакет у нас стандартный, работа стабильная. Сейчас предприятие находится в стадии наращивания объемов производства, поэтому трудимся полную рабочую неделю.

На заводе действует мощная профсоюзная организация, ежегодно заключаются коллективные договоры, где полностью прописаны все права и обязанности сторон.

Сегодняшний авиационный завод - экономически устойчивое предприятие, имеющее замкнутый цикл производства. Мы вполне способны обеспечить надежными машинами авиаперевозчиков на местных и среднемагистральных маршрутах.

- Как пережили 90-е годы прошлого века, когда шел тотальный развал предприятий, не было заказов, высококвалифицированные специалисты уходили на отхожие заработки?

- Ситуация на всех предприятиях ВПК развивалась по одной схеме: недостаток заказов, массовые сокращения персонала, долги по зарплате, полубедственное существование или банкротство. В не столь далекие времена на заводе работало более 12 тысяч человек. А на 1 января 2012 года, когда я вступил в должность директора, явочная численность составляла 1450 работников. Тогда сохранились только те предприятия военно-промышленного комплекса, которые хоть как-то работали на экспорт. «СмАЗ» тоже выпускал востребованную за рубежом спецпродукцию, что в значительной степени помогло ему выжить.

Сейчас мы все же сохраняем свой авиастроительный профиль, надеемся, что малая авиация в стране будет развиваться и ей обязательно понадобятся надежные машины. При наличии конструкторской документации мы можем быстро запустить сборку любых востребованных заказчиками моделей. По качеству и надежности эта техника будет нисколько не хуже импортных образцов.

- Какие изделия завода можно назвать наиболее значимыми, своеобразным пропуском в историю российской авиации?

- Коллектив участвовал в изготовлении элементов космического челнока «Буран», уникальной разработкой является созданный к 1988 году самолет М-55 «Геофизика», который мог решать как задачи укрепления обороноспособности страны, так и внести весомую лепту в изучение геофизики Земли и верхних слоев атмосферы.

В будущее смотрим уверенно

- Насколько сильно экономический кризис, о котором говорят со всех экранов, коснулся коллектива АО «СмАЗ»?

- В 2015 году завод выпустил продукции на 9,5 млрд. рублей. Нынче ожидаем примерно такого же результата. О портфеле заказов могу сказать только то, что он уже полон. Предстоит освоение двух новых изделий, предполагается стопроцентная загрузка всего коллектива и оборудования.

Уверенности придает тот факт, что в июле текущего года Минобороны приняло решение о выпуске в Смоленске учебно-тренировочного самолета СР-10. Это разработка КБ «Современные авиационные технологии». Ее примут на вооружение Военно-воздушные силы страны для базовой подготовки летчиков к полетам на реактивных машинах. Эти самолеты востребованы не только военными, но и спортсменами, пилотами-любителями. Потребность в СР-10 огромна - сотни машин. А в целом у нас есть твердые оплачиваемые контракты с Министерством обороны (в рамках госзаказа) на ближайшие 5-6 лет.

- Планируете привлекать в Смоленск специалистов с авиационным образованием?

- Безусловно, будем приглашать на работу выпускников лучших авиавузов страны. Для этого со следующего года запускаем программу обеспечения их жильем. Суть в том, что выпускник авиавуза, приехав на наш завод и проработав год, может получить льготный заем на покупку квартиры, который будет постепенно погашать в течение 15 лет.

Такие программы уже успешно действуют в ряде регионов страны. С удовольствием принимаем на работу ребят из Смоленского энергоинститута. Сегодня в наших цехах работают 2850 человек, если объемы производства продолжат увеличиваться, будем набирать людей дополнительно.

От всей души поздравляю весь коллектив АО «СмАЗ» с 90-летним юбилеем нашего завода. Смоленский авиационный прошел большой и славный трудовой путь, отмеченный красной строкой в истории России. Сегодня, несмотря ни на какие трудности, предприятие продолжает успешно развиваться, совершенствовать технологии, расширять ассортимент выпускаемой продукции. Успехов вам, коллеги и единомышленники! Счастья и здоровья вашим родным, мира, покоя и достатка - семьям. С праздником!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Архив

8 ноября 2016

Смоленские поисковики нашли тело пенсионерки, ушедшей в лес 4 сентября  317

Пьяная автоледи в Смоленской области пыталась угнать автомобиль  312

Смолян зовут на музыкального «Гадкого утёнка»  353

Житель Смоленской области «подарил» себе на день рождения копилку соседки  319

На 12 улицах Смоленска отключат холодную воду  273

Смолянин может «сесть» на 10 лет за сбор дикорастущих растений  319

На Смоленщине не будет социальной нормы потребления электроэнергии  451

Несмотря на сырость, на Смоленщине горят постройки  296

В Смоленске начали праздновать юбилей авиационного завода. Фоторепортаж  364

Смолянин незаконно получал пособие по уходу за нетрудоспособным  311

Председатель Смоленского облизбиркома может пересесть в кресло мэра  273

Смоленкстат огорчил любителей чая с пряниками  403

В Смоленске открыли мемориальную доску в честь Героя России Алексея Буханова  359

В Смоленске подорожало дизельное топливо  369

Tele2 раздает бонусы на любой вкус  309

Как смоленского серийного вора поймали на жвачке  455

9 ноября жители центра Смоленска останутся без холодной воды  343

В Смоленске освятили Арбитражный суд  350

Смоленский суд оштрафовал депутата сельсовета  335

Преступник, ограбивший смоленский магазин, попался в Белоруссии  328

Смолянин в день рождения обокрал соседку  422

В Смоленской области сельский депутат оштрафован за взятку  351

Понять и простить: дорогу в Соловьиной роще в Смоленске отремонтируют в 2017  354

На Колхозной площади в Смоленске произошла авария  571

Смоленские молодожены смогут дешево доехать до Берлина  364

У смолянина изъяли крупную партию марихуаны  361

В Смоленске на верхнем Волоке установили разделительные столбики  535

В Смоленске предстанет перед судом житель Барнаула, ограбивший ювелирный магазин  324

Выпускник Смоленского училища олимпийского резерва завоевал две медали Кубка мира по шорт-треку  385

• Смоленскому авиационному заводу - 90 лет  488

Губернатор рекомендует Владимира Соваренко на пост главы Смоленска  679

Губернатор Смоленской области предложил внести изменения в Земельный кодекс  462

Меры социальный поддержки в Смоленской области сохраняются, и будут носить адресный характер  349

В Смоленске и области сохраняется неэпидемическая ситуация по заболеваемости гриппом  342

Mersedes Benz "ответил" Алексею Островскому  410

Рождественские чтения на Смоленщине приближаются к своей кульминации  336

В смоленском меховом салоне конфискуют шубы  464

Очередная жертва пожара. В Смоленске в огне погиб человек  292

В Смоленске иномарка сбила женщину  346

Временное прекращение движения транспорта  473

Смоляне стали реже умирать  340

В Смоленской области «Renault Duster» улетел в кювет  384

Смоленских школьников стали меньше кормить «горячим»  379

Смоляне собирают подписи за возведение памятника писателю-фантасту Александру Беляеву  291

Смолянин устроил «тройное» ДТП в Воронежской области  539

В Смоленской области шахтеры отметили 7 ноября. О чем писали смоленские газеты 8 ноября 1964 года…  459

В Смоленской области поймали браконьера, застрелившего лося  458

В Смоленске завершились Всероссийские соревнования Общества «Динамо» по самбо  632

В Смоленске откроется выставка Пабло Пикассо  355

Смоляне смогут увидеть «Народное искусство Витебщины»  483



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)