Об итогах деятельности Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям в рамках внедрения риск-ориентированного подхода
1 апреля 2016 года распоряжением Правительства РФ утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы. Планом предусмотрено внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых объектах.
Введение дифференцированного подхода к осуществлению Управлением контрольно-надзорной деятельности в 2016 году проходило в следующих направлениях.
Сокращение количества подконтрольных субъектов и отказ от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны Управления, за 2014 – 2016 годы существенно не менялось. Изменению подвергся «качественный» состав объектов, причиной чего явилась динамика развития с/х в части животноводства подконтрольных регионов.
При этом в ходе осуществления Управлением контрольно-надзорной деятельности в отношении стабильно работающих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сформирована история взаимодействия подконтрольного субъекта с контрольным органом, что позволило провести дифференциацию около 80% хозяйствующих субъектов с точки зрения потенциального риска осуществляемой деятельности. Проведенная в 2016 году работа по внедрению системы управления рисками позволила сформировать оптимальный план проверок на 2017 год, учитывающий заданные ограничения.
Сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей.
Анализ количества контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Управлением в 2016 году, показал:
Снижение общего количества проверок на 47% (2022 проверки в 2015 году, 1079 проверок в 2016 году).
Снижение количества плановых проверок на 67% (1043 плановых проверки в 2015 году, 335 – в 2016 году) за счет ограничений в проведении проверок субъектов малого и среднего бизнеса.
Снижение количества внеплановых проверок на 26% (979 внеплановых проверок в 2015 году, 724 – в 2016 году).
Некоторый рост отмечен в отношении проверок, инициированных извне (требования прокуратуры, заявления), тогда как в целом прослеживается тенденция к уменьшению числа внеплановых мероприятий.
Переход от оценки результативности контрольно-надзорных мероприятий, основанной на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к оценке эффективности контрольно-надзорной деятельности, основанной на приведении деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с обязательными требованиями.