Администратор магазина несколько часов не выпускал посетительниц из торгового зала
Администратор магазина несколько часов не выпускал посетительниц из торгового зала. Девушки подали иск в суд
Обиженному покупателю подчас довольно сложно доказать свою правоту. По-своему трактуя закон "О защите прав потребителей", работники торговли устанавливают собственные правила и занимают круговую оборону, мороча головы посетителям.
Без вины виноватые
Накануне Нового года две подруги, Ирина и Наталья (обе - сотрудницы милиции), отправились в один из популярных парфюмерных магазинов в районе улицы Николаева. Используя обеденный перерыв, приятельницы хотели порадовать себя подарками к празднику. Собираясь купить духи, они рассматривали тестеры, открывали хрупкие бутылочки, изучая новые ароматы.
- Нет, этот запах мне не нравится, - обратилась Ирина к подружке, возвращая на стеклянный стеллаж "пробник" причудливой формы.
Не успела она отвернуться, как флакончик соскользнул вниз и раскололся. Тут же, словно из-под земли, возник администратор и предложил растерянной девушке возместить ущерб. За разбитую, наполовину "вынюханную" стекляшку требовали заплатить как за полновесный флакон.
- Покажите мне правила или какие-то документы, в которых указано, что за разбитый "пробник" надо платить столько же, сколько за духи, - обратилась Ирина к представителю торговли. - Или пригласите своего юриста.
Выяснилось, что разгневанная сотрудница магазина как раз и призвана разрешать спорные вопросы. Администратор-консультант безапелляционно заявила, что проблему можно разрешить только двумя способами: либо внести в кассу деньги, либо ждать участкового. Никакие резонные доводы незадачливых покупательниц не действовали на строгую барышню.
- Мы предъявили свои удостоверения, - вспоминает Ирина, - но их чуть ли не отшвырнули. Предложили переписать паспортные данные, чтобы разобраться во всем позже, объясняя, что надо возвращаться на службу. Все было тщетно. Нам лишь милостиво разрешили (если заплатим почти тысячу) забрать каплю духов, не вытекших из полуразбитого тестера. Я, естественно, отказалась.
К "упрямым" покупательницам приставили охранника. Больше трех часов, сгорая от стыда, провели подруги под его присмотром, стоя посреди торгового зала. По словам Ирины, она долго не могла прийти в себя после такого позорища, поэтому впоследствии ей пришлось обращаться к психологу.
Разбираясь в конфликтной ситуации, администрация магазина встала на сторону своих сотрудников и решила привлечь к ответственности "хулиганку", утверждая, что та расколотила тестер специально. Когда в возбуждении уголовного дела было отказано, торговое начальство, не смущаясь, объявило, что претензий к покупателю не имеет. Однако теперь Ирина сама хочет расставить точки над "i". Она подала исковое заявление в суд, считая, что ей причинили моральный вред и чуть не подорвали служебную репутацию.
Когда покупатель прав
По словам прокурора Ленинского района Александра ЛАПИКОВА, оснований для возбуждения против Ирины уголовного дела не было. Что же касается ущерба, причиненного покупателем, то он может возместить лишь реальную сумму ущерба. Стоимость "пробирки" (если она чего-то стоит) отличается от нормального флакона духов. Претензии к хозяевам торгового предприятия по поводу незаконного ограничения свободы покупателя предъявить сложно: в объяснениях охранник и администратор утверждают, что девушки по своей воле оставались три с лишним часа в магазине, ожидая прибытия сотрудника милиции. Охрана была приставлена только из соображений безопасности товара, чтобы покупательницы "не разбили еще чего-нибудь".
- Раньше нормы "естественной убыли" торговых предприятий определяло государство, - говорит начальник отдела защиты прав потребителей Лариса ОМЕЛЬЧЕНКО, - теперь все зависит от совести предпринимателей. Ситуация, в которой оказалась Ирина, рассматривается в рамках гражданско-правовых отношений. Милиция должна выяснять, на каких основаниях девушку заставляли платить за тестер и были ли в действительности документы, подтверждающие, что он обошелся хозяину в ту или иную сумму. Эти обстоятельства легко выяснить, если поднять договорную документацию и накладные от фирмы-поставщика. В большинстве своем парфюмерные "пробники" предоставляются бесплатно.
ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ
Советует юрист Сергей СИМОНОВИЧ:
- Согласно статье 459 Гражданского кодекса Российской Федерации, "риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю". Проще говоря: вещь сдал - вещь принял. В конкретной ситуации товар, предназначенный для продажи, фактически не был предоставлен в распоряжение покупателя. Сотрудник магазина сам определил, что разбит лишь образец. Возмещение ущерба в этом случае определяется статьей 1064, если только потребитель не сумеет доказать свою невиновность.
Лариса ПОЛЯКОВА