Заседание комитета по экономическому развитию и инвестициям. Из отчета Губернатора Смоленской области о результатах деятельности Администрации Смоленской области за 2016 год, в том числе по вопросам, поставленным Смоленской областной Думой
В 2016 году социально-экономическое развитие Смоленской области в целом соответствовало общероссийской динамике. Выше среднероссийских сложились индексы по следующим видам деятельности:
- индекс производства по виду деятельности «производство пищевых продуктов» в 2016 году по сравнению с 2015 годом составил 111,6% (РФ – 102,4%),
- индекс производства по виду деятельности «производство кожи» – 143,4% (РФ – 105,1%), индекс производства по виду деятельности «производство резиновых и пластмассовых изделий» – 106,1% (РФ – 105,4%),
- индекс производства по виду деятельности «производство машин и оборудования» – 129,5% (РФ – 103,8%), индекс производства по виду деятельности «прочие производства» – 104,3% (РФ – 93,8%).
На развитие экономики и социальной сферы области в 2016 году использовано 59,9 млрд. рублей инвестиций, что составило 100,1% (в сопоставимых ценах) к 2015 году.
На протяжении ряда лет отмечается положительная динамика жилищного строительства. Ввод жилья в 2016 году вырос на 22%.
Индекс потребительских цен по Смоленской области за период с января по декабрь 2016 года по отношению к декабрю 2015 года составил 104,7% (ниже на 0,7 процентных пункта, чем по Российской Федерации – 105,4%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2016 год составила 25091 рубль и увеличилась по сравнению с 2015 годом на 6,4%.
В условиях складывающейся экономической ситуации, как в стране, так и в Смоленской области, одним из основных конкурентных преимуществ регионов становится их инвестиционная привлекательность, которая создает ключевые условия развития экономики, способствует решению задач в социальной сфере и вэкономике вцелом.
Для устойчивого поступательного развития экономики, увеличения налоговых поступлений в бюджеты, повышения социального эффекта нужна четкая инвестиционная политика, в том числе, в части создания комфортных условий для бизнеса. Это выражается в системной работе по сокращению бюрократических процедур и административных барьеров, а также в государственной поддержке предпринимательской деятельности.
В 2016 году в рамках реализации мероприятий Инвестиционной стратегии Смоленской области осуществлялись мероприятия, направленные на:
-оказание государственной поддержки крупным предприятиям, субъектам малого и среднего предпринимательства с использованием существующих механизмов;
-формирование новых финансовых механизмов привлечения инвестиций и поддержки инвесторов;
- создание и функционирование инвестиционной инфраструктуры;
- улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие экономики и социальной сферы области в 2016году, возрос на 4,9млрд рублей и составил 59,9 млрд рублей. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 100,1% к 2015 году (по РФ – 99,1%).
В 2016 году на территории Смоленской области продолжалась реализация порядка 25 значимых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций (за весь период реализации) около 60 млрд рублей и социальным эффектом более 9700новых рабочих мест.
В 2016 году принят ряд областных законов, направленных на поддержку инвесторов, реализовавших приоритетные инвестиционные проекты Смоленской области, а именно:
-в целях упрощения процедуры принятия решения о присвоении инвестиционному проекту статуса приоритетного инвестиционного проекта Смоленской области исключена норма обязательного проведения анализа финансового состояния инвестора;
-в целях повышения инвестиционной привлекательности региона, улучшения его конкурентных преимуществ с 2016 года инвесторы начинают применять льготу по налогу на имущество организаций с 1-го числа отчетного (налогового) периода, следующего за датой завершения реализации приоритетного инвестиционного проекта Смоленской области, а не с1-гочисла налогового периода;
В соответствии с областными законами инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области, и инвесторам, реализовавшим приоритетные инвестиционные проекты Смоленской области, предоставляются налоговые льготы в форме освобождения от уплаты налога на имущество организаций и сниженияСТАВКИ
налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, до 13,5%.
Инвесторам, реализовавшим приоритетные проекты в приоритетных видах экономической деятельности, связанных с переработкой льна, производством пищевых продуктов, фармацевтической продукции и медицинского оборудования, электронных и оптических изделий, машин, оборудования, автотранспортных средств, предусмотрено предоставление субсидий в целях возмещения затрат по реализации приоритетного проекта. При этом суммарный объем капитальных вложений по проекту должен составить не менее 3 млрд рублей (без учета НДС) за период реализации приоритетного проекта, количество созданных новых рабочих мест – не менее 200единиц.
Размер государственной поддержки в форме налоговых льгот для реализации одобренных инвестиционных проектов Смоленской области в 2016 году, составил 32,7 млн. рублей. В рамках реализации одобренных проектов в 2016 году создано и сохранено 120 рабочих мест.
В целях содействия развитию инвестиционной деятельности на территории Смоленской области осуществляет деятельность ООО «Корпорация инвестиционного развития». На сегодняшний день Корпорация оказывает содействие в реализации более 70инвестиционных проектов.
В 2015 году Смоленская область приступила к реализации двух приоритетных для Смоленской области проектов по созданию государственных индустриальных парков «Феникс» и «Сафоново». Смоленская область является одним из первых субъектов РФ, где осуществляется не только строительство инфраструктуры сразу двух индустриальных парков, но и параллельно проводится работа по размещению резидентов. Всего на рассмотрении находятся 11 предварительных заявок от предприятий Смоленской области, желающих разместить свои производства на территории индустриального парка «Феникс», и 6 заявок – на территории индустриального парка «Сафоново».
Администрацией Смоленской области в 2016 году была проведена комплексная работа по включению Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства РФ в качестве моногорода первой категории.
В 2016 году в регионе продолжалась активная работа по реализации и совершенствованию мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вступил в действие областной закон о введении в действие патентной системы налогообложения и применении ее индивидуальными предпринимателями на территории Смоленской области. Количество видов деятельности на патентной системе налогообложения увеличено с 47 до 63.
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства принят областной закон об установлении в Смоленской области налоговойСТАВКИ
в размере 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения, который вступил в силу с 1 января 2017 года.
Данная мера поддержки направлена на легализацию «теневой занятости» в сфере образования, IT-услуг, бытовых услуг населению, так как официальное ведение предпринимательской деятельности дает возможность получить финансовую поддержку в форме субсидий, кредитов банков, а также имущественную, консультационную, информационную и прочие виды поддержек.
Принят областной закон о снижении налоговой ставки с 6% до 4,5% для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий.
В рамках реализации мероприятий областной государственной программы в 2016 году значительное внимание уделялось созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, на эти цели было направлено 277,8 млн. рублей, что почти на 55 процентов превышает показатель предыдущего года.
В целях формирования благоприятного бизнес-климата для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности за счет оптимизации регуляторной среды в экономике в Смоленской области внедрены процедуры оценки регулирующего воздействия и экспертизы. Указанные процедуры позволяют как на стадии законодательной инициативы, так и в отношении действующих нормативных правовых актов предотвращать появление избыточных и необоснованных обязанностей, запретов и ограничений для бизнеса, выявлять и снижать издержки предпринимателей, повышать их экономическую эффективность, а также предотвращать возникновение необоснованных расходов бюджетных средств от вводимого правового регулирования. Распространение процедуры ОРВ на муниципальный уровень, начиная с 2017 года, позволит оптимизировать действующие на уровне муниципалитетов механизмы правового регулирования в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.
По итогам 2016 года Смоленская область улучшила позиции в проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации рейтинге регионов по качеству осуществления оценки регулирующего воздействия. Смоленщина вошла в число субъектов Федерации с хорошим уровнем качества проведения оценки регулирующего воздействия и заняла 31-е место в рейтинге, укрепив свои позиции по сравнению с 2015 годом на 22 пункта. Регион находится на 11 месте в Топ-15 регионов с наилучшей динамикой роста по итогам 2016 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №1738-р утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Основополагающими задачами Стандарта развития конкуренции являются:
- реализация потенциала развития рынков на региональном и муниципальном уровне и точек роста экономики, повышение качества потребительского выбора, создание условий для здоровой и добросовестной конкуренции,
-снижение административных барьеров и давления со стороны доминирующих участников рынка, стимулирование инноваций и снижение государственного сектора в экономике.
В Смоленской области проведена большая работа по внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: утверждены перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Смоленской области, план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Смоленской области на 2015 – 2018 годы; определен уполномоченный орган – Департамент экономического развития и проведен ряд других организационных мероприятий.
Развитие и финансирование дорожного хозяйства региона осуществляется в рамках реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014 - 2020 годы. Финансирование основных мероприятий Программы в 2016 году осуществлялось из средств дорожного фонда Смоленской области, а также из средств федерального бюджета. Общий объем финансовых средств, направленных на дорожную деятельность, составил 4,9 млрд рублей.
В 2016 году Администрации региона удалось сохранить маршрутную сеть Смоленской области пригородного и межмуниципального сообщения без сокращения социально значимых маршрутов благодаря предоставлению из областного бюджета перевозчикам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом, субсидий в связи с государственным регулированием тарифов. Так, на автомобильные пассажирские перевозки были выделены субсидии в размере 72 млн. рублей, на железнодорожные пассажирские перевозки – 94 млн. рублей.
Выполнялись мероприятия, направленные на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. В рамках содержания обеспечена сохранность 8,3 тыс. км автодорог и 17,2 тыс. пог.м искусственных дорожных сооружений на них. Выполнены работы по устранению дефектов покрытия на дорогах в объеме 303 тыс. кв.м, произведена замена дорожных знаков в количестве 2110 шт.,нанесена дорожная разметка на 1,8 тыс. километрах опорной сети дорог, произведена замена барьерного ограждения протяженностью 5,1 тыс. пог.м. Протяженность отремонтированных автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в 2016 году составила 47,9 км, что на 37,9 км выше уровня 2015 года.
Также в целях приобретения дорожной техники и иного имущества из дорожного фонда СОГБУ «Смоленскавтодор» было выделено почти 696 млн. рублей. По результатам торгов приобретена специализированная дорожно-строительная техника и средства малой механизации, произведены лизинговые платежи.
Кроме того, в рамках мероприятий Программы в 2016году было предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям Смоленской области для софинансирования их расходов на осуществление дорожной деятельности. Общий объем субсидий удалось увеличить более чем в 3раза по сравнению с 2015 годом. Таким образом, объем указанных субсидий в 2016 году составил 1,5 млрд рублей.
В 2016 году в рамках сотрудничества между Администрацией Смоленской области и Правительством Москвы было заключено соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы бюджету Смоленской области на ремонт автомобильных дорог общего пользования. Объем предоставляемых средств составил 300 млн. рублей. Средства были направлены на предоставление субсидий муниципальным образованиям.
Администрация Смоленской области в 2016 году, как и в 2015 году, осуществляла тесное взаимодействие с федеральными органами власти. Так, в 2016 году из федерального бюджета удалось привлечь в региональный дорожный фонд почти 940 млн. рублей, что на 38% больше по сравнению с 2015 годом.
Введена после реконструкции автомобильная дорога «Смоленск - Вязьма - Зубцов - Дугино - Шаниха» в Сычевском районе протяженностью 4,07 км, а также мост через реку Западная Двина на автодороге Ольша - Велиж - Усвяты - Невель в Велижском районе протяженностью 239,5 пог. м.
В 2016 году за счет средств федерального бюджета осуществлялось строительство автодорожного обхода городаВелижа. Ввод объекта запланирован на конец 2017 года. Объем финансирования составил 440 млн. рублей, освоено – 320,9 млн. рублей. На неполное освоение средств повлияло проведение работ по разминированию участка строительства, решение земельных вопросов, а также подъем воды выше проектных отметок.
В городе Смоленске за счет федеральных средств была выполнена реконструкция Пятницкого путепровода. Объект протяженностью 175 пог.м введен, средства освоены в полном объеме.
В феврале 2016 года подписано соглашение о сотрудничестве между Фондом развития промышленности и Администрацией Смоленской области. Формат подписанного соглашения предусматривает взаимодействие по организационным, правовым, экономическим, финансовым и техническим вопросам, направленным на увеличение объема финансирования промышленных предприятий региона, развитие наилучших доступных технологий и импортозамещения в рамках комплексного экономического развития Смоленской области. Кроме того, совместная работа Администрации региона и Фонда развития промышленности ориентирована на внедрение региональных научно-технических разработок и поддержку экспорта высокотехнологичной продукции.
Фондом развития промышленности предоставлен льготный заем ООО«ЮНИПРОФ» в сумме 50 млн. рублей на реализацию инвестиционного проекта «Импортозамещение продукции по жалюзи». Компания будет выпускать комплекты пластиковой фурнитуры для российских производителей жалюзи. Общая стоимость проекта составит 101 млн. рублей.
В рамках стимулирования развития промышленного потенциала Смоленской области в 2016 году впервые разработана и утверждена областная государственная программа «Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2016-2018 годы. Программой предусмотрено предоставление организациям промышленности субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей.
В прошлом году Смоленская область приняла участие в конкурсном отборе региональных программ развития промышленности в целях предоставления субсидий из федерального бюджета, проводимом Министерством промышленности и торговли российской Федерации. По итогам конкурсного отбора программа Смоленской области заняла почетное 9 место в общей системе рейтинга.
В последние 2 года в Смоленской области фиксировались высокие показатели в жилищном строительстве. По данным Росстата объем ввода жилья в 2015-2016 гг. составил 513,5 тыс. кв. метров и 626,5 тыс. кв. метров соответственно.
По предварительным итогам Росстата, в 2016 году Смоленская область стала первой в Центральном федеральном округе и четвертой в Российской Федерации по росту темпов жилищного строительства. Ввод жилья на душу населения составил 0,65 кв. метров на человека. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся, в среднем, на одного жителя, составила 28 кв. метров.
По предварительным данным Смоленскстата, в 2016 году построено 7797 новых квартир общей площадью 626,5 тыс.кв.метров, что на 22% (на 113 тыс.кв. метров) больше, чем в 2015 году. Доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила 48,5%. Объем ввода жилья экономического класса за 2016годсоставил 373,1тыс.кв.метров или 59,5% к общему объему ввода за 2016 год.
В Смоленской области утверждены схемы территориального планирования всех муниципальных районов, генеральные планы и правила землепользования и застройки всех городских округов и всех городских поселений.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения уровня муниципальных районов и городских округов относится создание и ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Создание таких систем позволит сократить сроки предоставления услуг в сфере градостроительной деятельности: выдачи разрешений на строительство, на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства; выдачи градостроительных планов земельных участков. В настоящее время на территории региона информационная система ведется только на уровне муниципального образования город Смоленск. В 2017 году планируется создать и ввести в эксплуатацию указанные информационные системы в отношении 5муниципальных образований.
Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять отчет к сведению.