Сегодня воскресенье, 31 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 13   
1 марта 2006 года   |   www.smolensk-i.ru   |   Обсудить

Виктор Маслов: "Мы работаем, а не ищем «золотой» шанс"

Это интервью с губернатором Смоленской области Виктором Масловым длилось почти два с половиной часа. Разговор был более чем обстоятельный. Виктор Николаевич даже упрекнул: «Вы мне задаете вопросы крайне тяжелые, требующие длительного обсуждения. Но я одно могу сказать, что они в поле нашего постоянного внимания».
Надеюсь, что читатели «Смоленской газеты» отнесутся к публикуемому сегодня тексту беседы с губернатором предельно внимательно и заинтересованно. Извините за огромный объем статьи. Поверьте, она того стоит, чтобы не экономить на газетной площади. Ибо ответы губернатора на наши «крайне тяжелые» вопросы были максимально откровенными, дающими возможность до тонкостей вникнуть в логику действий областной власти по самым насущным проблемам области.

А еще в этом интервью губернатор впервые прямо ответил на те вопросы, которые многие ему хотели задать, но, как нынче принято говорить, не задали из-за их неполиткорректности…

О «железном» шансе

- Вашу поездку в Москву в конце минувшего года и встречу с Ю.М. Лужковым одна из столичных газет оценила как «железный шанс для смоленской экономики». Понятное дело, москвичи любят преувеличить свою роль в развитии регионов, но если отвлечься от конкретной темы и просто использовать этот образ, то в чем вы видите «железный», а может быть, и «золотой» (если, конечно, он у нас есть) шанс для смоленской экономики в плане стратегии на перспективу?

- Я не хотел бы, размышляя об экономике, использовать такие понятия, как «золотой» или «железный» шанс. Мы говорим о приоритетных направлениях. Тех направлениях, которые дадут наибольший эффект, которые наиболее эффективны в плане организации рентабельных производств, расширения числа рабочих мест. Мы живем в условиях рынка, поэтому любое новое начинание должно увязываться прежде всего с его рентабельностью.

На сегодняшний день очень хорошие перспективы развития экономики Смоленщины увязаны с нашей географией. У нас очень хорошо развитая транспортная сеть, очень хорошая энергообеспеченность. У нас есть граница (пусть и условная) с Республикой Беларусь. Это тот рубеж, который является последним перед Европой. Естественно, мы не имеем права этот фактор не учитывать, стараемся максимально его использовать.

Поэтому в первую очередь наши усилия направлены на то, чтобы раскрыть географический статус региона. То есть максимально содействовать строительству таможенных терминалов, оптово-распределительных центров, развитию предприятий, которые занимаются транспортировкой грузов.

Скажу откровенно: процесс этот идет очень трудно, что объясняется целым рядом объективных факторов. Основной из них – то, что в середине 90-х годов центр тяжести в этой сфере был перемещен (искусственно, на мой взгляд) в Москву и Подмосковье. Но тем не менее сейчас уже идут активные переговоры, и есть реальные наработки, позволяющие говорить о том, что кое-какие ниши в этом направлении мы будем перемещать к себе в регион. Это позволит нам увеличить наполняемость бюджета, создать значительное число новых рабочих мест, серьезно укрепит имидж региона.

Одновременно с нашей географией связано и такое приоритетное направление экономического развития, как производство строительных материалов. Мы находимся рядом с огромным мегаполисом - Москвой, рынок которой практически неограничен по потреблению. С учетом того, что сейчас начинает реализовываться национальный проект «Доступное жилье», востребованность дешевых, но качественных строительных материалов очень и очень высока. У нас к этому есть все условия: хорошее месторождение глины, песчано-гравийных смесей. У нас реальные перспективы к созданию производств, которые будут выпускать столярные изделия для строительного комплекса. Тема эта очень интересная, она уже сейчас находит реальное претворение в жизнь.

Правда, есть нюанс, который, к сожалению, весь этот процесс очень сильно тормозит и который, к сожалению, мы никак не можем развязать, расшить, разрешить – любое слово в этом случае мы можем применить. Он связан с объемами газа, которые область реально может получить. К сожалению, все газопроводы, проходящие по территории региона, наполнены экспортной составляющей, и очень сильно наполнены. Та дельта, которая оставляется нам для регионального потребления, в том числе и коммерческий газ, очень и очень мала. Это серьезно сдерживает запуск, проектирование и строительство новых кирпичных заводов и целой серии других предприятий.

Если продолжить тему выгодного географического положения области и того, что она характеризуется стабильной социально-политической ситуацией, у нас нет никаких предпосылок к межнациональной и межконфессиональной розни, никаких предпосылок к каким-то центробежным тенденциям, то нельзя не отметить, что Смоленщина становится все более интересна для людей, которые сейчас работают «на северах» и кто имеет желание переехать в центр России. Это обуславливает наше понимание необходимости резкой активизации строительства жилья в регионе. В том числе и строительства коммерческого жилья, которое будет востребовано не только смолянами, но и гражданами из других регионов России. Поэтому, естественно, мы увязываем многие параметры развития экономики региона и с развитием современного строительного комплекса.

- А если вернуться к теме участия Москвы в развитии региона?

- Наиболее активно оно представлено в строительстве жилья. Но надо сказать откровенно, что в данном случае Москва преследует прежде всего свои экономические интересы. В Москве на определенном этапе строительство получило бурное развитие, а сейчас многие мощные компании уже испытывают трудности в получении земельных участков в столице. Поэтому они начинают активно искать возможности расширения своего присутствия в других регионах. Это их устремление в целом совпадает и с нашими инициативами, и с инициативами правительства Москвы.

Однако сегодня для нас ситуация в принципе изменилась. Если примерно пять лет назад это стремление столичных строительных компаний однозначно воспринималось нами как благо, то сейчас мы все подобные предложения однозначно рассматриваем как бизнес, в котором наши строительные компании тоже могут и должны участвовать. Как бизнес, в котором дома одинаково успешно могут быть построены и нашими собственными силами. Ведь сейчас есть возможность у банков предоставлять кредиты, есть другие ресурсы для развития регионального строительного комплекса.

Сегодня идет переговорный процесс с рядом строительных компаний Москвы в рамках реализации того соглашения, которое было подписано нами в декабре минувшего года с Юрием Михайловичем Лужковым. Скажу откровенно, переговоры идут достаточно трудно, поскольку москвичи желают получить земельный участок, построить комфортное жилье и продать его, чтобы получить свою прибыль. И, естественно, не стремятся решить те проблемы, которые есть в Смоленске, - проблемы, связанные с инженерными коммуникациями, расселением людей из ветхого жилья, другие факторы, которые финансово значительно отягощают проект. Они хотят получать проекты, если так можно выразиться, чистыми.

Мы не соглашаемся с таким подходом. Ведь и наши смоленские компании тоже хотят получать такие же земельные участки и строить жилье. Поэтому уважаемым москвичам мы говорим: друзья, мы вам даем земельный участок под комплексную застройку, но будьте добры обязательно предусмотреть в проекте и социальную сферу – строительство школы, больницы, отселение людей из бараков и так далее. Процесс переговоров идет трудно. Пока он в достаточно неопределенном состоянии. Но мы четко стоим на своей позиции: мы должны в первую очередь отстаивать интересы региона, города Смоленска и интересы тех строительных структур, которые зарегистрированы на территории области.

- Крупное промышленное строительство остается в приоритетных направлениях развития экономики области?

- Безусловно. У нас достаточно интенсивно развивается технопарк в городе Гагарине. В регионе уже представлены компании Германии, Франции, Польши, которые ведут строительство предприятий. В стадии завершения строительство в Рославле второй очереди АО «Ситалл» с участием французской фирмы «Сан-габен». Это масштабные проекты, которые будут оказывать серьезное влияние на показатели экономического развития региона в целом.

Мы продолжаем убеждать федеральный центр в необходимости уже сейчас разрабатывать проект второй очереди Смоленской атомной станции. Считаю это принципиальным и крайне важным для региона.

Естественно, мы много внимания уделяем газификации области. Ведь газификация – это и повышение качества жизни людей, и развитие нашей промышленности. Меня удовлетворяют те темпы, которыми сейчас идет газификация области. Единственное, что нас волнует и о чем я уже сказал выше, - это объемы поставок газа, в том числе коммерческого.

Есть и ряд других направлений, которые могут и должны создать нам условия для качественного роста экономических показателей.

Об инвестициях и земельном переделе

- Не ослабевают ли связи Смоленщины и сопредельных с Москвой регионов, всё более ориентирующихся в бизнесе на столицу?

- Рыночные отношения в сфере экономики сами все регулируют. Здесь в принципе власти не надо особенно напрягаться и что-то придумывать. Бизнес-сообщество достаточно активно само находит те направления сотрудничества, которые представляют взаимный интерес. Сейчас, наверное, глупо призывать - давайте искать основы сотрудничества, например, с Тверской областью. Зачем это делать? Если есть экономический интерес и если есть основа для каких-то общих планов, то они будут реализованы даже без участия власти. Власти надо создавать условия, чтобы эти интересы находили себя и чтобы не было слишком много барьеров для их конкретной реализации.

Поэтому мы и определили для себя: мы должны сделать область прозрачной, открытой, безопасной для бизнеса. Мы должны дать людям возможность реально убедиться в том, что на территории Смоленской области можно работать спокойно, без каких-то «предварительных условий», без какого-то давления, без каких-то искусственных сдержек того или иного бизнес-процесса, исходящих из каких-то непонятных целей. Мне представляется, что в этом плане нынешняя Смоленская область очень выгодно отличается от той Смоленской области, которая воспринималась бизнес-сообществом несколько лет назад. Это очень важно.

- В мае в Смоленске планируется международный инвестиционный форум. Чего вы ожидаете от него?

- Во-первых, сразу четко скажу, что этот форум не создаст какую-то дополнительную нагрузку на областной бюджет: основная финансовая составляющая будет сформирована за счет спонсорской поддержки. Второе. На этом форуме мы хотим еще раз громко, с максимальным привлечением всех заинтересованных сторон рассказать об инвестиционных перспективах и возможностях нашего региона. Тех приоритетных направлениях, которые могут быть реализованы, в том числе и с привлечением иностранных инвесторов. У нас составлен целый каталог такого рода предложений.

Для целенаправленной системной работы по доведению этих предложений до бизнес-сообщества просто необходимы такого рода мероприятия. Они проводятся практически во всех субъектах Федерации. Это признак хорошего тона, хорошей подготовки власти региона и к инвестиционным предложениям, и к реализации своей инвестиционной политики. Вот и Смоленщина дошла до того, что готова и предложить, и организовать такой форум.

- Но здесь, согласитесь, возникают некоторые сложности, связанные с новациями в сфере местного самоуправления. Как будет строиться инвестиционная политика области в свете закона о местном самоуправлении? Ведь практически все инвестиционные площадки расположены на территории муниципальных образований. Какова роль в этом процессе региональной власти?

- Мы выработали такую формулу: максимальная централизация и максимально вертикально структурируемая система работы с инвестиционными проектами. Вся инвестиционная политика и вся деятельность власти, направленная на развитие экономики региона, - это неразрывные понятия. Поэтому работа будет сосредоточена в Департаменте экономического развития. Мы пришли к пониманию того, что в первую очередь необходимо обеспечить именно централизацию и централизованную обработку всех тех предложений, которые нарабатываются на уровне других департаментов Администрации и в муниципальных образованиях.

Почему? Если посмотреть на этот процесс, то кому-то покажется - чего может быть проще: приехал бизнесмен, привез миллион долларов, вместе с ним определи кусок земли, и пусть он там строит завод. Но по жизни все гораздо сложнее. Очень много тонкостей, нюансов именно в законодательном обеспечении этого процесса. Тонкостей и нюансов, которые требуют глубокого и детального знания правовых и распорядительных документов. Специалистов, владеющих всеми этими нюансами, к сожалению, очень мало. Даже в областной Администрации их очень мало. Сейчас мы усиленно работаем над пополнением штата таких специалистов. В каждом муниципальном образовании мы не можем организовать подобную рабочую группу по юридическому сопровождению инвестиционных проектов, это просто абсурд. Поэтому мы создаем централизованную структуру в рамках областной Администрации. Эта структура будет впитывать в себя все предложения, будет отсеивать, выбраковывать, выбирать наиболее рациональные, наиболее реальные, исходя из своего понимания общей ситуации, исходя из той базы данных и доступа к информации в целом, которая у нее есть. А после этого эта же группа - группа сопровождения того или иного инвестиционного проекта - начинает проработку с заинтересованными уровнями власти у нас в регионе – с теми же муниципальными образованиями или даже сельскими поселениями всего того, что связано с выделением земли, трудовыми ресурсами, энергообеспеченностью. То есть инвестиционные инициативы, которые будут рождаться на уровне муниципальных образований и сельских поселений, будут сначала как бы подниматься вверх для их профессиональной обработки, а потом спускаться назад в профессионально грамотно обработанном виде для непосредственной реализации.

- Вас не беспокоит ситуация с массовой неконтролируемой скупкой земли в Гагаринском, Вяземском, ряде других районов? Ведь могут появиться интересные инвестиционные идеи для этих районов, но мы окажемся перед фактом, что земля уже не наша…

- Я бы не сказал, что процесс абсолютно неконтролируемый. Он контролируется. Но, конечно, рычагов влияния на него у нас крайне мало. Ведь речь идет о скупке собственности, а у людей есть право продажи своих земельных паев. И никто не имеет права запретить им это сделать. Хотя местные власти, исходя из понимания, что есть определенные зоны, представляющие стратегический интерес, конечно, этот процесс в определенной мере сдерживают, резервируют за собой стратегически важные участки земли, работают с пайщиками. Так что особо страшного, на мой взгляд, пока ничего не происходит.

Но в целом вы правы - есть тенденция, которая и волнует, и заставляет размышлять о том, что мы будем в перспективе противопо-ставлять этому процессу. Ведь очевидно, что земля скупается не для того, чтобы на ней что-то строить или восстанавливать сельхозпроизводство. Во многих случаях она скупается для того, чтобы вложить деньги и спекулировать. А земля как стояла без дела, так и стоит.

Что нами предпринимается? Совместно с федеральными структурами мы начинаем тщательно прорабатывать вопросы, связанные с собственностью земли, с перспективами ее резервирования за региональной властью на тех направлениях, которые действительно могут быть стратегическими. Например, участки вдоль трассы «М-1» Москва – Минск, участки, на которых, возможно, будет проходить новое дорожное строительство, участки, где, возможно, будет проходить строительство крупных промышленных объектов. Их мы будем постепенно резервировать за областной властью. Мы уже создаем совместные структуры с предприятиями, ведущими кадастровый учет и оценку этих земель. Совместно начинаем вырабатывать свою стратегию и через них влиять на процесс.

Но нельзя забывать, что у нас есть и механизм отъема земли, если люди покупают ее, например, под развитие фермерских хозяйств или на условиях воспроизводства сельхозпродукции, а реально ничего на ней не делают. В этом случае мы имеем право изъять землю. И будем изымать.

О «Газпроме» и Чубайсе

- Позвольте вернуться к теме газификации. По-прежнему наиболее острой для людей остается проблема разводки систем газоснабжения непосредственно до домов в сельской местности. У жителей деревень денег на это явно не хватит. У бюджетов сельских поселений – тоже. Какой может быть выход?

- Вопрос газификации населенных пунктов - очень трудный вопрос. Не в том плане, что надо делать, а в том, что будет завтра. Есть деревеньки в которых живут по десять бабушек и дедушек, которые, к сожалению, когда-то уйдут из этой жизни, и молодежь туда уже никогда не приедет. А мы протащили туда трубу, сделали разводку…

Нам постоянно ставят в укор: вы просто деньги закапываете! И второе. Я еще раз хотел бы обозначить, что у нас нет проблем с поставкой газа для населения в полном объеме. У нас есть проблемы с поставкой газа для промышленных предприятий. По населению все квоты, все объемы, которые нам необходимы, «Газпром» выполняет на 100%. Что же касается разводки, какую тут применить тактику…

- Тупик?

- Я бы не сказал так, что тупик. В принципе, когда появляется труба в районе деревни или поселка, постепенно, но у всех в домах появляется газ. Люди находят эти деньги. Иногда даже очень быстро находят…

Вообще, вопрос очень интересный. Для меня даже в какой-то степени неожиданный, потому что я знаю, что есть проблема, знаю, что у людей на селе материальное положение крайне плохое. Но я знаю и о том, что, когда приходит газ, люди находят деньги и делают разводку. Но при этом все говорят – помогите, дайте…

- Наверное, помочь найти деньги должны власти сельских поселений?

- Их задача - даже не помогать искать деньги, а помочь на первом этапе соорганизовать людей. А через эту соорганизацию все пройдет гораздо быстрей и более экономно. Потому что, если группа людей дает заявку на тот или иной проект, он обойдется гораздо дешевле. И, что самое важное, гораздо быстрей. И, конечно, руководители сельских поселений, депутаты этого уровня должны думать о возможности нахождения финансового ресурса, который поможет людям хоть как-то снизить финансовую нагрузку на семейный бюджет. Но пока…

Честно скажу: тема для меня сложная. Она ведь касается частной собственности людей. Конечно, помогать надо. Но и людям надо думать, как самим свою жизнь обустраивать. Те времена, когда дядя ходил с тарелочкой и предлагал – бери денег, сколько надо, и всё было на основе бесплатности, закончились. Рассчитывать на то, что кто-то будет всё тебе делать, а ты будешь лежать на боку, - эти времена прошли.

- Вас некоторые из оппозиционеров называют чуть ли не «другом Чубайса»…

- Согласитесь, что вся практика, которая была очевидна для населения области в течение этих почти четырех лет, свидетельствует о том, что каких-то особых отношений региональной власти со структурами Чубайса, если так можно выразиться, не было и нет. Показательный пример тому: СПС на выборах в Госдуму у нас получил самый низкий процент по России. Это, наверное, свидетельствует о том, что административный ресурс никоим образом не был заряжен на помощь Чубайсу…

- Речь только об экономике.

- С РАО ЕЭС у нас деловые, нормальные отношения. Мы нашли варианты разрешения тех проблем, которые накопились в регионе. Они на сегодняшний день на 99% все решены. У нас подписаны все соглашения и, образно говоря, проведены все взаимозачеты в финансовой сфере.

- Но есть одна проблема. Михаил Хвостанцев несколько раз публично озвучивал свои планы по введению новой схемы оплаты потерь во внутридомовых сетях многоквартирных домов, согласно которым будет учитываться разница между общим потреблением и суммарными показаниями внутриквартирных счетчиков, а оплата этой разницы будет распределяться между жильцами. Федеральное законодательство этот вопрос в явном виде не регламентирует. Планируется ли принятие каких-либо областных нормативных актов по этому поводу? Ведь озвученная Хвостанцевым цена вопроса – сотни миллионов рублей в год.

- Мы сейчас анализируем эти предложения. Это не единственный вариант. Мы внимательно все их рассматриваем. Пока наша позиция окончательно не сформирована.

- Многих волнует и тема возможного отключения уличного освещения…

- Действительно, было несколько публичных заявлений М.А. Хвостанцева, что он чуть ли не бесплатно освещает весь регион и что мы не платим ему за это. Здесь он лукавит. Ситуация таким образом сложилась не из-за того, что Администрация не платит, и не из-за того, что у нас денег нет. У нас заложены под это соответствующие финансовые ресурсы. Но мы столкнулись с новой инициативой уважаемого Михаила Аркадьевича, суть которой в том, что он в один договор заложил и плату за освещение, и плату за техническое обслуживание сетей освещения. То есть содержание столбов, фонарей, замену лампочек. И заложил такую сумму, которая нам была просто непонятна. Естественно, если мы не понимаем, за что с нас хотят взять деньги, мы такого рода документы подписывать не стали и не будем их подписывать.

На сегодняшний день после многочисленных переговоров Хвостанцев отказался от своей позиции, и договоры разнесены на два потока: будет договор за освещение и договор за техническое обслуживание. Мы ему сказали: как только будет подписан договор по освещению, как только пойдут первые платежки, деньги немедленно будут выплачены, никаких проблем нет.

То есть мы опять столкнулись с инициативой решать свои проблемы, увязывая с ними какие-то другие составляющие. Причем, что самое опасное, составляющие, имеющие отношение к социальной сфере. Мы на это никогда не пойдем. Но, исходя из наших переговоров с Михаилом Аркадьевичем, эти проблемы тоже сняты. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть, что идет рабочий диалог, который периодически связан с определенными эмоциональными высказываниями той или иной стороны. Но это рабочий диалог, который, я абсолютно убежден, в результате будет иметь нормальный, продуманный договор, отвечающий как интересам Смоленского региона, так и структурам РАО ЕЭС.

О трудовых ресурсах и… надеждах на китайцев

- На Смоленщине очень высокий уровень смертности и один из самых низких уровней рождаемости. Но ведь по уровню жизни, если верить официальной статистике, наши показатели весьма приличные. Чем, на ваш взгляд, обусловлено такое противоречие?

- Во Франции очень высокий уровень жизни, а с рождаемостью крайне тяжелая ситуация, как и у нас. Здесь, наверное, проблема увязываться должна не только с бытовыми условиями, многоаспектный подход должен быть.

Нас очень тревожит состояние демографии в Смоленском регионе, поэтому мы говорим, что власти необходимо акцентировать свое внимание в первую очередь на здоровье населения. Поэтому мы строим диагностический центр, самым активным образом участвуем в реализации национального проекта по здравоохранению. Мы исходим из четкого понимания того, что если этого не делать, то всё, что мы планируем в стратегии развития экономики региона, не реализуем, потому что у нас просто не будет для этого трудовых ресурсов.

Ваш вопрос в какой-то степени даже философский. Наверное, те потрясения, которые испытали люди в годы перестройки и в начале 90-х годов, сформировали у людей чувство неуверенности в завтрашнем дне. Это чувство, естественно, очень сдерживает демографическую ситуацию. И, конечно, уровень материального благосостояния, несмотря на то, что он растет. Посмотрев телевизор, те же молодые люди видят, что есть еще более хорошая, привлекательная для них жизнь. И им хочется насладиться именно такой жизнью. И они в результате откладывают тяготы семейного быта, вызванные, в первую очередь, появлением ребенка, на завтрашний день. Эгоизм, конечно, определенный процветает. Молодые люди думают в первую очередь о себе и стараются свою жизнь прожить более весело и эмоционально, не утруждая себя какими-то семейными хлопотами.

Но самый сильный удар по демографическим показателям – это, конечно, продолжительность жизни. А на нее влияют и алкоголизм, и наркомания, и употребление суррогатов. Да и в целом образ жизни, полный каждодневных стрессов, борьбы за выживание. Но это не только беда Смоленской области, это беда и всей России. Те показатели, которые мы видим, меня очень волнуют…

- А как вы относитесь к идее введения налога на бездетность?

- Скептически отношусь. Это не те деньги, которые заставят человека отказаться от того образа жизни, к которому он привык. Радикально может изменить ситуацию наличие доступного, комфортного и дешевого жилья, наличие высокооплачиваемой работы, стабильная обстановка в обществе, отсутствие разного рода горячих точек, межнациональных конфликтов. В обществе должно быть ощущение здоровой, хорошей перспективы завтрашнего дня. И, разумеется, общество должно быть сориентировано (может быть, я пафосные слова скажу) на такие понятия, как любовь к Родине, патриотизм. А это ж вымывалось у нас, и очень активно вымывалось! Только такие подходы, принципы могут радикально поменять демографическую ситуацию. А налог – это тот минимум, который даже и не будет замечен.

- Вы говорите о дефиците трудовых ресурсов. С будущего года Правительство намерено передать Службу занятости населения из федерального ведения в регионы. Это поможет лучше решать проблемы на рынке труда?

- В целом, если оценивать эту инициативу федерального центра, я думаю, плюсов будет больше, чем минусов. Потому что у нас появится реальная возможность влиять на ситуацию на рынке труда. А самое главное, у региональной власти появится реальная заинтересованность менять эту ситуацию к лучшему. Потому что издержки безработицы будут ложиться на региональный бюджет, а мы стремимся, чтоб этих издержек было меньше. Поэтому тот круг чиновников, который будет отвечать за эту работу, на мой взгляд, будет работать более целенаправленно и эффективно.

То, что касается в целом трудовых ресурсов, то у нас ведь вообще парадоксальная ситуация. В области свыше 40 тысяч человек, которые нуждаются в работе, официально задекларированы в качестве нуждающихся. Но когда предлагается работа, людей нет. То есть идет выбор, поиск того, что тебя больше всего устраивает, а не просто так, чтобы пойти и зарабатывать деньги. С одной стороны, это нормальное явление, это объективный процесс. А с другой, это говорит о том, что отсутствие работы - не такая уж и острая проблема в жизни этих людей. У нас есть тому примеры и по Руднянскому, и по Гагаринскому районам. У людей нет работы, им предлагается достаточно высокий уровень заработной платы, а они говорят – нам этого не надо. Кто-то уже привык жить на пенсию бабушки, кто-то просто не хочет работать, ну а кого-то и характер работы не устраивает. Конечно, региональная власть должна учитывать эти настроения, учитывать их дифференциацию. И под определенные категории людей разрабатывать те планы, которые будут позволять обеспечивать их пожелания, но и убеждать, что эту работу надо на себя взвалить, а не тунеядствовать, будем так говорить.

Трудовые ресурсы, конечно, на сегодняшний день очень серьезно определяют перспективы развития экономики региона. Многие проекты, которые сейчас в стадии разработки, могут быть нереализованными из-за того, что мы не подберем трудовые ресурсы. Я уже говорил о ситуации, связанной с «Фольксваген-групп». По всем параметрам мы им подходим – и по энергообеспеченности, и по местоположению. А вот квалификация рабочей силы, обеспечение подготовки и самое главное – наличие этой трудовой рабочей силы вызывают у наших немецких партнеров большие сомнения. И у нас тоже.

- Что делать?

- Некоторые предлагают мигрантов привлекать. Я полагаю, что это крайний выход, который не дает нам перспективы. Опять же мы возвращаемся к теме демографической ситуации в регионе, к вопросам, связанным с обеспечением более быстрого прироста населения. Тема трудная. Вообще вы мне задаете вопросы крайне тяжелые, требующие длительного обсуждения.

Но я одно могу сказать, что они в поле нашего постоянного внимания.

- Если уж разговор о трудных темах, то, пожалуйста, внесите ясность в планы с привлечением на Смоленщину китайцев в качестве рабочей силы. С одной стороны, они, конечно, могут быть примером трудолюбия, но с другой - многие опасаются их экспансии.

- Да, они могут многое дать и в плане экономики, и в плане демонстрации того, как надо работать.

Речь идет в первую очередь о привлечении финансовых инвестиций в строительство ряда комплексов, которые будут интересны в том числе и для китайского бизнеса. Моя поездка прошлой осенью в Китай в основном предусматривала цель переговоров по строительству крупного оптово-распределительного центра на территории Смоленской области с участием китайского капитала и с последующим задействованием китайских бизнес-структур в использовании этого терминала для продвижения своей продукции как на территорию региона, центральной части России, так и в Европу.

Такого рода структуры уже есть. Они сосредоточены в Подмосковье, Москве. Мы знаем, что многих представителей китайской стороны то положение дел, которое сейчас есть, не устраивает. И, наверное, правильно, экономически оправдано внести наши предложения, чтобы эти бизнес-структуры перетянуть к нам, на территорию региона.

Четко заявляю: речь не идет о том, что мы десятки тысяч китайцев привезем сюда, они заполонят нашу землю, будут здесь как хозяева. Нет! Я еще раз повторяю: речь идет об использовании финансового ресурса китайской стороны для того, чтобы силами наших рабочих, строительных организаций построить крупный таможенный терминальный центр, который будет заниматься распределением продукции Китайской Республики.

Перспективы развития экономического сотрудничества с Китаем очень хорошие, это ни у кого не вызывает сомнения. Этот год объявлен годом России в Китае. Ожидается поездка в Китай Президента Путина, большой делегации Правительства России. Будет спланирована целая серия презентаций регионов на территории Китая. В том числе и Смоленской области. Я абсолютно убежден в том, что этот процесс правильный. Нам надо ориентироваться не только на Европу и не только на Америку, как когда-то это было. Какой результат мы получили, уже видно. Надо ориентироваться и на Восток. Глупо не использовать их опыт, их финансовые ресурсы, для того чтобы изменить положение дел в нашей экономике. К сожалению, оно не так хорошо, чтобы всем нам громко заявлять: нам китайские партнеры в бизнесе не нужны, мы сами справимся. Глупо так заявлять. А оценки, которые некоторыми даются, что, мол, Китай все здесь заполонит, я считаю некомпетентными и с душком шовинизма.

Кстати, в качестве юмора могу сказать, что многие женщины сельских поселений на встречах со мной говорили: скорей бы приехали китайцы, хоть бы научили наших мужиков не пить, а работать…

- А насколько верны разговоры об аренде китайцами нескольких десятков тысяч гектаров земли в Вяземском районе для организации производства сельхозпродукции?

- Да, у нас есть идея сделать сельскохозяйственный кооператив на территории одного из за-брошенных хозяйств, которое в свое время относилось к федеральной собственности, а сейчас никому не нужно. Там люди без работы, все брошено, разваливается. Есть идея на территории этого хозяйства сделать сельхозкооператив, где, возможно, будут работать и китайские рабочие. Кооператив, который будет заниматься выращиванием сельхозпродукции, поставит современную ферму, где будет молоко перерабатываться. Опять же не вижу в этом ничего плохого. Это даст возможность тем людям, которые там сейчас живут вообще без перспективы, получить работу. Муниципальное образование получит дополнительные поступления в свой бюджет. А мы все получим возможность увидеть, как надо организовывать эффективное сельхозпроизводство. И всё! Ни о каком захвате сотен тысяч гектаров земли, ни о какой распродаже нашего национального достояния речи и быть не может.

Тем, кто в противниках этой идеи, я бы посоветовал задуматься вот над чем. Не всё просто. Не очень-то хотят к нам ехать с инвестициями. Не очень-то хотят вкладывать деньги. Чтоб не сложилось у кого-то представление – поманили пальчиком, и все сразу к нам побежали. Никто не хочет бежать, никому это особенно и не надо…

О “лесном рецепте” от болезней АПК

- Агропромышленный комплекс был и остается одной из самых больных тем. Ваша позиция – вкладывать деньги только в перспективные проекты – хорошо известна. Но, может быть, стоило бы вспомнить не только о крупных, но и о фермерских, хуторских хозяйствах?

- Может, и стоит. Но опять же мы все должны исходить из понимания того, что будет на выходе. Будет ли рентабельность в работе того или иного фермерского хозяйства? Вопрос рентабельности на территории региона - номер один, с учетом того, какие у нас погодные условия, какое качество земли, дороговизна ГСМ, техники. Я все-таки убежден, что в наших условиях более предпочтительна коллективная форма хозяйствования на селе. Это вне всяких сомнений.

Но опять-таки мы можем много говорить о необходимости возрождения того или иного хозяйства в том или ином районе. Однако, если это не будет подкреплено реальными проектами, ничего не получится. У нас есть хорошие примеры хозяйств, которые имеют законченный цикл переработки сельхозпродукции, выстраивают свой бизнес по современным методам. Я не могу не сказать о том же «ТАСИС-Агро», которое буквально на ровном месте, из ничего создало крупнейший агрохолдинг. Но, к сожалению, таких примеров не так много. И опять-таки многое здесь упирается и в качество наших руководящих звеньев, и в качество трудовых ресурсов, и в качество той земли, на которой люди живут и работают.

А вообще, как ни грустно это признавать, не будет у нас рентабельного сельского хозяйства. Никогда мы не сможем выгодно продавать свою продукцию в условиях рынка, исходя из той рентабельности, которая у нас есть. А тогда зачем сеять? Зачем деньги палить, если работаем в убыток себе? И всё из-за того, что у нас крайне плохие климатические условия, крайне плохая земля. Нам вырастить одну тонну зерна обходится в три раза дороже, чем в Курской области. О чём тогда вообще говорить?!

А вот хвойный лес у нас растет хорошо. Я бы, будь моя воля, создал бы на Смоленщине десятка три бригад из мужиков (пусть даже пьющих, пусть они там по часу работают), которым дал бы семена и саженцы деревьев, чтобы засеяли они все наши заброшенные поля хвойным лесом. И чтобы потом этот лес растили, обрабатывали. Лет за 20 все зарастет, будет прекрасный хвойный лес, потомки нам скажут спасибо. И мужики будут при работе. Да и под Киотский протокол (международный договор, предусматривающий меры, препятствующие глобальному потеплению климата на Земле. – Прим. авт.) получить на это благое дело немалые деньги можно. На них посадить лес, а через 30 лет начать его пилить. Тем более что цена на древесину растет постоянно. Это моя личная позиция.

- Да за такие вольные мысли аграрное лобби вас, извините, заклюет!

- Ну, знаете, волков бояться – в лес не ходить…

Эту идею я уже как-то озвучивал. Кстати, в Америке до определенной широты вообще сельским хозяйством никто не занимается, потому что понимают - это абсурдно. Там занимаются чем-то другим. А у нас чуть не за Полярным кругом пытаются кукурузу выращивать. И еще упрекают: агропромышленный комплекс не загружен!

Да, я понимаю, что сейчас нечем занять людей на селе. Но, с другой стороны, те, кто упрекает, должны наконец-таки понять, что живем мы все уже не при социализме, а в рынке. Давайте тогда находить компромиссы!

Знают ли наши профессиональные плакальщики за село, что федеральный центр, принимая и разрабатывая 131-й закон о местном самоуправлении, четко записал, что управление сельским хозяйством с районного уровня должно быть удалено и передано областной власти? И ограничиться: а) проведением выставок, б) обучением, в) обменом опытом. И всё! Никакого контроля, как ты там пашешь и что ты там сеешь, не должно быть вообще. Забудь! Это частный сектор экономики, власти там делать нечего.

Мы, естественно, увидев это, сразу же забили тревогу и сказали, что все равно будем делегировать полномочия управления сельским хозяйством на районный уровень. И министр Гордеев нас в этом поддержал. Он прекрасно понимает, что сельскому хозяйству хана, если его не контролировать с позиций района. Там тогда вообще все сопьются и перестанут что-либо делать…

Но государство-то уже об этом объявило! Поэтому вопрос очень сложный. Пока - тупик. Выживет сильнейший. Это как в джунглях: сильный, напористый, деловой найдет, как выжить. Сейчас, кто думает о завтрашнем дне, уже бегают, выкручиваются как-то. И, несмотря на законодательную и прочую неразбериху, всё у них получается. Вот, например, Саша Игнатенков. У него все получается, потому что он думает, он бегает. Но таких руководителей на селе, давайте уж будем до конца откровенными, мало. У нас больше тех, кто привык жить по принципу: дай ему миллион, он «грамотно» распределит его, а ферма как была без крыши, так и останется. Потому что его это не волнует. Или будет молоко сдавать москвичам, получая на этом свой «кэш» и даже не думая, как бы ему хотя бы примитивную переработку этого молока наладить.

О муниципальных проблемах

- Ваши первые оценки того, как пошла в области реформа местного самоуправления?

- Проблемы есть, но я бы не относил их к категории серьезных. Проблемы, связанные с увязыванием интересов, в какой-то степени с увязыванием финансовых ресурсов. В целом управляемость не потеряна. Мы при делегировании полномочий многие важнейшие моменты оставили на муниципальном уровне. Идет притирка механизмов.

- В Рославле, Ярцеве и Сафонове главы районов одновременно стали и мэрами райцентров. Вы не считаете, что рано или поздно эти руководители встанут перед выбором, кому отдать предпочтение в распределении финансовых ресурсов – городу или сельским поселениям. Очевидно, что приоритет будет отдан городу. И тогда может получиться, что в ответе перед селянами опять окажется областная власть…

- Я не боюсь такой ситуации, потому что уверен – ее не будет. В этом плане есть серьезные сдержки и противовесы, потому что изначально установки по распределению бюджета даем мы. И контролируем выполнение этих установок достаточно жестко. То есть вольностей в распределении денежных потоков у них нет и не будет. И это не только касательно уровня муниципального образования город – район, но и район – сельское поселение. У всех четко прописаны достаточно жесткие механизмы квотирования финансовых ресурсов под те цели, которые определены. Так что вольность - хочу, дам городу, а району урежу - просто недопустима.

И, конечно, не забывайте, что у нас есть представительные органы местного самоуправления, которые отстаивают интересы и города, и района. У них-то независимость в отстаивании интересов жителей всего района присутствует! Они не совмещают должности и там, и там. Поэтому функции контроля будут на уровне депутатов, мне представляется, весьма действенными и принципиальными.

- Похоже, что в Вязьме назревает конфликт между молодым и горячим новым главой администрации района и местными законодателями?

- Зуев у нас действительно, если можно так выразиться, руководитель новой волны. Человек, который работал в бизнесе, с определенными взглядами, принципами, несколько отличающимися от руководителей старой формации. И, конечно, многими из нас он воспринимается как радикал, который допускает серьезные, на наш взгляд, ошибки. Но в целом ему надо отдать должное: активность у него очень высокая, и она приносит свои положительные плоды. Если в процессе его работы мы не увидим нарушений законодательства, то пусть эти инициативы будут и дальше. Ничего страшного в этом не вижу и надеюсь, что представительный орган власти будет эту активность главы района принимать как нормальные факты.

Есть ли у них взаимодействие? Вот тут, мне кажется, принципиальный вопрос возникает: а что лучше, когда полное единение или когда есть борьба мнений? Мне более импонирует, когда есть борьба мнений, но основанная на конструктивном подходе. Не на оголтелой критике и попытках дискредитировать действующую власть, чтобы создать условия самому эту власть потом захватить. Поэтому, если там есть какие-то противоречия, разные подходы и оценки, я в этом ничего страшного не вижу. Главное, чтобы они не стали глубокой тенденцией, носящей антагонизм межличностных отношений. Пока, по-моему, этого там нет.

- Еще одна тема, касающаяся местных проблем. Оппоненты упрекают вас в курсе на сокращение числа больниц и школ на селе…

- Но этот курс останется прежним. Если говорить об объектах здравоохранения, то здесь главное - квалифицированная медпомощь. А для этого надо, чтобы объект здравоохранения был укомплектован хорошим оборудованием, чтоб там работали хорошо подготовленные кадры, были достойные условия для прохождения курса лечения. Все больницы сделать такими мы не в силах. Да и глупо к этому стремиться: зачем деньги на ветер бросать? Поэтому централизация будет продолжаться. Будет обеспечиваться своевременная быстрая доставка людей. И я полагаю, что это значительно в целом улучшит качество медоб-служивания людей, живущих на селе.

Что же касается школ, то, вопреки утверждениям некоторых товарищей, мы еще ни одной не закрыли. Но при этом мы не отказываемся от стратегического подхода, он будет обеспечен. Мы просто хотим осуществить его максимально подготовленно, без того подхода, что был прежде, - закрыли, вышвырнули всех на улицу и на этом забыли. Мы стремимся все сделать так, чтобы те учителя, которые работают, были обеспечены работой. Кого надо сократить, чтобы они были переподготовлены и не потерялись в этой жизни. Чтобы был обеспечен абсолютно надежный способ доставки детей, а где необходимо, чтобы были обеспечены условия для проживания ребят при школах. Словом, все должно быть тщательно продумано и осуществляться без кампанейщины.

О «корриде» по-смоленски

- Вы не раз критиковали муниципальные власти Смоленска и за ситуацию в ЖКХ, и за другие просчеты. Недели две назад вы довольно жестко высказались против «грандиозного» плана приватизации муниципального имущества в Смоленске. Реакция есть?

- Ну вот давайте посмотрим на ситуацию с уборкой мусора. Сколько мы посвятили времени, для того чтобы убедить городское руководство обратить внимание на эту проблему? Много, очень много. Мусора, наверное, в городе меньше, чем мы потеряли времени на это. Но ситуация всё же изменилась к лучшему. Потому что возникли альтернативные формы уборки города. Городская власть наконец-то поняла, что надо эту нишу открывать для бизнеса, и ситуация стала меняться в лучшую сторону.

То, что связано с приватизацией. Абсолютно убежден, что такого подхода, который был предпринят, уже не будет. Реакция на мои замечания оказалась достаточно бурной. Есть даже попытка какого-то оправдания, что, мол, городскую власть не так поняли. Меня это уже не волнует. Я знаю одно: такого подхода – взяли и продали – уже не будет. То есть реакция та, которую мы и ожидали. И в части экономического анализа я еще раз подтверждаю: если надо, мы им поможем. Если они скажут, что самостоятельно готовы его сделать, ради бога. Нас волнует только то, чтоб не было примитивной распродажи городского имущества, после которой будешь локти кусать, но уже не вернешь ничего. Приватизация – это крайне ответственное решение, оно должно быть взвешено по всем параметрам.

По ЖКХ. Я знаю планы Владислава Николаевича, связанные с акционированием многих МУПов. Считаю, что стратегия выбрана совершенно правильная. Единственное, за что я его критикую (и достаточно жестко критикую), так это за то, что очень большой разрыв между словами и теми делами, которые должны последовать после определенных заявлений. Очень большой период времени! Он мне объясняет, что идет не то что саботаж, но очень сильное противодействие этим процессам. Это естественно, потому что мы наступаем на определенные клановые интересы, сложившиеся там уже десятилетиями. Но мириться с тем, что есть, мы не имеем права. И господину Халецкому, и его команде в этом плане надо, конечно, быть более энергичными, более системными и целеустремленными. Тогда и дела пойдут быстрей.

- Не знаю, как вам, но мне взаимоотношения между мэром и горсоветом напоминают бесконечную корриду, в которой уже вряд ли возможно разобраться, кто «бык», а кто «тореадор». Очевидно, что эта коррида в ущерб интересам города и горожан. Возможен ли, на ваш взгляд, вариант политического решения этого затянувшегося конфликта? Или нам всем придется ждать муниципальных выборов 2008 года?

- Мне кажется, что консенсус найден не будет, поскольку слишком разные подходы и действительно слишком многое увязано в этом конфликте с межличностными отношениями. Конфликт, вы правы, зашел достаточно глубоко. Всё это очень печально и вызывает чувство разочарования, потому что в городе нет слаженной работы, нет системного подхода. Когда нет объединения усилий двух ветвей власти, ничего хорошего, конечно, не следует ожидать.

2008-й год, конечно, в определенной степени ситуацию исправит. А вот что предложить, чтобы не потерять это время? Всё-таки основной вектор ответственности, точнее говоря, вектор активности в реформах принадлежит исполнительной власти. Исполнительной власти Смоленска надо постараться быть более аргументированной, более энергичной в части доведения до широких масс населения своих инициатив. Откровенно говорить людям, что не получается, что мешает и чего она хочет добиться. Тогда, я абсолютно убежден, и депутатский корпус горсовета будет всё правильно воспринимать. Не думаю, что там много людей, которые просто не хотят сотрудничества с главой города.

Городской администрации, я еще раз повторяю, надо активней работать с депутатским корпусом и больше информировать население о том, что делается. Тогда гораздо легче будет реализовать те планы, которые есть.

Еще раз повторю, что планы у городской администрации, насколько я осведомлен, весьма прогрессивные и отвечают духу сегодняшнего дня. Их реализация действительно может кардинально изменить положение дел в городе. Не вижу причин, чтобы их не выполнять или чтобы депутатский корпус как-то этому сопротивлялся. Но вижу недоработки в том, что идет очень слабая работа по информированию населения Смоленска об этих инициативах. Нет понимания. А когда нет понимания, возникают разного рода кривотолки, сплетни, слухи. У нас на этот счет мастеров достаточно много. Мол, всё делается для того, чтобы украсть, прихватить собственность…

- К сожалению, эти кривотолки и слухи иногда исходят от депутатов городского Совета. Вы дали хорошие советы мэру, а какой политический совет вы дали бы смоленским депутатам?

- Им всем надо дать один совет: что они говорили в ходе встреч с избирателями, что они им обещали перед выборами, делать конкретно. Чтоб они эти свои обещания реализовывали по жизни. Не занимались выяснением отношений - что мы можем сделать с городской исполнительной властью, кто из нас важнее, а кто нет, какие мы тут уставы примем. В первую очередь выполните те обещания, которые вы давали людям! И поймите, наконец, чтобы выполнить эти обещания, надо отстроить конструктивную работу с исполнительной ветвью власти. Вот чем надо заниматься, а не популист-ской болтовней, которая носит оттенок корыстных интересов. Вот такой совет.

- От мусора в политике позвольте вернуться к теме мусора реального. Ваше отношение к идее городской власти построить в Смоленске мусоросжигательный завод?

- У меня изначально были предложения к Владиславу Николаевичу Халецкому не зацикливаться на масштабном проекте уборки мусора. Достаточно сделать какое-то мусоросортировочное предприятие - недорогое, быстровозводимое, с ценой в пределах 2-3 миллионов долларов. Вокруг этого мусоросортировочного предприятия создалось бы сразу несколько разного рода ООО, которые бы этот мусор с удовольствием привозили, сдавали, зарабатывали бы на этом деньги в условиях того тарифа, который есть, и проблема была бы решена очень быстро.

Примеры тому есть, не мы изо-брели этот велосипед. Но город, это его право, пошел по более масштабному проекту. Поэтому мы видим задержку. Когда этот завод будет построен, к тому времени, наверное, у нас и мусора уже не останется…

- Это всё-таки будет мусоросжигательный завод?

- Я не готов сейчас ответить, что это такое будет. Но мне недавно стали известны просто удивительные факты из этого проекта. Предполагалось, например, на этом мусоросжигательном заводе вырабатывать… электроэнергию и ее продавать. Но это же полный абсурд! Поэтому сейчас, наверное, меняется концепция.

Если это сжигательный завод, то здесь, конечно, сразу встанут и вопросы по экологии. Зачем нам его строить, если можно сделать сортировку, прессовку мусора и отвезти его на те мусоросжигательные заводы, которые уже функционируют? Не так уж они от нас далеко. Печально, что в городе не понимают главного: это не забота власти должна быть – сжигать мусор или перерабатывать. Это бизнес всё сам отрегулирует.

- Многих смолян и жителей области тревожит буквально фантастический рост игорного бизнеса…

- Москва приняла жесткие решения по этому виду бизнеса, и они будут доведены до логического конца – выдавливать игорный бизнес из столицы. Естественно, не выбрасывать же весь этот «мусор» на улицу. Люди, которые занимаются этим бизнесом, начинают перераспределять его в регионы. Мы наблюдаем эту картину и в Смоленске. Она мне не нравится, скажу откровенно.

Так что мы будем проводить политику, аналогичную политике Лужкова. Сейчас уже вырабатываются наши принципиальные подходы. Естественно, эти свои действия мы должны будем согласовывать с муниципальными властями. Но засилья игорных заведений ни в Смоленске, ни в районах мы не допустим.

О «неприкасаемых» чиновниках

- Кадры в России решали и решают абсолютно всё. Для вас, как для губернатора, есть «неприкасаемые» чиновники?

- Ну а вам как кажется?

- Мне кажется, что нет, но определенное противодействие, которое вам переломить пока не удается, явно прослеживается. Или я неправ?

- Проблема есть. Когда я пришел в этот кабинет, у меня было впечатление, что здесь, как в торте «Наполеон»: множество слоев чиновников, все со своими интересами, сопротивление тихое, но колоссальное. Такое, что ни из одного слоя за корысть или бездействие никого ни выковырять, ни вышвырнуть невозможно. Начинаешь работать, верхний слой снимаешь, на втором все тормозится. Добираешься до второго, на третьем еще тяжелее. Губернатор, конечно, до самого низа добраться не может, поэтому остро встает вопрос доверия к тому звену, которое рядом с тобой.

- Я вас вот почему о неприкасаемых чиновниках спросил. В прошлом году «Смоленская газета» неоднократно писала о вопиющих безобразиях в сфере иностранного усыновления. Тогда благодаря вашему вмешательству многие чиновники были уволены, наказаны. Но теперь, спустя год, создается впечатление, что для ключевых фигур в этой истории ваше вмешательство оказалось лишь легким испугом…

- Мы тогда жесткие меры приняли, направленные на то звено управления, которое подотчетно областной власти и подконтрольно непосредственно губернатору. Уволили многих, наказали, поменяли директоров специальных учебных заведений. Но, согласен с вами, радикального изменения общей ситуации не произошло. Чем это объяснить? Наверное, тем, о чем я сказал чуть выше: перелопатить всех, поменять всех, естественно, нельзя. Тогда просто некому будет работать. А люди, к сожалению, сами для себя выводов не делают. Потому что сложившаяся на практике десятилетий ситуация круговой поруки и безответственности их предельно устраивает и воспринимается как должная. Да, поменять всех невозможно, но, согласитесь, уже всё не так, как было раньше.

- Эта тема, увы, касается и чиновников региональных структур федеральных органов госвласти. Например, в письмах читателей много жалоб на работу БТИ, Регпалаты.

- Вообще-то в региональных структурах федеральных органов государственной власти, если губернатор ставит какую-то задачу, то там максимально быстрое и максимально уважительное отношение к нашим просьбам. Мы, со своей стороны, просим дать объяснения по тем проблемам, которые нас волнуют, – например, по тем же большим очередям в БТИ или Регпалате. Нам дают пояснения. Идет конструктивный, нормальный диалог. Но не везде. Есть моменты, которые носят принципиальный характер, в том числе и в кадровой политике. По ряду федеральных структур мною до сих пор не дано согласие на назначение руководителей. Мы здесь имеем разные оценки и подходы. Но надеюсь, что в ближайшее время эти противоречия будут устранены.

О деньгах, выборах и… комиссарах

- Национальные проекты сейчас на слуху у всех. Насколько при их реализации Правительство учитывает интересы регионов?

- Учесть интерес каждого региона, конечно, очень сложно. Речь идет о той методологии, которая должна быть разработана министерствами, чтобы позволить именно на объективных принципах распределять финансовые ресурсы между регионами, максимально исключить лоббизм, какие-то субъективные факторы. На мой взгляд, в этом направлении сделано как никогда много. А курс однозначно жестко определен Президентом страны.

Но вот что меня озадачивает. Почему-то наше общество и СМИ делают главный акцент на том, чтобы деньги, выделенные на национальные проекты, не были украдены. Это, безусловно, важно. Но наряду с этим не менее важно, а может, даже и более важно обеспечить объективное распределение этих ресурсов между субъектами Федерации. Чтобы не дать предпосылок к обидам между регионами: мол, опять все ушло в Татарстан или еще куда-то, а Центральной России ничего не досталось. Вот этих ошибок важно не допустить. А выделенные деньги, поверьте, прикарманить никому не удастся – контроль за ними строжайший и на нескольких уровнях сразу.

- На днях партия «Единая Россия» выступила с идеей создания организации «Самоуправление России». Но это же откровенная «подстава» и для Президента, и для тех руководителей регионов, кто не побоялся взять на себя ответственность по реформированию местной власти! Выходит, что «партия власти» предлагает нам всем вернуть комиссаров вплоть до последней деревни?

- Эта инициатива носит элемент искусственности, элемент формализма. Поэтому эта структура воспринимается мной как кратковременная, преследующая одну очевидную цель - обеспечение выборов в Госдуму. Она долго не просуществует. Сама идея не очень корректна, будем так говорить.

Мне больше импонируют другие инициативы, которые мы сейчас начинаем реализовывать. Они инициированы федеральным центром и направлены на объединение всех глав сельских поселений, муниципальных образований области в формате Совета. У нас уже существует Ассоциация глав муниципальных образований, и мы еще до инициативы Москвы говорили о необходимости ее расширения. Сейчас это всё будет сделано в формате Совета глав. Этот орган нам позволит обеспечить хорошую координацию, взаимный обмен информацией, оценку и анализ тех или иных проблем, которые возникают локально, для того чтобы не допустить их распространения на другие уровни сельских поселений. Орган будет рабочий, будет регулярно собираться. И, самое главное, через него областная власть будет иметь реальную возможность доводить до всех руководителей наши инициативы, наше понимание тех или иных проблем.
А инициатива «Единой России» - это партийная инициатива. У любой партии есть право выступить с той или иной инициативой. Но это и проблема партии, получится что-то реальное с реализацией ее инициативы или нет. Мне не хотелось бы это обсуждать, но в целом мое отношение к идее весьма скептическое.

- Ваше отношение к предложениям некоторых местных единороссов провести следующие выборы в областную Думу только по партийным спискам?

- Как член политсовета партии «Единая Россия», я выступал и буду выступать против этих нововведений. У нас есть закон, где четко записано, что Дума формируется ровно пополам: 50% - от партий и 50% - депутаты от одномандатных округов. Считаю, что на сегодняшний день это максимально отвечает той политической ситуации, которая есть в регионе. И отдавать выборы в законодательный орган области полностью на откуп партийным спискам считаю преждевременным. Я противник этой инициативы.

- Не придется ли совмещать предстоящие выборы в областную и Государственную Думы?

- Мы обговаривали эту ситуацию с Владимиром Ивановичем Анисимовым, и я склоняюсь к тому, чтобы совместить выборы областных депутатов с выборами в Госдуму. Для этого нам придется примерно на полгода пролонгировать срок полномочий нынешней областной Думы, до декабря 2007 года. Надеюсь, что и депутатский корпус, и население воспримут это с пониманием.

О музеях и исторической справедливости

- Многие смоляне обеспокоены судьбой наших музейных сокровищ. Есть ли какие-то подвижки в решении вопроса о выставочных помещениях?

- Мы сейчас прорабатываем одну инициативу. Надеюсь, если всё у нас будет складываться, года через два мы эту проблему решим принципиально. Это увязывается с освобождением одного из больших помещений в городе. Пока мне не хотелось бы раскрывать детали, но мы работаем над этим, и нам очень хочется, чтобы у музея были хорошие добротные помещения, в которых он мог бы достойно представить все свои экспонаты.

- В решении этих проблем серьезно сталкиваются интересы работников культуры и представителей епархии, поскольку многие учреждения культуры Смоленска находятся в бывших соборах и монастырях?

- Мы обязательно выполним то обещание, которое дали многоуважаемому владыке Кириллу в части высвобождения помещения Авраамиевского монастыря. У него есть и повторная просьба в части собора Вознесенского монастыря, где сейчас расположен Выставочный зал. Мы работаем и над этим вопросом.

- Словом, вместо единственного, оборудованного на самом современном уровне выставочного зала в центре города будет очередной храм?

- Историческая справедливость должна быть восстановлена. Объекты, которые принадлежали церкви, без спешки, но должны быть ей отданы. В том числе и земля, на которой они находятся. Мне кажется, что торг в этом вопросе безнравственен. Надо просто вернуть все отобранное и таким образом хоть как-то компенсировать тот колоссальный урон, который власть нанесла в свое время православию.

Пусть художники не беспокоятся: речь не идет о быстрой передаче собора Вознесенского монастыря епархии. Возможно, мы сначала какую-то его часть передадим церкви, а какую-то оставим за Выставочным залом. Не надо этого бояться, ведь есть же прекрасный опыт сотрудничества церкви и Третьяковской галереи в Москве, который могли бы перенять и наши музейные работники. Более того, еще раз подчеркну: до того момента, пока мы не решим вопрос с современным выставочным комплексом, ни в коей мере не уменьшающим возможность населения знакомиться с шедеврами культуры, ни о какой ликвидации или передаче существующих музейных площадей и речи быть не может. Не имея ничего взамен, мы на это не пойдем.

- А судьба костела, где сейчас гибнет областной архив?

- Очень сложный вопрос. И с судьбой архива, и с костелом. В решении проблемы сохранения того бесценного исторического наследия, которое, вы правы, находится сегодня в ужаснейшем состоянии в здании костела, областная власть сегодня пытается активно взаимодействовать с федеральным центром. Вопрос в финансировании. Деньги необходимы очень немалые.

Что же касается дальнейшей судьбы костела как культового здания, то я одно могу сказать: я с одинаковым уважением отношусь ко всем конфессиям, традиционно представленным на территории региона. И, если достаточно много верующих той или иной конфессии на территории региона, мы, конечно, должны создавать им условия для отправления религиозных обрядов.

Но я не вижу на сегодняшний день потребности в создании условий для активного продвижения католицизма на Смоленщине. Не вижу, у меня такое ощущение. Поэтому способствовать быстрому решению вопроса с возвратом костела католикам не буду.

- Вы не боитесь, что это ваше заявление вызовет шквал негодования со стороны радикальных поборников защиты свободы вероисповедания?

- Не боюсь, поскольку считаю абсолютно нелогичным для власти, чтобы она своими действиями способствовала католической экспансии на исконно русской православной земле.

- Ваша оценка работы благотворительного фонда имени М.К. Тенишевой?

- В целом работа фонда меня удовлетворяет. Кому-то, возможно, кажется, что это тихая и незаметная деятельность, могли бы действовать активнее, энергичнее. Но они делают то, что могут делать в этих условиях. Дефицит финансовых ресурсов, конечно, очень сильно сказывается на всех инициативах. Но с каждым месяцем, с каждым годом у нас в регионе денег прибывает, и я надеюсь, что львиную долю свободных ресурсов мы будем направлять на развитие объектов культуры, на сохранение нашего национального достояния - всего того, что воспитывает всех нас, воспитывает наше отношение к жизни и к родной стране.

- В среде смоленских литераторов сегодня немало споров о работе Совета по книгоиздательской деятельности при Администрации области. Мол, на бюджетные деньги публикуют не то и не тех. Может быть, как это сделали в других регионах, вообще отказаться от спонсирования из бюджета публикаций тех или иных авторов, книг?

- Мы поддерживаем и публикуем те работы, которые направлены на воспитание гражданина, формируют дух патриотизма, гордость за нашу историю. Если власть не будет этого делать, то в нынешних рыночных условиях вообще перестанут появляться подобного рода произведения. Поэтому лучше мы стерпим чью-то критику, но продолжим работу этого Совета, продолжим поддержку книгоиздательского дела.

О «семейном бизнесе» и внуках

- Есть такое расхожее выражение: «Губернаторская власть хуже царской: до Бога высоко, до царя далеко». Вы согласны с этим?

- В принципе, ничего неожиданного для себя, придя в этот кабинет и заняв должность губернатора области, я не обнаружил. Как и предполагал, очень много работы, а за каждым решением очень большая ответственность.

Вообще от власти и тех людей, кто во власти, на сегодняшний день зависит очень многое. К сожалению. Хотя этого, убежден, не должно быть. Но, наверное, иные времена еще не скоро в России наступят. А поэтому, как говорил классик, надо честно нести свой крест и верить. Добросовестно выполнять те обязанности, которые ты, не надо забывать, добровольно возложил на свои плечи. Ведь меня никто не заставлял идти на выборы, меня никто не заставлял идти к Президенту и просить у него доверия для того, чтобы очередной срок нести эти тяжелые, не скрою, очень тяжелые функции руководителя региона. Поэтому свое губернаторское служение я воспринимаю прежде всего как работу, требующую очень высокой степени ответственности.

- Увы, не для всех силовиков поход в гражданскую власть оказался успешным. А у вас получилось. В чем ваш личный секрет успеха?

- Во-первых, я жил на территории региона, будучи силовиком, а не спустился на парашюте и не с трапа корабля сошел. Во-вторых, все годы, работая в спецслужбе, я занимался экономикой.

Занимался обеспечением безопасности функционирования важнейших народнохозяйственных объектов, расположенных на территории региона, – АЭС, ПО «Кристалл», авиазавода, агропромышленного комплекса. Мне эта тема была очень хорошо понятна и известна не формально, а изнутри. Я очень хорошо знал людей – руководителей предприятий, основных специалистов. И с ними были достаточно хорошие, доверительные отношения. И это, конечно, создало ту хорошую основу, которая позволила быстро войти в новую, уже гражданскую должность. Мне не требовалось что-то изучать, заново знакомиться с людьми. В этом, конечно, я более выгодно отличался от других силовиков, которые, к их беде, не имели такой возможности. Это, пожалуй, главное. Ну а система спецслужбы формирует и особую ответственность, особую дисциплинированность, особое отношение к труду. Это помогло мне с первого же дня после выборов без всяких проволочек по 12 часов работать и войти в курс дел очень быстро.

- Как снимаете стресс, накапливающийся на работе?

- Когда охотничий сезон, снимаю стресс на природе, это самая эффективная форма снятия стресса. А еще – бильярд и большой теннис. Вот, пожалуй, и все.

- Охота – это достаточно жесткий вид отдыха…

- Охота для меня - это прежде всего общение с кругом друзей в условиях природы. Меня не очень волнует, выйдет ли на меня зверь, застрелил я его или нет. Меня больше радует и позволяет расслабиться именно общение с друзьями на лоне природы в неформальной обстановке. Люблю слушать разного рода рассказы об охотничьей жизни.

- Удается что-то читать из новых книг, смотреть фильмы?

- Практически нет. Слушаем только аудиозаписи, как сказал Владимир Владимирович. К счастью, машина сейчас хорошо оборудована, есть возможность в дороге смотреть фильмы. «Девятая рота» на меня произвела достаточно сильное впечатление. А «Ночной и Дневной дозоры» – не очень. То, что сейчас на слуху, стараюсь и смотреть.

- Екатерина II начинала свой день с обхода рынков, дабы быть в курсе не только цен, но и настроений масс. Вам удается бывать на рынках, в магазинах?

- Откровенно скажу, что нет. Считаю эти хождения пустой тратой времени. Доверяю делать покупки жене и дочке. А насчет цен и настроений народа, поверьте, информирован достаточно хорошо.

- А по дому чем-то занимаетесь?

- Сейчас нет. Раньше любил заниматься разного рода столярными поделками по дереву. Но сейчас нет времени, да и потребности. Наверное, уже достиг того возраста, когда в родном доме всё уже должно быть сделано…

- У вашей семьи есть домработница?

- Никаких помощниц, домработниц у нас нет.

 

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Архив

1 марта 2006

План приватизации: 14 голосов «за» 14 объектов  1531

• Виктор Маслов: "Мы работаем, а не ищем «золотой» шанс"  1891

СЕГОДНЯ В АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ  1492

ОБЛАСТЬ К ВЕСНЕ ГОТОВА  1504

А судьи что?  1497



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)