Смоляне теряют рабочее время в очередях за справками у медиков и чиновников
Проводить время в ожидании земляки научились цивилизованно. Жизнь заставила - народ запасается терпением, валидолом и составляет списки. Многие из "стояльцев" ездят туда как на работу. Некоторые так поднаторели, что получше любого специалиста проконсультируют, какие справки и документы надо собрать.
В заложниках у очереди
В отделении Пенсионного фонда Ленинского района уже спустя час после открытия яблоку упасть негде. В коридоре чуть больше метра шириной всего несколько стульев. Люди подпирают стены и глотают валидол. В 2007 году пожилая женщина скончалась прямо у дверей кабинета, не дождавшись приема...
За любой бумажкой приходится стоять, жалуется Лидия СТЕПАНОВА. - Слово или цифру неверную указали - опять стой. А им, она обиженно машет рукой, трудно все за раз объяснить.
В ноябре прошлого года у людей не выдержали нервы - очередь не выпускала работников пенсионного фонда домой, пока те не выдали им все справки.
Казалось бы, случай неординарный. Но начальники неприятный инцидент забыли, и люди вновь томятся в многочасовых очередях.
А чиновники из головной конторы Пенсионного фонда по Смоленской области только руками разводят. Главный его руководитель Анатолий ВАСИЛЕВИЧ лишь сетует: "Как нас достали эти очереди!"
Мы та структура, которая никогда не уйдет от очередей, чуть ли не с гордостью добавляет начальник прессслужбы отделения Пенсионного фонда по Смоленской области Александр КОСТЮКОВ. - Они у нас будут всегда.
В подтверждение этому Александр Сергеевич приводит уйму цифр. Около 300 тысяч смолян получают пенсию по линии Пенсионного фонда, около 50 тысяч приходят ежегодно за перерасчетом пенсий и более 20 тысяч - за назначением... Мол, такой поток населения, как же тут столпотворения избежать!
По словам чиновников выходит, смоляне, дескать, сами виноваты: не дают им жить спокойно. В отделениях Пенсионного фонда Заднепровского или Промышленного районов народ, видимо, не такой дотошный, там очередей не бывает.
Кстати, сейчас горожане ринулись менять страховые полисы, да и за жилищными субсидиями потянутся вскоре. Опять чиновники "страдать" будут!
Виновного не найдешь
В местной поликлинике - просто кошмар, негодует наш читатель Андрей Викторович. - Недавно пришел к участковому за справкой. А в кабинет пять очередей: "по талонам", "по больничному", "общая", "я просто спросить!", "мне только карту забрать". Свихнуться можно! Участники войны и инвалиды обслуживаются без очереди, а их - полкоридора!
Другая читательница жаловалась на очередь в кабинет флюорографии. Елена Михайловна оказалась 15й по счету, за ней - еще человек 10. Врач, не обращая внимания на толпу перед своим кабинетом, вышла и пропала минут на двадцать. Вернулась, только когда очередь шум подняла.
Чтобы получить заветный талончик к "узким" специалистам, нужно занять "позицию" еще до открытия поликлиники. Но даже с талончиком на руках не факт, что вы успеете к доктору.
Врачи находят уйму объяснений, почему перед их кабинетами собираются толпы: наплыв пациентов, нехватка врачей, из рабочего арсенала - только ручка и амбулаторная карта... Кстати, в бесконечных "больничных" очередях опять виноваты мы сами.
Население у нас стало грамотное: вместо того чтобы сначала посетить терапевта, сразу идут к кардиологу или эндокринологу, жалуется главный врач поликлиники № 6 Ольга ЛЕБЕДЕВА. - А так нельзя. К кардиологу надо прийти уже с результатами анализов, ЭКГ, УЗИ. Получается, что им опять нужно сидеть в очереди к участковому, а потом вновь к кардиологу!
Но самая главная причина столпотворений кроется совсем в другом.
У нас бюджетное здравоохранение, которое всегда подразумевает очереди, объясняет Ольга Викторовна.
Цена потерянного времени
Попасть на прием к "узким" специалистам, получить загранпаспорт или обменять медицинский полис за один рабочий день не удастся. Впору отпуск брать, причем двух недель может и не хватить в погоне за всеми справками!
Большинство очередей создаются искусственно. Хотите получить загранпаспорт - на приеме и выдаче документов работает дватри сотрудника. А чтобы попасть в заветный кабинет, не так давно нужно было отстоять огромную очередь человек в двести. Люди толпятся в тесных помещениях, где не то что развернуться дышать невозможно. А если придете к началу приема, окажетесь во второй сотне ожидающих, а прием длится всего около трех часов! Соберете все бумаги - вас опять ждет очередь. Придете получать документы - и снова столпотворение!
Чиновники признают свое бессилие и разводят руками, говоря, что проблему надо рассматривать хотя бы на уровне области. Если для большого начальника очередь - показатель значимости его услуг, то для большинства смолян это лишь унижение и трата уймы времени.
По подсчетам ВЦИОМа, среднестатистический гражданин стоит в очереди (больше десяти человек) раз в неделю. И почти в ста процентах случаев эта очередь ведет к окошку или двери, за которой сидит государственный или муниципальный служащий.
А КАК У НИХ?
В Ленинградской области планируется расширить отделение доврачебного приема, где люди получат квалифицированные консультации. Сокращению очередей поспособствовало и открытие в поликлиниках центров телефонной связи. В течение дня фельдшер обзванивает 6080 жителей микрорайона, интересуется их состоянием здоровья, дает конкретные рекомендации и, в случае необходимости, записывает на прием к доктору.
В Челябинске решили бороться с очередями в городских поликлиниках необычным способом. Теперь в каждом медучреждении появятся специальные дежурные. Они будут выяснять, к каким врачам выстраиваются длинные очереди и с чем это связано.
Оригинальные способы борьбы с очередями придумывают и в других регионах. Например, в поликлиниках Армавира установили видеокамеры. "Система наблюдения мобилизует медперсонал, а постоянный мониторинг видеозаписей позволяет более рационально использовать рабочее время", - считают местные врачи.
РЕЙТИНГ ОЧЕРЕДЕЙ
1. В регпалату.
2. В миграционную службу.
3. В паспортный стол и отделения Пенсионного фонда.
4. В регистратуру и на прием к "узким" специалистам.
5. В налоговую.
Екатерина ЛЕГКОВА