«Без лица». В Смоленске открылась уникальная выставка масок
Не только атрибут карнавала. В культурно-выставочном центре имени Тенишевых начал работу масштабный арт-проект, посвященный маскам со всего мира. В коллекции из Архангельска воссозданы театральные, боевые, пыточные, спортивные маски. Она уже побывала в 16 городах России.
...Знаменитые венецианские маски и мексиканские калаверы ко Дню мёртвых, мэмпо, защищавшие лицо самураев или реквизит известных кинофильмов - десятки видов масок, которые обезличивают, скрывают, устрашают, перевоплощают и не только. Одна из самых знаменитых средневековых масок - врачевателя чумы. Маска с клювом не только придавала доктору вид древнеегипетского божества, отпугивающего болезнь, но и была прообразом современного респиратора. -
Алина Самуйлова, сотрудник культурно-выставочного центра имени Тенишевых:
"В клюв помещались травы, которые должны были дезинфицировать и фильтровать воздух поступающий, чтобы врач не заразился чумой или другой страшной инфекцией". -
Именно с масок в начале XX века началось эстетическое протезирование. Ветераны Первой мировой войны с обезображенными лицами часто сводили счеты с жизнью, однако с помощью масок началась их реабилитация.
Маски-накладки надевали изуродованные солдаты, вернувшиеся с фронтов Первой мировой войны. Английский скульптор Френсис Вуд изготавливал их из гальванизированной меди, покрывал эмалью и раскрашивал в цвет кожи.
Маски не только помогали своим владельцам. В эпоху инквизиции в Европе железные маски были распространенным орудием пыток или наказания. И даже муж мог опозорить свою провинившуюся супругу, надев специальную маску. -
Алина Самуйлова, сотрудник культурно-выставочного центра имени Тенишевых:
"Она имела вид металлического каркаса с отверстием, куда помещался язык, чтобы несчастная не могла говорить. И сверху надевался колокольчик". -
Смоляне могут не только увидеть, но и примерить маски до 9 сентября. Завершит арт-проект в культурно-выставочном центре имени Тенишевых настоящий карнавал.