Под тендером понимается конкурентный отбор поставщика для закупки товаров, услуг или работ. Самым распространенным видов тендеров сегодня являются электронные торги. Они бывают нескольких видов, каждый из которых имеет характерные особенности организации и проведения. Разнообразие и большое количество проводимых торгов делает актуальной и востребованной услуги тендерного сопровождения.
Классификация тендеров
Применяют несколько классификаций тендеров. Самая простая из них - степень допуска участников. По этому признаку различают два вида тендеров:
открытые. К закупке допускаются участники без ограничений, кроме тех, которые касаются соответствия поставляемого товара требованиям конкурсной или аукционной документации;
закрытые. Перечень возможных участников определяется организаторами тендера заранее. Отобранным поставщикам рассылаются специальные приглашения. Обычно речь в подобной ситуации идет о закрытом конкурсе или аукционе на поставки, связанные с гостайной и секретностью.
Второй признак, при помощи которого выполняется классификация тендеров - форма торгов и принцип определения победителя. Согласно этим параметрам различают следующие виды тендерных закупок:
электронный аукцион;
конкурс;
запрос предложений или котировок;
закупка у единственного поставщика.
Каждый из перечисленных вариантов закупок требует более подробного описания. При этом необходимо понимать, что перечисленные ниже особенности и условия являются обязательными только для госзакупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ, так как правила проведения коммерческих торгов определяются их организаторами.
Электронный аукцион
Самая популярная и распространенная сегодня форма тендера. Главная его особенность заключается в использовании единственного значимого критерия - цены предложения. Преимущества проведения тендеров в виде электронного аукциона заключаются в следующем:
простые и понятные правила определения победителя;
универсальность аукционной документации, которая широко применяется при осуществлении не только государственных, но и коммерческих закупок;
активное использование простого и удобного для участников документооборота в электронном формате;
практически полное отсутствие каких-либо ограничений для проведения и т.д.
Главным недостатком электронного аукциона выступает сложность подачи заявки, что касается таких видов товаров и услуг, как строительство, поставки компьютеров и комплектующих, лекарственных препаратов, различного типа оборудования и т.д. В перечисленных и подобных случаях организаторы нередко составляют аукционную документацию таким образом, что правильно заполнить и подать заявку на участие крайне сложно. В этом случае поставщики нередко обращаются за помощью в тендерах к специализированным организациям.
Конкурс
Основным отличием конкурса от аукциона выступает выбор победителя при помощи нескольких критериев, каждый из которых имеет определенную значимость. При этом цена предложения выступает только одним из нескольких принимаемых во внимание параметров.
Начиная с июля 2018 года началось введение нового формата проведения конкурсов - электронного. Планируется до конца года полностью перейти на этот вид торгов с привычного бумажного формата. Однако, действующие сегодня №44-ФЗ и №223-ФЗ серьезно ограничивают возможность проведения конкурсов при осуществлении госзакупок. Поэтому количество подобных торгов, по сравнению с числом аукционов, сравнительно невелико.
Запрос котировок или предложений
Самым простым видом тендера является запрос котировок. Он допускается при проведении госзакупок на сумму, не превышающую 0,5 млн. руб. Главным и единственным критерием оценки предложений участников выступает цена.
Несколько более сложная процедура предусмотрена при запросе предложений. Такая форма тендера предполагает использование нескольких критериев, как и для конкурса. Однако, осуществление госзакупок в формате запроса предложений допускается только в четко ограниченных случаях, например, если не состоялся электронный аукцион.
Закупка у единственного поставщика
Этот вариант тендера является единственным из описанных видов неконкурентной закупки. Как правило, он проводится в том случае, если потенциальный участник занимает монопольное положение на рынке. Фактически, тендер представляет собой заключение договора с заранее известным поставщиком.
Законодательство жестко регламентирует ситуации, когда допускается осуществление закупки у единственного поставщика. При этом заказчик обязан обосновать целесообразность и необходимость проведения неконкурентного тендера.
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)