Сергей Черняков: «Подготовка кадров для культуры региона стратегический вопрос развития отрасли»
Основанный в год полета Ю.А. Гагарина в космос, сегодня Смоленский государственный институт искусств продолжает оставаться учебным заведением, где осуществляется подготовка специалистов для сферы, которая может и должна стать одним из конкурентных преимуществ Смоленщины, считает начальник Департамента Смоленской области по культуре и туризму Сергей Черняков.
- Сергей Александрович, почему подготовка кадров для учреждений культуры является вопросом именно стратегического порядка?
- Потому что всегда и в любом направлении, и культурная отрасль не исключение кадры, как решали, так и решают все. Что касается культуры, то это тем более актуально. Дело в том, что культура не является чем-то застывшим, скажем так, забронзовевшим. И даже её традиционные проявления могут и должны искать новые форматы выражения, новые, креативные способы и методы привлечения к нашему культурному наследию внимания максимального количества и смолян, и гостей Смоленщины. И, в этой связи, подготовка специалистов для сферы культуры для нас является стратегическим вопросом развития отрасли. Соответственно, наличие в системе профессионального образования региона Смоленского государственного института искусств, работающего вот уже более 50 лет важнейший момент, с точки зрения реализации мер государственной кадровой политики в заданном направлении. И, особенно важно подчеркнуть, что приоритетной задачей Департамента Смоленской области по культуре и туризму, подведомственным учреждением которого является институт искусств, было и продолжает оставаться обеспечение учреждений культуры области квалифицированными сотрудниками, умеющими работать в том новом формате, о котором шла речь ниже. Сегодня для этого существуют необходимые базовые условия, так как их подготовка в Смоленском государственном институте искусств, что очень важно, осуществляется, в том числе по программам среднего профессионального образования (колледж).
- А какие еще условия необходимы, помимо упомянутых вами базовых для практической реализации кадровой политики в культуре?
- В первую очередь, это желание, умение и фактическая способность руководства и профессорско-преподавательского состава института искусств работать не по инерции, а с учетом современных условий. Еще раз повторяю: культура, как важнейшая форма коммуникации, является живой, постоянно меняющейся, трансформирующейся системой. И, чтобы понимать, чувствовать, что культура жива тем, кто готовит молодых специалистов для сферы культуры, просто необходимо держать руку на пульсе. Понимаете, не учитывать современных методов и методик преподавания, не видеть новых явлений и тенденций в искусстве, не использовать свежих, ярких способов популяризации и продвижения культурного наследия региона такой роскоши мы уже просто не можем себе позволить. Вот на что следует, на мой взгляд, обращать внимание, когда речь идет о подготовке кадров для культуры Смоленщины. Это наша общая задача задача Департамента Смоленской области по культуре по туризму и, конечно, задача руководства и трудового коллектива института искусств.
- Кстати, а какие кадры сегодня готовятся на базе Смоленского института искусств, в том числе, по программам среднего профессионального образования?
- На базе среднего профессионального образования подготовка специалистов осуществляется сразу по нескольким направлениям среди которых социально-культурная деятельность, народное художественное творчество, живопись, сольное и хоровое народное пение. На базе высшего образования специалисты готовятся самого различного профиля: от библиотечно-информационной и социально-культурной деятельности до актерского и музыкально-инструментального искусства. Считаю, что актуальными направлениями являются режиссура театрализованных представлений и праздников, а также актерское искусство. Слава Богу, в Вузе сложились хорошие традиции. И, сохранение данных традиций в сочетании с новыми подходами и технологиями несомненно будет давать сфере культуры нашей области те кадры, которые ей очень нужны. Потому что только тогда можно будет говорить о конкурентных преимуществах смоленской культуры, в том числе и в контексте развития туристского потенциала.