Протоирей Василий Мовчанюк: «Больше всего боюсь равнодушия»
В 2014 году в Смоленской области начала действовать концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде. Что это такое и с чем это едят, рассказал Благочинный церквей Ярцевского округа, председатель Епархиальной наградной комиссии, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии протоиерей Василий Мовчанюк.
- Отец Василий, говоря о концепции, вы также отмечаете роль интеграции светской и духовной культуры. Из чего складывается это сотрудничество в Смоленской области?
- Больше года назад я занял должность руководителя епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации. Мне пришлось еще глубже изучить многие процессы. В первую очередь, специально проехал несколько регионов РФ, которые считаются флагманами в вопросах религиозного образования и катехизации, а также сотрудничества со светскими властями. Мне было очень интересно познакомиться с опытом Белгородской области. Там хорошо поставлена работа, но она не носит такой системный характер, как на Смоленщине. С самого начала - устами ныне Святейшего Патриарха Кирилла - мы озвучили самое главное: если говорить о соработничестве с администрацией области, то только комплексном. Это не должно быть похоже на вулкан, когда сначала на поверхность выплескивается та или иная тема для обсуждения и рассмотрения, а потом затухает, и так многократно. Сегодня, например, рассматривается вопрос преподавания нескольких дисциплин в школах, которые абсолютно культурологические, но преследуют цель познакомить наших детей с культурой, которая опирается на христианские ценности и православные традиции. Продолжая говорить о системном подходе, благодаря такой позиции и священноначалия, и светских властей мы никогда не гнались, не гонимся и, я надеюсь, не будем гнаться за какими-то цифрами и «охватом», когда ради «галочки» проводятся поголовные экскурсии для детей в духовно-просветительские центры. Мы к такому не стремимся.
- А какие цели вы ставите?
- Для нас в первую очередь важна работа с родителями и педагогами. Каждому нужно ответить для себя на вопрос: светское общество - это атеистическое общество или все-таки что-то другое? Есть ли в школах религиозная или атеистическая пропаганда? Мы декларируем, что Россия - светское государство, соответственно, и школа - светская. Но светскость - это не значит, что надлежит занять крайне левую или крайне правую позицию. Достичь этого понимания, что навязывать не стоит, мы и пытаемся
Вот, у меня всегда спрашивают, как я отношусь к атеистам. Отвечаю, что очень хорошо. Атеист - это ищущий человек. Я всегда боюсь равнодушия. Даже если человек категорически настроен против, мне с ним приятнее и интереснее общаться.
- А что отличает таких людей?
- Это, прежде всего, думающий человек. Есть такое выражение: «Палкой никуда не загонишь». И это правда! Надо, чтобы человек внутренне проникся пониманием, что есть идеалы, вокруг которых нужно выстраивать свою жизнь. Однако если мы постоянно будем их навязывать людям, то, конечно, в итоге получим некое отторжение. Это вопрос взросления нации. Если мы будем ее постоянно к чему-то подталкивать, понукать, то вызовем деформации, которые потом исправить будет сложнее, нежели потихоньку, спокойно пытаться людям донести что-то по нашему мнению очень важное. И мне приятно, что в подавляющем большинстве ориентиры, которые отстаивает церковь, выбирает подавляющее большинство общества. Другой вопрос, как мы это преподносим
- В школе духовно-нравственное воспитание прививается на уроке «Основы православной культуры». Какая еще работа проводится в этой сфере?
- Конечно, в работе мы опираемся на законодательную базу. Но самое главное в концепции развития духовно-нравственного образования - наши ориентиры и идеи. Если говорить о Смоленской области, ее лейтмотивом стали слова президента Владимира Путина, сказанные им 12 декабря 2012 года в обращении к Федеральному Собранию: «На протяжении только одного XX века Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. В нашей стране несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен - все и так развалится само по себе». Эту же тему глава государства развил через год, выступая на заседании клуба «Валдай»: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России».
Мы, обсуждая концепцию, которая, к слову, является плодом многолетних трудов, выстраиваем эти ориентиры, чтобы люди для себя задавались вопросом: можем ли мы жить без идеи?
- По каким направлениям реализуется концепция?
- Во-первых, это культурно-историческая традиция как основа духовно-нравственного развития личности гражданина России. Затем - интеграция ценностей светского и религиозного образования, цель которой - паритетное взаимодействие образовательных организаций с религиозными, основанное на духовных идеалах и традиционных моральных нормах.
Отмечу, что духовно-нравственное развитие и воспитание - сфера педагогической ответственности. Здесь мы хотим вернуться в первую очередь к тому, чтобы воссоздать авторитет учителя, который должен быть в глазах не только школьников, но и всей общественности. Церковь уже не первое десятилетие бьет в набат: одна из самых больших проблем в нашем обществе в том, что размывается ценность людей, от которых в жизни зависит очень многое, например, учителя и доктора. Мы должны понимать, что если взрослый человек может иметь свой взгляд на определенные вопросы и проблемы, то ребенок нет. Я никогда не забуду, как в начале 90-х, когда священникам только разрешили приходить в школы, я присутствовал на одном из родительских собраний. Тогда молодой учитель сказал: «Вы знаете, мы не можем детям навязывать, они должны вырасти и сделать выбор самостоятельно». На что одна мама, простая на вид женщина, подняла руку и сказала: «Простите, я ничего не хотела сегодня говорить, но вы сказали, что ребенок должен выбрать. А меня родители всегда учили, что для того, чтобы было из чего выбирать ребенку, в него нужно положить». То есть если ребенок обладает какими-то школьными знаниями по физике и химии, он сделает свой выбор: буду химиком или физиком. То же самое и с духовными ориентирами и ценностями: ребенок должен четко понимать, что хорошо, а что - плохо.
- Другими словами, выбор должен основываться на знании всевозможных мнений и ценностей, которые предлагают разные религии?
- Именно так. При этом мы акцентируем внимание на том, что не нужно вводить общественность в заблуждение, говоря, что «в школах ввели Закон Божий». Закон Божий - это, образно говоря, когда дети должны встать, сложить троеперстие и прочитать молитву, то есть когда присутствует культ. А предметы, которые сегодня преподаются в школах, абсолютно культурологические. Детям рассказывают, допустим, почему на православном храме купол, что такое иконостас. Я думаю, что для человека, живущего на Смоленщине, естественно понимать такие вещи. Часто слышу мнение: что у детей нагрузка большая, и они, может быть, этой информацией никогда не воспользуются. Я за честность диалога, поэтому приведу пример. Сейчас ввели изучение второго иностранного языка. Но у нас даже первый немногие знают. Это наши реалии. Многие школы, особенно если говорить о районных центрах, не готовы к введению второго иностранного языка.
Возвращаясь к тому, к чему призывает церковь, скажу, что еще одна проблема в том, что общество постоянно затягивается в виртуальное общение. Способность получить информацию через интернет - это замечательно, а вот, когда люди пытаются с головой уйти в социальные сети, деформируется личность человека. Я приведу совсем простой пример. Когда люди находятся по разные стороны экрана компьютера, они могут сказать друг другу что угодно. Почему? Нет ответственности. Элементарно, нет зрительного контакта с собеседником. В виртуальном мире люди зачастую обрастают коркой озлобленности и недовольства. Страшнее, когда рядом с таким человеком не оказывается никого и ничего, что помогло бы ему вернуться к нормальной, реальной жизни. Поэтому, когда мы говорим о концепции духовно-нравственного развития, нам очень важно попытаться ребенку если не привить желание выстраивать свою жизнь вокруг некого стержня, то сделать так, чтобы он хотя бы понимал - в жизни есть этот стержень. Ужасно слышать от детей 1314 лет: «Нет смысла жизни». Вы знаете, у меня как у отца сердце сжимается, потому что я понимаю: его родители не учат дурному, не говорят ему, что жить - глупо. Но это происходит, и значит, мы что-то упускаем - где-то молчаливо, где-то отмахиваясь
- Отец Василий, Смоленщина сейчас готовится к проведению IV Рождественских чтений, тема которых «Молодежь: ответственность и свобода». Какую роль эта площадка играет в духовно-нравственном воспитании?
- В этом году тема чтений животрепещущая и сложная для нас: трудно найти формы общения с современной молодежью, особенно той ее частью, которая по возрасту находится между школьной скамьей и 3-4-м курсом вуза. Эти люди настолько ритмичны во всем, что нам порой трудно подстроиться под них. Взрослым людям иногда нужно просто порассуждать о чем-то, а молодежь к этому не готова, ей нужно принимать решения и нести за них ответственность. И в этом плане молодежь всегда одинакова. Как написал апостол Павел: «Разумейте дух времени», вот, она и соответствует духу времени Работая над Рождественскими чтениями, мы стараемся организовать площадки так, чтобы разговор получился. Очень рады, что священноначалие церкви выбрало такую тему, и я надеюсь, думающая часть молодежи поймет, что мы обеспокоены этим не потому, что борется за прихожан.
Мы движимы любовью и состраданием, ведь для нас самое страшное, когда молодой человек говорит «нет смысла жизни». Больно, когда человек говорит, что нет любви или дружбы Нам нужно бороться с равнодушием, с людьми, которые безразличны ко всему, не только к судьбе Отечества, но и к самому себе. Мы хотим пробудить в людях интерес к моральным, нравственным идеалам. Мы церковь и педагогическое сообщество - готовы к диалогу. Это необходимо, чтобы вызвать в ребенке желание рассуждать на тему ответственности и свободы, чтобы найти для него такие ответы на интересующие вопросы, которые, если не сразу будут приняты им, то хотя бы лягут в сокровищницу, из которой рано или поздно он достанет эти знания и будет на них опираться.
Фото с сайта ЯрцевскогоБлагочиннического округа.