Смоленская область в разных фокусах
На выставке «ARTфото-2018» в КВЦ им. Тенишевых представлены работы лучших смоленских фотографов.
«Хороший снимок можно сделать и консервной банкой», - сказал когда-то знаменитый фотограф Анри Картье-Брессон. Спустя десятилетия фоткать стали при помощи «мыльницы» - компактного фотоаппарата со встроенным объективом. Сегодня почти в каждой семье есть какое-то навороченное электронное устройство (гаджет), посредством которого можно запечатлеть прекрасное мгновенье. При этом качество и красивость получаемых кадров порой может конкурировать с профессиональными. Однако большое количество лайков на вашем селфи в соцсетях еще не означает, что эта фотография является произведением искусства. Как отличить художественный снимок от просто красивого кадра? Что значит творчество в фотографии? Ответы на эти вопросы можно получить, посетив выставку «ARTфото- 2018».
В экспозиции представлено более 120 работ 30 авторов различных творческих жанров и направлений от реализма до авангарда. В выставке участвуют как маститые фотографы, так и молодые таланты. Большинство авторов представили для экспозиции не отдельные снимки, а законченные творческие проекты или фотографические серии.
- Работы эти уникальны тем, что каждая несет свой положительный заряд, свою особую энергетику. Многие фотографии передают красоту Смоленщины, - сказал на открытии выставки начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму Сергей Черняков.
Границы творческого поиска смоленских фотохудожников с годами расширяются. Одни раздвигают горизонты изображения за счет применения новых технологий, другие осваивают зону визуальных экспериментов.
Неизменным источником вдохновения является природа в различных ее проявлениях. В экспозиции классические всепогодные пейзажи Андрея Меньших и Дмитрия Кагана соседствуют с лаконичной зимней геометрией Алексея Дроздова («Следы на снегу»).
Некоторые авторы в работе с натурой используют приемы пикториальной (от английского слова pictorial - живописный) фотографии, имитируя приемы живописи и графики. В этой эстетике исполнены оптические изыски Александра Свисткова («Эфир макромира»), Татьяны Зайцевой («Букеты») и Игоря Чернова («Русский лес», за эту серию автор получил государственную стипендию Министерства культуры РФ).
Фотосерия «Легенды древнего Кавказа» Станислава Кожекина - это не просто красивые горные пейзажи, а проникнутые внутренней поэзией и местными мифами этнические пространства.
На фотографиях Александра Григорченкова и Геннадия Дубино зрители могут полюбоваться видами Смоленщины с высоты птичьего полета. Эти широкоформатные панорамы порой открывают необычные визуальные явления. Так у Григорченкова на одном из снимков вечернего города в свечении автодорог просматривается якорь. «Хочу поделиться с вами одним секретом, - комментирует это фото автор, - Смоленск - это большой корабль. Свой якорь наш город отдал в этом месте, пришвартовавшись навсегда к берегам Днепра».
Портрет так же остается одним из востребованных жанров. Здесь хочется отметить Олесю Конову, чьи изображения объединены единой стилистикой, отсылающей к эпохе Возрождения. Виктор Цурганов в лицах пожилых деревенских женщин (триптих «Жить прожить не поле перейти») отражает вечную тему жизненного опыта.
Сергей Зубов находит сюжеты в окружающей действительности. Он фиксирует мгновения, когда человек и ландшафт составляют единую драматическую композицию. Персонажи на его снимках порою обезличены (сняты со спины или силуэтами), но при этом сохраняют элементы образной индивидуальности.
Мастер уличной фотографии Владимир Пореш представил серию «Задворки», где в унылых пейзажах смоленских окраин творится магия человеческих отношений.
Александр Завьялов работает на стыке фотографии и изобразительного искусства, монтируя свои опусы в реальности и на компьютере. В сопроводительной записке к его глубокомысленной серии «Заскитался в конец» читаем: «Есть много путей ведущих к единому, но каждый пройдет своим маршрутом, и каждый придет к своему единому, где будет Всё».
Триптих Эдуарда Кулемина «Бессмысленный и беспощадный» намекает на угрозу метафизического бунта, таящуюся в самой природе человека.
Владислав Макаров экспериментирует с символами и образами, включая фрагменты фотографий в свои многозначительные коллажи («Голгофа», «Высветления», «Замкнутый круг музыки»).
Фактура материала является объектом внимания таких фотографов, как Сергей Богомолов («Философия дерева», «Философия металла») и Олега Минеева («Сплетенье»). Дмитрий Осипов работает с архитектурными формами и цветом. Вячеслав Щербаков и Алексей Иванов делают иносказательные снимки, в которых телесные и предметные формы образуют сложносочиненные композиции.
Выставка демонстрирует все многообразие современной творческой фотографии. Она вызывает интерес как у профессионалов, так и любителей. Спешите видеть!
Выставка работает до 4 ноября. 12+